Сообщение на тему ростовский кремль музей заповедник. Ростовский кремль. История центра духовной жизни. Современное состояние Ростовского кремля

Большая редкость - сохранились имя и фамилия мастера, который, судя по всему, играл видную роль в процессе проектирования и строительства. Его звали Петр Досаев. Известно о нем мало, только то, что он был первоклассным каменщиком из рода переселенцев и происхождение имел восточное. Строительство началось в 1650 году с возведения административных помещений и жилой зоны, затем строители перешли к церковным сооружениям. Искусствоведы выделяют четырнадцать отдельных памятников, которые сохранились до наших дней и входят в ансамбль Ростовского кремля: Успенский собор, звонница Успенского собора, Святые ворота, Надвратная церковь Воскресения, Судный приказ, церковь Иоанна Богослова, церковь Одигитрии, церковь Спаса на Сенях (или, как ее еще называют, Спаса Нерукотворного), церковь Григория Богослова, Красная палата, Дом на погребах, Самуилов корпус, Белая (Столовая) палата и башни кремля.

В архивных документах историки то и дело находили упоминания о фресках внутри Успенского собора, но сами фрески отсутствовали. Только в 1950 году ученые обнаружили, что под верхними слоями масляной росписи сбора есть еще один - те самые фрески, упомянутые в архивах и воспоминаниях очевидцев. Частично фрески начали «проявляться» из-под потрескавшегося верхнего слоя в куполах, барабанах и подпружных арках. Фрагменты первоначальной росписи реставраторам удалось «извлечь» в алтаре, а за иконостасами были обнаружены участки, даже не скрытые под поздними слоями росписи. Почему фрески в итоге было приказано «закрасить» и чья это была воля - пока остается загадкой.

Центральной точкой исторического ансамбля, конечно же, является Успенский собор - он стоял тут еще до того, как митрополит Иона начал масштабное строительство. Это фактически визитная карточка музея-заповедника. Место, на котором воздвигнут собор, можно назвать поистине «намоленным», хотя без странных и даже трагических событий не обошлось. Успенский собор - не первое храмовое сооружение, построенное на этой территории. Первая деревянная церковь была возведена в 991 году, еще при князе Владимире. Но всякий раз с постройками что-то случалось: то пожар, то вдруг ни с того ни сего крыша рухнет.

Доподлинно известно, что в одном из прежних храмов, стоявших на этом месте, был крещен Сергий Радонежский, а также то, что одним из настоятелей в свое время был отец знаменитого русского богатыря Алеши Поповича. Нынешний Успенский собор появился в начале XVI века. Будь то случайно или намеренно, но сооружение получилось очень похожим на Московский Успенский собор. Правда, есть детали, характерные именно для Ростовского собора. Особенно красив и самобытен узорчатый аркатурно-колончатый пояс, уникальный для архитектурного наследия того времени.

Звонница Успенского собора прославилась на всю страну после того, как на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Съемки проходили на территории кремля, и именно внутри звонницы снималась знаменитая сцена погони. Потомкам в прекрасном состоянии достались 15 колоколов, из которых самые большие - колокол «Полиелейный» весом в 1000 пудов и колокол «Сысой», который весит 2000 пудов (кстати, митрополит Иона назвал колокол в честь своего отца).

Последним, завершающим сооружением стала церковь Одигитрии, строительство которой, согласно отчетам, завершилось в 1693 году. На этом была поставлена точка. Но даже когда строительные работы еще шли, кремль заслужил многочисленные похвалы высшего духовенства и знати, сюда постоянно приезжали, как на экскурсию, высокопоставленные гости.

Самыми приближенными людьми к митрополиту были дворецкий, приказной и, конечно же, казначей. У каждого из этих «менеджеров высшего звена» были свои ведомства: казенный приказ, судный и домовый. В каждом из подразделений трудились чиновники различных рангов. Штат у митрополита был немаленький - вместе с домашней прислугой, церковными служителями и подручными боярами набиралось под двести человек. Однако в пределах митрополичьих палат жили только самые высокие чины. Остальные (простые служащие, прислуга и «черное духовенство») проживали за пределами стен кремля, в многочисленных слободах, которые тоже подчинялись власти митрополита.

Владимирская икона Богоматери

Одна из главных святынь Успенского собора хранится в Ростовском музее.

Коллекция ямских колокольчиков и бубенцов

Забавная и уникальная коллекция исключительно национальных русских атрибутов, которые уже давно ушли в прошлое, хранится в музее личных коллекций. Этот подарок сделал бывший директор музея-заповедника Вячеслав Ким - он собрал больше 2000 экспонатов, которые после своей смерти завещал выставить на всеобщее обозрение.

Запрестольный крест XVI века

Поступил в Ростовский музей церковных древностей в 1886 году. В 1995 году был похищен и два года назад «всплыл» в частной коллекции в Германии, был выкуплен российским благотворителем и возвращен в Ростовский музей.

Коллекция финифти

Крупнейшая в России. Всего в экспозиции представлено порядка двух с половиной тысяч миниатюр. Экспонаты датируются XVIII‒XX веками.

Судя по летописям, местную казну нельзя назвать бедной. Помимо денег в активах были ценные бумаги, редкие для той эпохи книги, запасы дорогих тканей, из которых шились парадные одежды для выхода в свет, роскошная посуда, мебель, иконы и оружие. Однако не успел митрополит Иона как следует обжиться на новом месте, как по «воле свыше» митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль. Он был вынужден вновь переехать. Без хозяина тут все изменилось: свита разбежалась, хоромы пришли в упадок, даже богослужения прекратились. Был момент, когда архиереи подумывали о том, чтобы пустить кремль на слом, ведь содержать его было слишком дорого, да и незачем. Памятник помогли сохранить меценаты - богатые купцы пожертвовали средства, на которые кремль был отреставрирован, а вскоре после реставрации в Белой палате был открыт Ростовский музей церковных древностей.

В ХХ веке вновь настали трудные времена: революция, советская власть, борьба с церковными институтами и религиозными настроениями в обществе. Тем не менее, богослужения здесь проводили вплоть до 1935 года, а потом было принято решение партийного руководства страны о том, чтобы всю религиозную деятельность прекратить, а Успенский собор передать под склад кофе-цикорной фабрики. Почти два десятилетия спустя по Ростову прокатился мощнейший смерч, который частично разрушил купола отдельных церквей, снес кровлю многих зданий и повредил звонницу. После этого весь комплекс, включая Успенский собор, передали Ростовскому музею-заповеднику, но его состояние оставалось плачевным вплоть до 90-х годов прошлого века. В 1991 году начались первые богослужения и реставрационные работы, и к настоящему времени усилиями общественных организаций и спонсоров, а также благодаря государственной поддержке Ростовский кремль практически восстановлен.

В наши дни Ростов - один из главных городов Золотого кольца, а Ростовский кремль находится под охраной государства. Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года музей-заповедник «Ростовский кремль» был включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

В Ростове (не в том, что на Дону, а в том, что возле озера Неро) находится величественная резиденция митрополита. Этот бывший митрополичий двор называют Ростовским кремлем. Хотя это и устоявшееся наименование, но «кремль» - не совсем правильное название для этого места. Ведь стены Ростовского кремля никогда не служили для защиты, они выполняли лишь декоративную функцию.

История Кремля

Строили комплекс этих сооружений с 1670 по 1683 год. Заказчиком был митрополит Иона Сысоевич. Он попросил построить рай на земле согласно библейскому описанию. Для него создали башни, окруженные стенами, райский сад и пруд, окруженный церквями и другими постройками. Однако Ростовский кремль недолго прослужил резиденцией митрополита, уже в 1787 году ее перенесли в Ярославль. А ансамбль ростовских храмов решили разрушить, чтобы построить на этом месте что-то другое. Однако местные жители воспротивились такому решению и уберегли архитектурный комплекс.

Ростовскому кремлю многое еще довелось пережить. Почти все его сооружения нуждаются в реставрации. Она проходит, но довольно медленными темпами, поэтому-то некоторые церкви комплекса и кажутся несколько запущенными. Однако это нисколько не умаляет их величественности и красоты. Ведь не зря же Ростовский кремль в 2013 году смог стать победителем медиаконкурса «Россия-10», согласно которому определялось десять символов России.


Что посмотреть?

Ростовский кремль включает в себя несколько церквей, главной из которых можно считать Успенский собор. Однако каждый собор комплекса по-своему прекрасен. Внимание стоит обратить и на разнообразие куполов в Ростовском кремле. По их цвету можно понять, что они символизируют. Синие купола с золотыми звездами посвящены Богородице и как бы напоминают о рождении Христа. Зеленые купола выкрашены в такой цвет потому, что он ассоциируется со Святым духом. Церкви с серебряными куполами посвящены различным святым. Количество куполов также имеет важное значение. Три купола признанный символ Святой Троицы, пять – Христа и четырех евангелистов, а семь – такое же количество таинств Церкви, девять – число ангельских чинов и так далее. Рассматривая церкви Ростовского кремля, можно увидеть всю эту символику и убедиться в ее правдивости, расспросив служителей церкви.

На территории Ростовского кремля действует несколько выставок и музеев. Одним из самых популярных является музей финифти. Этот вид малоизвестного прикладного искусства стал популярным в Ростове еще в 18 веке. С помощью уникальной росписи создаются картины, украшения, оклады для икон и другие занимательные вещицы.

Выставки Ростовского кремля также знакомят туристов с древнерусским искусством, археологическими находками в этой области, можно посмотреть на картинную галерею, выставку колокольчиков и бубенцов. Однако главное, что стоит увидеть, – это великолепная роспись на стенах церквей. Здесь представлены многие библейские сюжеты. К примеру, картина страшного суда занимает огромную площадь, поднимаясь ввысь на несколько этажей. На память о посещении Ростовского кремля можно сделать фото в княжеских одеждах на фоне старинных зданий.

Ростовский кремль, наверное, второй, после Московского кремля, памятник архитектуры, который визуально знаком многим россиянам. Можно сказать, кто хоть раз видел комедию «Иван Васильевич меняет профессию», тот совершил дистанционную мини экскурсию по Ростовскому кремлю, поскольку множество кадров приключений в царских палатах Ивана Грозного снимали на его территории. Наверняка сразу вспоминается эпизод с погоней, эпизод с колоколами – это все кадры с территории Ростовского кремля.

Данный архитектурно-исторический памятник представляет собой комплекс зданий, храмов и иных сооружений, расположенный на территории около 2 га на берегу озера Неро в Ярославской области. Тот архитектурный комплекс, который есть сейчас, был заложен в 1650 году, вокруг Успенского собора, который, по сути – самый древний храм комплекса и является визитной карточкой всего музея-заповедника.

Местоположение Успенского собора и затем всего комплекса не случайно. До строительства собора в 1512 году здесь были еще четыре деревянные церкви. Так, первая деревянная церковь была построена еще в 991 году при правлении князя Владимира, то есть всего три года спустя после крещения Руси. Но была уничтожена пожаром. Интересно, что в одной из предшествующих строительству Успенского собора церквей в 1314 году один из ростовских бояр окрестил своего сына - младенца Варфоломея – в последствие известного как преподобный Сергий Радонежский.

Сейчас уже не установить, намеренно или случайно, что Успенский собор, построенный в Ростове, оказался очень похож на московский Успенский собор. Но есть детали, которые подарили свою особую уникальность Ростовскому Успенскому собору. Например, самобытный узорчатый аркатурно-колончатый пояс на фасаде собора, который является уникальным архитектурным наследием.

Строительство всего архитектурного ансамбля кремля история связывает с именем митрополита Ионы Сысоевича. Почему же митрополит, который замещал на московском престоле самого опального патриарха Никона, вернулся из столицы в Ростов? Это была ссылка, да самая настоящая ссылка. Политические интриги в Москве привели к тому, что митрополиту Ионе дали предписание уехать в Ростов и не выезжать оттуда.


Ссыльный митрополит решил создать в Ростове центр духовной жизни. Основным замыслом стало строительство Архиерейского (Митрополитичьего) двора, то есть, по сути, резиденции митрополита. Поскольку у митрополита были в подчинении люди, целый штат служащих: дворецкие, клерки, казначей, чиновники разных рангов, священники – до двух сотен человек вместе с домашней прислугой, то строительство началось с возведения административных зданий и жилых районов, а затем строители приступили к церковным сооружениям. Одна из примечательных особенностей - большинство зданий Ростовского кремля - каменные. Но жилые митрополитичьи палаты всегда были деревянными.

Очень редко, но в случае со строительством Ростовского кремля история хранит имя человека, который, похоже, сыграл заметную роль в проектировании и строительстве, и, скорее всего, был главным зодчим комплекса. Его имя - Петр Досаев. О нем известно немного, только то, что он был высококлассным каменщиком и сыном иммигрантов с восточными корнями.

Надо отдать должное мастерству древних зодчих, которые смогли спроектировать и разместить остальные здания и сооружения Ростовского кремля так, что все они объединились в великолепный архитектурный комплекс. Зодчим удалось воплотить в явь замысел митрополита о создании райского уголка, чтобы душа наполнялась высокими чувствами, и возникали чистые мысли. Чего стоит только небольшой прекрасный пруд во внутреннем дворике, в котором отражаются великолепные палаты и церкви комплекса! А вид из галерей на озеро Неро! А прекрасный Митрополичий сад, примыкающий с юга к центральной части комплекса, который был заложен по настоянию митрополита в завершающей стадии строительства.


Согласно записям строительство кремля было завершено в 1693 году. Примечательно, что резиденция митрополита была окружена крепостными стенами с бойницами в конце строительства. Но широкие проемы бойниц, окна с наличниками, богатое убранство башен свидетельствовало о том, что как крепость Ростовский кремль использовать никто не планировал. Кстати, удался и другой замысел митрополита - даже когда строительные работы были не завершены полностью, кремль посещали высшее духовенство и знать. Здесь действительно был центр духовной жизни.

Судьба Ростовского кремля не проста. После того, как митрополит получил приказ перенести свою резиденцию в Ярославль, архитектурный комплекс начал постепенно приходить в упадок. Были и пожары на территории комплекса. Было и время, когда синод хотел разрушить практически весь комплекс, поскольку его содержание было слишком дорогим. Но жители Ростова, богатое купечество, меценаты решили возродить былую славу кремля, как духовного центра. На собранные пожертвования в 19-м веке прошла реконструкция, кремль опять был доступен для посещений, на территории Белой палаты открыли музей церковных древностей. В 1883 году Ростовский кремль получил статус государственного музея-заповедника. Затем была революция, гражданская война, борьба с церковью и религией в обществе. Однако службы в Успенском соборе велись вплоть до 1935 года, когда в свете указаний руководства страны было решено, вообще прекратить всю религиозную деятельность, а местная номенклатура решила превратить Успенский собор в склад кофе-цикорной фабрики, а на территории комплекса стали размещаться различные артели, конторы, делались жилые квартиры. Потом и сильнейший ураган 24 августа 1953 причинил серьезный урон. Но Ростовский кремль выдержал и выстоял! В период с 1954 по 1962 года была проведена серьезная научная реставрация. В 1991 году стали проводить первые богослужения, а также новые реставрационные работы, и сегодня усилиями неправительственных организаций и спонсоров, а также благодаря государственной поддержке Ростовский кремль практически восстановлен во всей его красе.

Для увеличения нажмите на изображение

Об этом удивительном архитектурном комплексе можно писать много. Если вы захотите его посетить, вам не хватит одного дня, чтобы увидеть и осознать всю его самобытность, осмотреть ценности и коллекции, хранящиеся в музеях, на его территории. Многие туристы едут посмотреть на главную святыню Успенского собора – Владимирскую икону Божьей Матери, на Звонницу Успенского собора, чтобы услышать звон и увидеть 15 сохранившихся колоколов. Один из крупнейших колоколов был отлит в 1688 году и назван в память отца митрополита Ионы, простого сельского священника, – Сысой. Возможно, вы захотите посетить церковь Ивана Богослова и увидеть своими глазами фресковый иконостас. Кстати, с фресками Успенского собора связана удивительная . В50-х годах 20 века ученые обнаружили, что под внешними слоями масляной живописи в соборе был еще один слой, состоящие из тех фресок, которые упомянуты в архивах и воспоминаниях очевидцев 16 века. Частично фрески стали появляться под треснутым наружным слоем куполов и подпружных арках. Реставраторам удалось извлечь фрагменты первоначальной росписи алтаря Успенского собора. Почему фрески, в итоге, было приказано закрасить, и чья это была воля, остается загадкой до сих пор.

Кроме того, на территории Ростовского кремля сохранились захоронения многих ростовских князей и духовенства, в том числе и захоронение митрополита Ионы Сысоевича.

Много полезной информации о всех достопримечательностях, можно посмотреть на сайте государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» - http://www.rostmuseum.ru/

История городов России удивительна и многогранна. Порою мы больше знаем о заграничных памятниках архитектуры, чем о российских. Но нам есть чем гордиться. Наши зодчие умели строить на века.

Очень красивое и действительно впечатляющее сооружение! На данный момент он почти полностью восстановлен и поражает своим размахом и величественностью архитектуры. Ростовский Кремль - это целый комплекс зданий, объединённых общими стенами: здесь и многоглавные церкви, и звонницы, и старинные палаты, и башни, покрытые деревянной черепицей. Ростовский Кремль значительно интереснее кремлей в Пскове и в Великом Новгороде. Безусловно, это самая важная из достопримечательностей Ростова Великого .
Не удивляйтесь, если вам покажется, что Ростовский Кремль вы где-то уже видели: всё верно, именно здесь снимались "древнерусские" эпизоды знаменитого фильма Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию".
Адрес Ростовского Кремля, чтобы найти Кремль в Ростове, вам точно не понадобится: как только вы приедете в центр Ростова Великого, вы просто не сможете не заметить целые букеты, гроздья куполов, возвышающиеся над одно- и двухэтажной застройкой!

Кремль в Ростове Великом на самом деле - не совсем кремль. Это резиденция архиереев Ростовско-Ярославской епархии, Архиерейский дом, который начали строить в 1660-ые годы при митрополите Ионе Сысоевиче. Поэтому правильное название Ростовского кремля - Архиерейский (или митрополичий) двор.

Ростовский кремль состоит из трёх больших частей , внутри каждой из которых имеется просторный внутренний двор. Центральная часть - собственно Архиерейский или Владычий двор с жилыми и хозяйственными постройками, обнесённый высокими стенами и окружённый храмами (на схеме ниже - Б). С севера от центрального двора расположена соборная площадь с Успенским собором (на схеме - А). А с юга к Архиерейскому двору примыкает территория Митрополичьего сада (В).

Обозначения на схеме Ростовского Кремля:

  1. Церковь Иоанна Богослова. Главный вход, касса.
  2. Церковь Одигитрии. Выставка "Сияет злато и лазурь".
  3. Церковь Воскресения. Переходы по стенам Кремля.
  4. Колокольницы.
  5. Проход на Соборную площадь.
  6. Судный приказ. Музей финифти.
  7. Пруд.
  8. Дом на Погребах. Гостиница, кафе "Погребок".
  9. Водяная башня. Смотровая площадка.
  10. Самуилов корпус. Отдел древнерусского искусства. Картинная галерея.
  11. Церковь Спаса на Сенях.
  12. Белая палата. Музей церковных древностей.
  13. Красная палата. Музейная гостиная. Историческая экспозиция. Ресторан "Собрание".
  14. Проход в Митрополичий сад.
  15. Церковь Григория Богослова.
  16. Пруд в Митрополичьем саду.
  17. Палатка Митрополичьего сада. Уютное кафе.
  18. Часобитная башня.
  19. Княжьи терема.
  20. Дровяная башня.

Ростовский Кремль - фото и прогулка

Начнём прогулку с Соборной площади . В эту часть Кремля вход бесплатный.

Успенский собор - самый древний храм на территории Ростовского Кремля, он датируется 1508-1512 годами. Его венчают пять мощных глав. На этом месте издревле стояли храмы. От одного из них, сооружённого в XII веке при Андрее Боголюбском, остался Леонтьевский придел, который также называют пещерным, так как он находится намного ниже уровня алтаря. В нём хранятся мощи ростовского епископа Леонтия, убитого в 1071 году язычниками.


В 1314 году здесь был крещён сын ростовского боярина младенец Варфоломей, будущий Сергий Радонежский.

Ещё в 1660-ых годах стены Успенского собора были расписаны фресками, работы выполняла знаменитая артель мастеров Гурия Никитина (она же расписывала Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме). Первые фрески сохранились лишь фрагментарно - позднее поверх них положили новый слой. В настоящее время внутри собор производит, конечно, удручающее впечатление.


С Соборной площади можно подняться на Звонницу (1682-1687 гг.) - это уже не бесплатно. Здесь висят 13 уникальных колоколов разного размера и веса, отлитых в XVII - XIX веках. Большинство колоколов имеют свои имена. Самый большой, 2000-пудовый (это около 32 тонн) колокол именуется "Сысой": в честь митрополита Ионы. Второй по весу (1000-пудовый) зовётся "Полиелейным", так как созывает на полиелейные церковные праздники. Есть ещё "Лебедь", "Баран", "Козёл". Колокол, который использовался в дни Великого поста, называется "Голодарь". Посетителям звонить в колокола строго запрещается.


Внизу в здании звонницы находятся сувенирный магазин, а также очень интересный магазин-мастерская "Чернолощёная керамика" - этот традиционный народный промысел существует на ростовской земле с XVI века. Обожжённая в коптящем пламени без доступа кислорода керамика получает глубокий чёрный, угольный цвет, затем её уже расписывают красками. В этой мастерской можно увидеть процесс изготовления сувениров и разнообразных фигурок и тут же приобрести эти фигурки, стоят они недорого.


Направляемся в следующую, центральную часть Кремля - Архиерейский двор . Проходим под богато украшенными парадными воротами церкви Воскресения Христова. Здесь придётся купить билет.


Церковь Воскресения Христова (1670 г.) была специально построена на высоких подклетах, в которых прорублены проёмы для двух ассиметричных ворот - проездных и пешеходных. На фото ниже - та же Воскресенская церковь, но на этот раз вид со стороны Архиерейского двора.


Итак, мы оказались в уютном дворе с прудом посередине. Обратите внимание на угловые башни, построенные в 1670-ых годах. Характерные луковичные ("курносые") завершения круглых угловых башен делают силуэт Ростова Великого узнаваемым всегда.

Слева от Воскресенской церкви видим корпус у часозвони , основание бывшей Часовой башни, которую пришлось разобрать в XIX веке из-за опасности разрушения.


Следующее красное здание - хозяйственный корпус "Дом на погребах" . Раньше здесь действительно находились погреба. А теперь - гостиница, где может остановиться абсолютно любой человек. Гостиница, правда, не очень высокого уровня, пока всё довольно "по-советски", причём номера стоят не очень дёшево. Но если у кого-то будет желание пожить в самом Ростовском Кремле - пожалуйста! Тем более, у постояльцев гостиницы есть редкая возможность побродить по Кремлю вечером после его закрытия, а утром можно просыпаться под колокольные звоны вместо будильника;)

Среди корпусов служебного, хозяйственного и жилого значения почти не выделяется и Белая палата , построенная около 1675 г. по образцу Патриаршего дворца в Московском Кремле. К ней примыкает маленькая одноглавая Церковь Спаса Нерукотворного на Сенях (на фото справа), задуманная как домовая церковь митрополита. Называется она так, поскольку стоит на двухэтажном подклете, где находились сени: кладовые и другие хозяйственные помещения. Церковь необычна своим завершением: каждый её фасад заканчивается треугольным фронтоном, и получается, что церковь крыта на восемь скатов. Чтобы попасть в неё и посмотреть фрески, нужно купить билет на "Переходы по стенам Кремля".

Внутри совсем небольшой и внешне неприметной церкви богатое убранство, причём две трети помещения храма занимает солея - возвышение перед алтарём - здесь во время службы могли помещаться десятки священников! Митрополит Иона очень любил торжественные и многолюдные богослужения.


Жёлтое трёхэтажное здание на Архиерейском дворе - Самуилов корпус - бывшие жилые покои ростовских митрополитов. Говорят, к этому дому со всех сторон тянулись висячие галереи, и отсюда, не выходя на улицу, можно было пройти в любое помещение, хозяйственное или жилое, в любую башню или церковь.

На противоположном берегу пруда стоит необычно окрашенная Церковь Одигитрии , возведённая в 1692-1693 гг., её пёстрый орнамент имитирует рельеф. Церковь отличается от остальных сооружений Кремля, она построена в стиле "нарышкинского барокко".


Слева от церкви Одигитрии возвышается Церковь Иоанна Богослова с тёмно-зелёными куполами (1683 г.). Во внутренней росписи стен храма есть не только традиционные сцены из жизни Христа, но изображаются и сцены жития Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского. Например, очень интересна фреска "Иоанн и Прохор, растапливающие баню" в третьем ярусе западной стены))


Левее храма Иоанна Богослова находится Красная палата , которая состоит из нескольких корпусов. "Красная" - потому что красивая. Здесь останавливались приехавшие в Ростов цари и императоры.


Это здание - интереснейший пример жилых помещений XVII века. Невозможно не обратить внимание на крыльцо.


На первом этаже Красной палаты недавно был открыт отличный ресторан-музей "Собрание". Если честно, обычно мы избегаем ресторанов, находящихся в самом эпицентре достопримечательностей, часто они неоправданно дорогие, а качество еды оставляет желать лучшего ("ну а зачем напрягаться, посетители всё равно будут"). Но в тот день начавшийся дождь и рецидивирующий голод "загнали" нас именно в этот ресторан. Здесь порции были большими, еда - вкусной, а хлеб, свежайшие булочки их собственного приготовления, просто таял во рту! И ценник, надо сказать, не московский. Рекомендуем.

Наконец, проходим в третью часть Ростовского Кремля - Митрополичий сад . Слева - церковь Григория Богослова . Справа - Дровяная (Садовая) башня . Стены, окружающие Митрополичий сад, отреставрированы совсем недавно. Сад тоже постепенно приводится в порядок. В мае здесь обильно цветут яблони и другие плодовые деревья. В саду можно отдохнуть, посидеть на травке или на лавочке, перекусить в кафе, расположенном на противоположной стороне от прохода в центральную часть Кремля.


Внешне Ростовский Кремль осмотрен!
Чтобы войти в древние храмы Кремля, увидеть их прекрасные фрески, пройтись по верхним переходам, нужно купить билет "Переходы по стенам Кремля" (вы сможете попасть внутрь храмов Воскресения, Иоанна Богослова и Спаса на Сенях). Советуем обязательно это сделать, если время вам позволяет. Покупка этих билетов вас наверняка не разорит, а впечатления будут более полными.



Смотровую площадку в Водяной башне Архиерейского двора мы тоже посетили (за отдельную небольшую плату): не пожалели.

Ростовский Кремль на данный момент в значительной степени восстановлен и отреставрирован. На средства федерального бюджета: в местном бюджете денег, конечно, нет. И теперь Кремль в Ростове составляет яркий контраст с обветшалыми окружающими его зданиями. Картина эта довольно печальная. Восстановительные работы в Кремле ведутся до сих пор. Скорее всего, когда будет закончена реставрация последних сооружений, в реновации уже будут нуждаться первые - как это часто бывает в России.

В Ростовском Кремле работает целый ряд постоянных экспозиций и временных выставок, их посещение оплачивается отдельно, но цена билетов невысока.

Государственный музей-заповедник (гмз) "Ростовский Кремль" открыт ежедневно, кроме 1 января, часы работы с 10.00 до 17.00. Фрески и крепостные стены можно увидеть в период с 1 мая по 1 октября.

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий
Начало строительства: 1670 год
Окончание строительства: 1683 год
Количество башен: 11 шт.
Основные достопримечательности: Успенский собор, звонница Успенского собора, надвратная церковь Воскресения, Судный приказ, церковь Иоанна Богослова, церковь Одигитрии, церковь Спаса Нерукотворного (на сенях), церковь Григория Богослова, Красная палата, Белая столовая палата
Координаты: 57°11"05.2"N 39°24"59.6"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Возведение кремля в Ростове велось в период с 1670 по 1683 годы. Заказчиком строительных работ был местный митрополит Иона Сысоевич. По его замыслу постройка должна была передавать рай в полном его соответствии библейскому описанию. В религиозной литературе рай представляется в виде сада с прудом в центре, а сам сад находится в окружении стен с башнями.

Кремль с высоты птичьего полёта

В 1787 г. митрополия переместилась в Ярославль, поэтому Ростовский митрополичий двор (другое название кремля) утратил свое предназначение и постепенно пришел в упадок. Богослужения в здешних храмах больше не проводились, и архиереи планировали продать весь митрополичий комплекс на слом.

Однако кремль избежал такой незавидной участи благодаря просвещенному городскому купечеству – на выделенные им средства архитектурный ансамбль был отреставрирован (работы проводились в 60-е и 80-е годы XIX столетия).

Вид на Ростовский кремль с озера Неро

Осенью 1883 г. в кремлевской палате под названием «Белая» был открыт Ростовский музей церковных древностей. Инициаторами такого решения стали Титов А.А. и Шляков И.А. С 1886 г. музей попал под покровительство наследника императорского престола царской России – это был Николай II, ставший впоследствии царем. В 1910 г. Государственная дума окончательно закрепила за учреждением общероссийский статус и постановила выделять из казны определенную сумму на его содержание. В 1953 г. из-за сильного смерча большинство памятников ансамбля пострадало, но несколько позднее все они подверглись реставрации.

Слева направо: Одигитриевская башня, церковь Иоанна Богослова, главный вход, касса

Территория Ростовского кремля представлена тремя зонами. Это архиерейский двор, Митрополичий сад и соборная площадь. Здесь же расположена и старейшая постройка города – пятиглавый Успенский собор, выстроенный в далеком XVI веке. Величественное здание святыни заняло место другого, более древнего храма, в свое время возведенного из камня. Внешняя часть Успенского собора отделана разнообразными декоративными деталями, придающими зданию особую выразительность.

Архитектурные особенности Ростовского кремля

Помимо Успенского собора и звонницы, на территории Митрополичьего двора находились и здания административного назначения. Одним из них было здание Судного приказа.

Слева направо: Церковь Одигитрии, Успенский собор, церковь Воскресения

Двухэтажная постройка появилась здесь в середине XVII столетия. Спустя некоторое время рядом с ней возвели надвратную церковь Воскресения с парой крепостных башенок. Прямо под церковью располагались Святые ворота, которые выступали в роли парадного въезда во двор. Из-за малого количества архитектурных изысков в верхней части церкви она кажется грозной подобно сторожевой башне. Зато нижняя часть, перетекающая в арку Святых врат, благодаря киоту, изразцам и кирпичному узору кажется просто роскошной.

Также по замыслу Ионы для его проживания и сохранения немалых денежных накоплений были возведены митрополичьи хоромы.

Церковь Воскресения

Изначально они представляли собой 2-этажный корпус, но в конце XVII века к ним пристроили 3 этаж, а еще через столетие все здание украсили классицистическим декором. Сегодня митрополичьи хоромы опознаются по узким окнам на первом этаже и орнаментальному поясу.

Государственные хоромы, или Красная палата – еще одна солидная постройка, являющаяся достопримечательностью Ростовского кремля. Особая красота сооружения достигается за счет крыльца, завершенного двумя шатрами. Не менее ценным историческим памятником на территории Архиерейского двора остается комплекс церкви Спаса Нерукотворного образа.

Церковь Иоанна Богослова вид со двора кремля

Нижний этаж этого здания, возведенного в 1675 г., занимали хозяйственные службы, на верхнем этаже располагалось само церковное помещение, Отдаточные палаты и Трапезная. Эта святыня считалась домашним храмом Ионы.

Надвратная церковь Иоанна Богослова с пятью главами строилась в последнюю очередь. Она стала лучшим сооружением того времени – от предыдущих построек ее отличал богатый декор на всей внешней поверхности здания. Вытянутость основной части святыни в совокупности с барабанами визуально делают ее более высокой. Строительство церкви Одигитрии стало окончательной точкой в формировании ансамбля Ростовского кремля.

Церковь Одигитрии

Что касается кремлевских стен и башен, их возведение обычно осуществлялось после построения большинства зданий. Как подобает настоящим крепостным стенам, они были оборудованы бойницами. В то же время, в кремлевских башнях были прорублены широкие оконные проемы, что нехарактерно для крепости. По общему декору башен также становится понятно, что никакой защитной роли ни башни, ни стены не играли, а бойницы служили данью традициям.

Из построек хозяйственного значения особого внимания заслуживают собственная пивоварня и пекарня. Их оформление было довольно примитивно, что и выделяло оба здания на фоне богатой резиденции митрополита.

Слева направо: Успенский собор, звонница

Современная жизнь Ростовского Кремля

Сегодня Ростовский кремль существует как музей-заповедник государственного значения. Также он является хранилищем крупнейшей коллекции произведений финифти – древнейшего искусства росписи по эмали. Придя в Ростов в XVII веке, оно осталось востребованным в городе и по сей день.

Картинная галерея музея представлена несколькими залами. В них экспонируются портреты местного дворянства и купечества, знатных в XVIII – XIX столетиях. Здесь же хранятся и произведения русских художников, знаменитых в конце XVIII – начале XX веков. Среди их работ встречается и авангард.

Красная палата

Внутри Белой палаты кремля, ранее служившей для ростовских владык столовой, развернута экспозиция церковных древностей. Частично она воспроизводит первую экспозицию 1883 г. В Красной палате, сооруженной для великих государей, сегодня выставлены напоказ фрезы бисера, фарфора, керамики. Здесь же находится ценная выставка под названием «Археология земли Ростовской».