Структура управления русской православной церкви. Высший орган церковного управления. Глава пресс-службы патриарха и его личный пресс-секретарь Александр Волков

Устав РПЦ определяет Русскую православную церковь как «многонациональную поместную автокефальную церковь, находящуюся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими поместными православными церквами». Согласно Уставу Русской православной церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями – каждый в своей компетенции.

Поместный Собор решает все вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви, и избирает Патриарха.

Архиерейский собор – поместный собор, в котором участвуют исключительно епископы. Является высшим органом иерархического управления Русской православной церкви.

Священный синод, согласно действующему уставу РПЦ, является высшим «органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». Состоит из председателя – Патриарха, девяти постоянных и пяти временных членов – епархиальных архиереев.

Патриархат – предстоятель Церкви, имеет титул «Святейший патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской православной церкви.

Высший церковный совет – новый исполнительный орган, действующий с марта 2011 года при Патриархе Московском и всея Руси и Священном синоде Русской православной церкви. Возглавляется Патриархом и состоит из руководителей синодальных учреждений Русской православной церкви.

Структурную лестницу современной РПЦ можно представить в следующем виде:

1. Епископат (архиерейство). В черном духовенстве сюда входят: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.

2. Пресвитерство (иерейство). В белом духовенстве: протопресвитер, протоиерей, иерей (пресвитер, священник). В черном духовенстве: архимандрит, игумен, иеромонах.

3. Дьяконат. В белом духовенстве: протодьякон, дьякон. В черном духовенстве: архидьякон, иеродьякон.

Низшие клирики (причетники) пребывает вне данной трехстепенной структуры: иподиакона, чтецы, певцы, алтарники, пономари, церквовные сторожа и т.д.

3.2 . Взаимоотношения РПЦ и государства.

Повсеместное строительство и возрождение храмов, рост авторитета и влияния Русской Православной Церкви стали приметой нашего времени.

Сегодня церковь является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие ее государственности и культуры. В этом заключается социально-историческая роль Русской Православной Церкви - равенство религий, религиозных объединений перед законом.

В союзе Церкви и государства, как он сложился на Западе, Церковь была исторически более старшим партнером, чем европейские государства. Их союз выражался конкордатом - юридическим документом. Церковь, несмотря на полное единство с государством, была самостоятельным общественным союзом и свои корни имела в общественности, а не в государстве. Это облегчило Церкви возможность в конце XIX века выйти из-под опеки государства и осознать себя как независимый институт гражданского общества.

Отделившись от государства, современная Церковь в лице ее священнослужителей отстаивала и отстаивает в своих отношениях с властью конституционное право верующих исповедовать свои религиозные убеждения и влиять на жизнь общества. Более того, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его отношения к религии. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признаку в том числе религиозной принадлежности.

С одной стороны, государство больше не ставит своей целью защиту и поддержку христианства. Однако государство должно поддерживать и защищать религиозные и культурные формы жизни своих граждан. Сегодня христианство уже не является доминирующей религиозной силой. С другой стороны, несмотря на то, что государство самостоятельно, без участия Церкви, стало мирской силой, Церковь не может сложить с себя религиозную ответственность за положение общества.

Общество может принимать хорошие или плохие решения, будучи носителем решений, общество в то же время зависит от ценностей, которые ему необходимо изобретать, а потом следовать им в поте лица своего, если оно хочет стать ответственным обществом.

Ответственное общество требует от Церкви, общества и государства соответствующего поведения и создания соответствующих структур. Во-первых, это поддержание диалога. Ведь Церковь получает свой авторитет в государстве не автоматически - только потому, что она Церковь, а лишь в том случае, если она предлагает то, что люди считают полезным для благополучия своего существования. Только в таком случае неверующий или инаковерующий человек увидит, что за намерениями, идеями и целями Церкви скрывается то, что является важным также для него. В этом диалоге Церковь, общество и государство встречаются на одном уровне.

Государство особенно уважает религиозные традиции в том случае, если культура народа и общества была сформирована религиозным наследием. В то же время государство должно защищать также права религиозных меньшинств. Государство отвечает на готовность церквей к диалогу передачей определенных социальных сфер под ответственность Церкви. Исходя из принципа субсидиарности от лат., государство передает церкви некоторые сферы ответственности в области среднего и высшего образования, здравоохранения и т.д., а также предоставляет Церкви соответствующее финансирование.

Таким образом, под эгидой Церкви возникают своеобразные островки, на которых она имеет возможность наглядно продемонстрировать свою заботу о благе человека. Конечно же, Церковь должна следовать определенным государственным предписаниям, действующим в данных социальных сферах.

В свою очередь, священнослужители обязаны уважать соответствующие требования, связанные с несением воинской службы, однако получают широкие возможности для оказания духовной поддержки своим последователям, проведения диалога и предоставления помощи всем желающим.

Таким образом, церкви получают уникальную возможность, работая в общественных институциях, деятельно служить людям и обществу в духе христианства. Они помогают государству, создавая внутренние островки, на которых особенным образом практикуются христианские нравственные ценности. Христианские и прочие конфессии (иудеи, мусульмане), а также другие организации, в частности Красный Крест, могут получить статус корпорации публичного права и осуществлять свою деятельность при условиях поддержки и защиты со стороны государства.

Начало века было ознаменовано для Русской Церкви окончанием "синодального периода", о котором провозгласил миру Поместный Собор Православной Российской Церкви, открывшийся 15 (28) августа 1917 г. и продолжавшийся с перерывами до 7 (20) сентября 1918 г. Он восстановил институт Патриаршества и древнейшую традицию регулярного созыва Соборов как высших органов церковной власти.
Его решения, касающиеся всех сторон новой соборной структуры Церкви, должны были стать определяющими на долгие годы, но революционный 1917 год изменил ход гражданской и церковной истории.
К 1941 г. Русская Православная Церковь имела 3021 действующий храм, причем около 3 тыс. из них находились на территориях, вошедших в состав СССР в 1939-1940 гг. Священнослужителей накануне войны насчитывалось чуть более 6300 человек. В 1938 г. в СССР не существовало ни одного действующего монастыря. После присоединения Восточной Прибалтики, Западной Белоруссии и Бессарабии их стало 46. Из высшего духовенства на свободе оставалось четыре человека: два епископа и два митрополита составляли весь епископат Русской Православной Церкви. Последняя из ранее действовавших Псковская кафедра была упразднена в 1940 г. С 1918 г. не созывались ни Поместный, ни Архиерейский Соборы. Религиозная жизнь в стране приняла очаговый характер.
За последние годы написано много работ о причинах изменения государственно-церковного курса в военные годы, как внутренних, так и внешних. Восстановление церковной жизни проходило стремительно и под жестким государственным контролем. Все это так. Но хочется отметить и другое: Русская Православная Церковь в новых обстоятельствах не только сумела организационно возродиться, но и оказать государству значительную помощь, поддерживая и укрепляя его международный авторитет, способствуя проведению его внешней политики в непростой для СССР период, когда США имели монополию на ядерное оружие.
Спустя 26 лет после Поместного Собора 1917-1918 гг. 8 сентября 1943 г. в Москве состоялся Собор епископов Русской Православной Церкви, на котором присутствовали 19 архиереев (16 из них были доставлены из лагерей и ссылок).
Главным деянием Собора стало избрание Патриарха Московского и всея Руси и образование при нем Священного Синода. При полном единодушии епископата Патриархом был избран митрополит Сергий (Страгородский), фактически бывший Предстоятелем Церкви 17 лет. Среди важнейших документов Собора следует отметить "Обращение ко всем христианам мира" с призывом "к напряжению всех усилий в этой мировой борьбе за попираемые Гитлером идеалы христианства, за свободу христианских церквей, за свободу, счастье и культуру всего человечества". Серьезному осуждению архиереев подверглись изменники вере и отечеству: "Всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик - лишенным сана. Аминь".
Сразу же после Собора началась работа по подготовке "Положения по управлению Православной Русской Церкви", инициатором которого был сам Патриарх. Разработка "Положения" продолжалась и после его безвременной кончины 15 мая 1944 г. А 23 ноября того же года Собор епископов принял решение о созыве Поместного Собора Русской Православной Церкви для избрания Патриарха Московского и всея Руси и принятия готового "Положения по управлению".
Поместный Собор проходил с 31 января по 2 февраля 1945 г. в Москве. В его работе приняли участие митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич), митрополит Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов), митрополит Северо-Американский и Алеутский Вениамин (Федченков), 41 архиепископ и епископ и 126 представителей приходского духовенства и мирян.
В качестве почетных гостей на Соборе присутствовали Патриарх Александрийский Христофор, Патриарх Антиохийский Александр III, Грузинский Католикос - Патриарх Каллистрат, представители Вселенского Патриарха - митрополит Фиагирский Герман, Иерусалимского - архиепископ Севастийский Афинагор; делегация Сербской Церкви во главе с митрополитом Скоплянским Иосифом, делегация Румынской Церкви во главе с епископом Аржемским Иосифом.
Первый день заседания Собора закончился обсуждением и единогласным принятием "Положения по управлению Русской Православной Церковью". "Положение" было зачитано архиепископом Псковским Григорием (Чуковым), который отметил, что отправным пунктом его является 31-е правило Деяний апостолов. Открывался документ следующим определением: "В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда - законодательная, административная, судебная - принадлежит Поместному Собору, периодически созываемому в составе епископов, клириков и мирян". (По сути, оно подтвердило определение Поместного Собора 1917-1918 гг.).
Первый раздел определял права и обязанности Патриарха в реальных условиях существования Церкви в советском государстве. Параграф 7 гласил: "Патриарх для решения назревших важных церковных вопросов созывает с разрешения Правительства (выделено мною. - О.В.) Собор Преосвященных Архиереев и председательствует на Соборе, а когда требуется выслушать голос клира и мирян и имеется внешняя возможность (выделено мною. - О.В.) к созыву очередного Поместного Собора, созывает таковой и председательствует на нем".
Второй раздел "Положения" был посвящен деятельности Священного Синода, третий - епархии, четвертый - приходам. При обсуждении этого раздела разгорелись споры о роли настоятеля прихода. Участниками Собора было отмечено, что "имеются настоятели, которые считают, что в число их обязанностей входит лишь богослужение и проповедничество, от хозяйственной деятельности они устраняются. Это неправильно".
После долгих обсуждений в "Положение" вошла такая формулировка параграфа 35: "Во главе каждой приходской общины верующих стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующих и управления причтом и приходом".
(И никто из присутствующих тогда на Соборе не мог предположить, как будет меняться положение настоятеля в разные политические эпохи советского будущего.)
На втором заседании 2 февраля 1945 г. Поместный Собор единогласно избрал Патриархом Московским и всея Руси патриаршего местоблюстителя, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия. (Епископы, начиная с младшего, поочередно от своего имени и от имени духовенства и мирян своей епархии называли имя единственного кандидата на пост Патриарха.) Собор принял также обращение к правительству СССР, в котором прозвучали слова благодарности не только "правительству и главе его, глубокочтимому Иосифу Виссарионовичу Сталину", но и сражающейся армии: "Поместный Собор шлет свое благословение нашим героям-богатырям".
После смерти Сталина новое советское руководство, осудив "прежний примиренческий курс" государственно-церковной политики, встало на путь открытой конфронтации с Церковью.
"Хрущевский курс" в отношениях с Церковью, который в партийных документах именовали "церковной реформой", включал в себя шесть основных пунктов:
"1) коренную перестройку церковного управления, отстранение духовенства от административных, финансово-хозяйственных дел в религиозных объединениях, что подорвало бы авторитет служителей культа в глазах верующих;
2) восстановление права управления религиозными объединениями органами, выбранными из числа самих верующих;
3) перекрытие всех каналов благотворительной деятельности Церкви, которые ранее широко использовались для привлечения новых групп верующих;
4) ликвидацию льгот для церковнослужителей в отношении подоходного налога, обложение их как некооперированных кустарей, прекращение государственного социального обслуживания гражданского персонала церкви, снятие профсоюзного обслуживания;
5) ограждение детей от влияния религии;
6) перевод служителей культа на твердые оклады, ограничение материальных стимулов духовенства, что снизило бы его активность".
Идеологи "церковной реформы" отчетливо представляли себе, что "перестройка церковного управления" может оказаться делом сложным и деликатным. Решение было найдено быстро: "Для того чтобы не вызвать каких-либо осложнений в отношениях между Церковью и государством, многие мероприятия проводить церковными руками".
Отстранение священнослужителей от финансово-хозяйственной деятельности в приходе проведено по "государственной рекомендации" решением Синода Русской Православной Церкви с дальнейшим утверждением его Архиерейским Собором 1961 г., который начал свою работу в Троице-Сергиевой лавре 18 июля.
Иерархам предстояло обсудить четыре вопроса.
1) Об увеличении числа постоянных членов Священного Синода.
2) Об изменениях в "Положении об управлении Русской Православной Церковью", касающихся раздела IV - "О приходах".
3) О вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей.
4) Об участии Русской Православной Церкви во Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира, имевшем место в Праге 13-18 июля 1961 г.
Представленные для обсуждения вопросы мало кто из присутствовавших знал. Собор открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий: "Одной из главных забот наших является упорядочение в приходах нашей Церкви приходской жизни, во многих местах наших епархий расстроенной и вызывающей бесконечные жалобы".
Далее Предстоятель сказал о Постановлении Священного Синода от 18 апреля 1961 г., которое разграничивало обязанности приходского клира и исполнительных органов, "причем настоятелям вменялось в обязанности всецело сосредоточить свои заботы на духовном руководстве приходом и на богослужебной стороне: с освобождением их от участия в хозяйственно-финансовой деятельности общины".
Архиереи молчали. Не было ни вопросов, ни прений. Только управляющий делами Московского Патриархата архиепископ Тульский и Белевский Пимен (Извеков) в своем докладе "Об изменениях в "Положении об управлении Русской Православной Церковью", касающихся раздела IV "О приходах", пытался убедить русских епископов, что еще с начала работы Предсоборного Присутствия (1905 г.) некоторые его члены "в привлечении мирян к управлению церковным имуществом видели нарушение канонической логики, по которой право распоряжаться церковным имуществом всецело принадлежит епископу и что это право вытекает из его иерархических полномочий". И тут же опровергал вышесказанное: "Но, несмотря на всю видимую убедительность таких доводов, они все же не имели под собой твердой канонической почвы. Ссылка на каноны, например Апостольские правила 38-е и 41-е; Анкирского Собора 15-е, Гангрского Собора 7-е, 8-е опровергалась общим признанием канонистов - об отсутствии каких-либо церковных правил, определяющих собственно приходской строй жизни".
Важнейшим решением для последующей жизни Церкви стало одобрение Собором решения Святейшего Синода от 30 марта 1961 г. о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей.
В своем докладе, посвященном этому событию, архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов), занимавший пост председателя ОВЦС, не только осветил всю историю подготовки и вступления Русской Церкви в ВСЦ, но и дал оценку экуменическому движению.
И мало кто из присутствовавших на Соборе епископов мог подумать тогда, что спустя сорок лет вступление в ВСЦ будет оценено определенной группой людей в Церкви как навязанное властью, стремившейся ослабить авторитет Русской Православной Церкви. Эта группа позволит себе негативную оценку деятельности иерархов тех лет, не вникая при этом в суть происходивших событий, когда хрущевские гонения на Церковь все более и более набирали силу и только при использовании международной трибуны мир мог узнать о реальном положении религии и Церкви в СССР.
17 апреля 1970 г. на 93-м году жизни почил Святейший Патриарх Алексий, один из выдающихся архиереев XX столетия. Местоблюстителем Патриаршего престола стал митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). 25 июня 1970 г. Святейший Синод принял постановление о созыве Поместного Собора.
26 мая 1971 г. в Успенском храме Новодевичьего монастыря состоялось Архиерейское совещание. (Власть сделала все возможное, чтобы заставить Церковь своими собственными руками расписаться в правильности решений Архиерейского Собора 1961 г.) С резкой критикой на Совещании выступил архиепископ Брюссельский Василий (Кривошеин).
В кулуарных беседах, как он вспоминал позже, с ним соглашались многие архиереи. Подтверждение решения Собора 1961 г. состоялось, но следует отметить, что митрополит Никодим в своем выступлении напомнил присутствующим слова Патриарха Алексия на Соборе 1961 г. об умном настоятеле, благоговейном совершителе богослужений и человеке безукоризненной жизни, который всегда сумеет сохранить свой авторитет в приходе.
На Совещании обсуждалась и кандидатура будущего Патриарха. Архиепископ Василий высказал предложение провести тайное голосование при выборах, его поддержал митрополит Сурожский Антоний (Блюм). В партийных документах их выступления охарактеризуют как "попытку навязать "безграничную демократию" в вопросах избрания нового Патриарха - требовали выдвижения нескольких кандидатов, проведения тайного голосования".
Поместный Собор Русской Православной Церкви работал с 30 мая по 2 июня 1971 г. в Троице-Сергиевой лавре. На нем присутствовало 234 человека - членов Собора: архиереев Русской Церкви - 72, представителей православного духовенства - 84, верующих мирян - 78. Среди членов Собора было 25 иностранных граждан, представлявших 124 прихода Русской Православной Церкви за границей. Кроме того, на Собор прибыли гости - представители Православных Автокефальных Церквей, инославных Церквей, экуменических организаций.
В первый день работы Собора с докладом "Жизнь и деятельность Русской Православной Церкви" выступил местоблюститель, проанализировав внутрицерковную жизнь за период с 1945 по 1971 г.
В тот же день был заслушан содоклад митрополита Никодима "Экуменическая деятельность Русской Православной Церкви". В разделе "Отношения с Римско-Католической Церковью" митрополит Никодим подчеркнул: "Считаю необходимым отметить решение Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода от 10 декабря 1969 года, продиктованное душепопечительной заботой нашей Церкви о своих братьях во Христе, согласно которому священнослужители Московского Патриархата получили разрешение преподавать благодать Святых Таинств католикам и старообрядцам в случаях крайней в сем духовной необходимости для последних и при отсутствии их священников, поскольку мы имеем общую с ними веру в отношении таинств".
Дискуссия развернулась бурная, по основному докладу и содокладам выступили 36 участников Поместного Собора (прения проходили 1 июня). 2 июня Поместный Собор издал Деяние "Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их". Начало этого документа гласило: "Наиболее просвещенные иерархи Русской Православной Церкви, предпринимающие возможные действия для устранения препятствий к уврачеванию раскола, понимали, что средостение, возникшее в связи с клятвенными определениями Соборов 1654 и 1667 гг., должно быть устранено".
Главным событием заключительного заседания Собора, состоявшегося 2 июня, стало избрание Патриарха Московского и всея Руси. Епископы голосовали от своего имени, от имени клира и мирян своей епархии, начиная с младшего по хиротонии и заканчивая заместителем председателя Собора митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом. Патриархом стал митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков).
Попытка архиепископа Василия и митрополита Антония на Соборе вернуться к вопросу о снятии изменений и "Положении об управлении..." оказалась тщетной. Это понимали все, кроме них самих, все годы служения проведших вне России.
Весной 1985 г. Михаил Горбачев встретился в Кремле с иерархами Русской Церкви. Этот правильный политический ход стал первым шагом на пути духовного оздоровления общества.
Поместный Собор, посвященный 1000-летию Крещения Руси, начал свою работу 6 июня 1988 г. в Троице-Сергиевой лавре. На нем присутствовало 272 представителя от 67 внутренних и 9 зарубежных епархий, 22 монастырей, двух Духовных академий и трех семинарий, от зарубежных учреждений Русской Православной Церкви и от Японской Автономной Церкви.
На первом заседании с докладом "1000-летие Крещения Руси" выступил митрополит Киевский Филарет, сделав попытку проследить судьбу Церкви от Крещения до наших дней.
В тот же день участники Собора прослушали доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия "Канонизация Святых в Русской Православной Церкви".
Для прославления в лике святых предложены: благоверный князь Московский Дмитрий Донской, преподобный Андрей Рублев, преподобный Максим Грек, святитель Макарий Московский, преподобный Паисий Величковский, блаженная Ксения Петербургская, святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Амвросий Оптинский, святитель Феофан Затворник. По решению Поместного Собора чин канонизации был совершен.
(Это событие стало одним из важнейших в современной жизни Церкви. За канонизацией новоявленных угодников Божиих последует длительный процесс подготовки к канонизации и самой канонизации новомучеников XX века.)
Главным решением Собора явилось принятие нового Устава Русской Православной Церкви. Проект устава представлен архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом. Дав оценку "Положению" 1945 г. и изменениям, внесенным в него в 1961 г., он сделал вывод, что эти документы, принятые в тяжелых для Церкви и страны исторических условиях, требуют пересмотра. Предложенный проект, по мнению выступающего, находился в преемственной связи с "Определениями" Собора 1917-1918 гг. Эта связь видится в попытке выразить в современных категориях идею православной экклезиологии - идею соборности.
Принятое Определение Собора по Уставу гласило: "Принять и благословить для введения в жизнь Устав об управлении Русской Православной Церкви, призванный служить более полному раскрытию соборной природы Церкви. Особо отметить, что в условиях действия Устава, когда пастырю отводится важная роль в жизни приходской общины, он должен неукоснительно исполнять заповедь апостола пасти Божие стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5,2-3)".
Новый Устав ввел периодичность созыва Поместных и Архиерейских Соборов. Возвращаясь к основным принципам "Определений" Собора 1917-1918 гг. о епархиальном управлении, Поместный Собор в Уставе восстановил Епархиальные собрания. Важнейшим изменением стала отмена решения Архиерейского Собора 1961 г. об отстранении священников от финансово-хозяйственной деятельности.
В своих определениях Поместный Собор 1988 г. провозгласил также "чрезвычайную важность попечения о нравственной чистоте клира, монашествующих и всех чад церковных". Было предложено считать необходимым "дальнейшее углубление экуменической вовлеченности Русской Православной Церкви для продвижения по пути к христианскому единству через свидетельство веры Древней Неразделенной Церкви, через сотрудничество со всеми христианскими Церквами и объединениями во имя мира, справедливости и сохранения целостности творения Божия".
Архиерейский Собор, проходивший с 9 по 11 октября 1989 г. в Даниловом монастыре, совершил прославление первого Патриарха Московского Иова и первого Предстоятеля Русской Православной Церкви после восстановления Патриаршества - Святителя Тихона, положив начало канонизации новомучеников и исповедников двадцатого столетия.
Собор рекомендовал епархиальным архиереям возобновить издание "Епархиальных ведомостей". Участники Собора выразили озабоченность состоянием церковной жизни в западных епархиях Украины, где начали предприниматься попытки к возрождению унии.
Архиерейский Собор 1990 г. (30-31 января) посвятил свою работу в основном состоянию дел на Западной Украине. (1 февраля 1990 г. члены Священного Синода встречались в Кремле с заместителем председателя Верховного совета СССР Анатолием Лукьяновым, пытаясь найти у государства, тогда еще единого, поддержки в решении этих сложных вопросов, опираясь на советское законодательство. Лукьянов не кривил душой, сказав: "Все, что происходит, связано с ситуацией в стране, с ослаблением власти. Я не исключаю, что и в государственных органах есть кое-где националисты".)
3 мая 1990 г. скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Его преемником стал Патриарх Алексий II (Ридигер), избранный Поместным Собором 1990 г. 7 июня. Кроме его кандидатуры были еще две - митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) и митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан). Тайным голосованием 166 голосов из 317 возможных были поданы за митрополита Алексия. (Несмотря на продекларированную Уставом 1988 г. очередность созыва Поместных Соборов, он стал последним в уходящем столетии.)
Архиерейским Собором 1992 г. (31 марта-4 апреля) канонизированы митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский), первый новомученик из архиереев, митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) и иже с ним убиенные архимандрит Сергий (Шеин), Юрий Новицкий, Иоанн Ковшаров, а также великая княгиня Елизавета и инокиня Варвара: "Службы сим новомученикам российским составить особые, а до времени составления таковых, после сего дня прославления памяти их - отправлять общие по чину мученическому".
Ольга Васильева

Архиерейский Собор 1994 г. (29 ноября-4 декабря), в котором приняли участие 126 архиереев, канонизировал митрополита Московского Филарета (Дроздова), протопресвитера Александра Хотовицкого, погибшего в 1937 г., и протоиерея Иоанна Кочурова, убитого после октябрьского переворота 1917 г.
Кроме того, Собор постановил провести богословское исследование основ участия Русской Православной Церкви в межхристианских организациях, а также осудил практику на канонической территории РПЦ прозелитизма со стороны других христианских конфессий.
Архиерейский Собор 1997 г. (18-23 февраля) канонизировал патриаршего местоблюстителя митрополита Московского Петра (Полянского), митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Фаддея (Успенского).
На Соборе принято определение "О взаимоотношениях с государством и светским обществом", в котором недвусмысленно говорится об определенной социальной роли Церкви. Собравшиеся архиереи сочли необходимым "постоянно напоминать власти и обществу о тяжелом положении людей, не получающих пенсий и зарплат, лиц, живущих за чертой бедности, пенсионеров, инвалидов, безработных, многодетных семей, детей-сирот, учащейся молодежи, беженцев и вынужденных переселенцев, ученых, творческой интеллигенции, военнослужащих. Обеспечить взаимодействие Церкви с государством, профсоюзами, благотворительными и общественными организациями в деле преодоления социального кризиса в обществе".
В Определении также оговариваются вопросы взаимоотношения Церкви с политическими организациями. Члены Собора приветствуют диалог и контакты Церкви с политическими организациями "в случае, если это не носит характера политической поддержки". Такое сотрудничество допустимо "в целях, полезных для Церкви и народа, при исключении интерпретации подобного сотрудничества как политической поддержки".
В то же время Собор счел недопустимым "вовлеченность Преосвященных и священнослужителей в какую-либо предвыборную политическую агитацию, членство их в политических объединениях, уставы которых предусматривают участие в выборах любых уровней".
Собравшиеся архиереи сочли возможным участие мирян в деятельности политических организаций и создание ими самими таких организаций в том случае, если последние не имеют в своем составе священнослужителей и "ведут ответственные консультации с церковным священноначалием". Согласно Определению, подобные организации, участвующие в политическом процессе, не могут иметь благословения церковного священноначалия и выступать от имени Церкви. Если же какая-либо церковно-общественная организация уже имеет такое благословение, то она может быть его лишена в том случае, если эта организация начнет вести политическую агитацию и станет выдавать свое мнение за мнение Церкви, выражаемое только церковными Соборами, Святейшим Патриархом и Священным Синодом. Это же касается церковных и церковно-общественных средств массовой информации.
Важным итогом Собора стало принятие решения, касающегося диалога между Православной и Восточными (дохалкидонскими) Церквами. Собор постановил, что итоговый документ этого диалога - "Второе заявление и предложения Церквам" - не рассматривается как окончательный документ, достаточный для восстановления полного общения между Православной Церковью и Восточными Православными Церквами, "так как содержит неясности в отдельных христологических формулировках". В этой связи члены Собора выразили надежду на то, что "христологические формулировки будут и далее уточняться в ходе изучения вопросов литургического, пастырского и канонического характера, а также вопросов, относящихся к восстановлению церковного общения между двумя семьями Церквей восточно-православной традиции".
Другими Определениями Собор отлучил от Церкви бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко) и бывшего священника Глеба Якунина, а также лишил сана запрещенных в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева).
Олег Недумов

Русская Православная Церковь (РПЦ, Московский патриархат) – крупнейшая религиозная организация России, самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире.

Источник: http://maxpark.com/community/5134/content/3403601

Святейший Патриарх Московский и всея Руси – (с февраля 2009 года).

Фото: http://lenta.ru/news/2012/04/06/shevchenko/

История Русской Православной Церкви

Историки связывают появление РПЦ с момента Крещения Руси в 988 году, когда Митрополит Михаил был поставлен Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом на созданную в Киеве митрополию Константинопольского патриархата, создание которой признал и поддержал киевский князь Владимир Святославич.

После упадка Киевской земли, после нашествия татаро-монгол в 1299 году митрополия переместилась в Москву.

С 1488 года РПЦ получила статус автокефалии, когда Русскую митрополию возглавил епископ Иона без согласования с Константинополем.

В середине XVII века, при патриархе Никоне, проводилось исправление богослужебных книг и иные меры по унификации московской богослужебной практики с греческой. Некоторые прежде принятые в Московской церкви обряды, начиная с двоеперстия, были объявлены еретическими; те, кто будет использовать их, были преданы анафеме на соборе 1656 года и на Большом Московском соборе. В результате произошёл раскол в Русской церкви, те кто продолжал использовать старые обряды стали официально именоваться «еретиками», позже - «раскольниками», а позднее получили название «старообрядцы».

В 1686 году было осуществлено согласованное с Константинополем переподчинение автономной Киевской митрополии Москве.

В 1700 году царь Пётр I запретил избрание нового патриарха (после смерти предыдущего), а через 20 лет учредил Святейший Правительствующий Синод, который, являясь одним из государственных органов, исполнял функции общецерковного управления с 1721 по январь 1918 года, - с императором (до 2 марта 1917 года) в качестве «крайнего Судии сей Коллегии».

Патриаршество в Православной российской церкви было восстановлено после только свержения самодержавия решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (10 ноября) 1917; первым патриархом в Советский период был избран святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский.

После Октябрьской революции 1917 года РПЦ была отчуждена от государства и предана преследованию и разложению. Прекратилось финансирование духовенства и церковного образования из казны. Далее Церковь пережила ряд инспирированных властями расколов и период гонений.

После смерти Патриарха в 1925 году власти сами назначили священника, который был вскоре изгнан и замучен.

По некоторым сведениям, в первые пять лет после большевистской революции было казнено 28 епископов и 1200 священников.

Основной мишенью антирелигиозной партийно-государственной кампании 1920-х и 1930-х годов была Патриаршая церковь, имевшая наибольшее число последователей. Почти весь её епископат, значительная часть священников и активных мирян были расстреляны или сосланы в концлагеря, богословские школы и иные формы религиозного обучения, кроме частного, были запрещены.

В тяжёлые для страны годы произошло заметное изменение политики советского государства в отношении Патриаршей церкви, Московская Патриархия была признана как единственная законная православная Церковь в СССР, исключая Грузию.

В 1943 году Собор епископов избрал митрополита Сергия (Страгородского) на Патриарший престол.

Во время правления Хрущева, к Церкви было вновь жесткое отношение, которое сохранилось и в 1980-х годах. Тогда Патриархат контролировали спецслужбы, в то же самое время Церковь шла на компромиссы с советским правительством.

К концу 80-х годов количество церквей в СССР было не более 7000, а монастырей не более 15.

В начале 1990-х годов в рамках политики гласности и перестройки М. Горбачева, началось изменение отношения государства к Церкви. Количество церквей стало расти, увеличивалось количество Епархий и приходов. Этот процесс идет и в 21 веке.

В 2008 году по официальной статистике Московский патриархат объединяет 156 епархий, в которых служит 196 архиереев (из них 148 епархиальных и 48 викарных). Количество приходов Московского патриархата достигло 29 141, общее число священнослужителей - 30 544; имеется 769 монастырей (372 мужских и 392 женских). На декабрь 2009 было уже 159 епархий, 30 142 прихода, духовенства – 32 266 человек.

Также развивается и сама структура Московского Патриархата.

Структура управления РПЦ

Согласно Уставу Русской православной церкви, высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями - каждый в своей компетенции.

Поместный собор решает все вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви, и избирает Патриарха. Созывается в сроки, которые определяются Архиерейским собором или, в исключительных случаях, Патриархом и Священным Синодом, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Последний собор был созван в январе 2009 года.

Архиерейский собор - поместный собор, в котором участвуют исключительно епископы. Является высшим органом иерархического управления Русской православной церкви. В его состав входят все правящие епископы Церкви, а также викарные епископы, возглавляющие синодальные учреждения и духовные академии; по Уставу, созывается не реже одного раза в четыре года.

Священный синод , согласно действующему уставу РПЦ, является высшим «органом управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». Состоит из председателя - Патриарха, девяти постоянных и пяти временных членов - епархиальных архиереев. Заседания Священного синода проходят не реже четырёх раз в году.

Патриарх - предстоятель Церкви, имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». Ему принадлежит «первенство чести» среди епископата Русской православной церкви. Имя Патриарха возносится во время богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви.

Высший церковный совет - новый постоянный исполнительный орган, действующий с марта 2011 года при Патриархе Московском и всея Руси и Священном синоде Русской православной церкви. Возглавляется Патриархом и состоит из руководителей синодальных учреждений Русской православной церкви.

Исполнительными органами Патриарха и Священного Синода являются Синодальные учреждения. К числу Синодальных учреждений относятся Отдел внешних церковных связей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и религиозного образования, Отдел благотворительности и социального служения, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Отдел по делам молодежи. В Московскую Патриархию на правах Синодального учреждения входит Управление делами. В ведении каждого из Синодальных учреждений находится круг общецерковных дел, входящий в сферу его компетенции.

Учебные заведения Русской Православной Церкви

  • Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия
  • Московская духовная академия
  • Санкт-Петербургская духовная академия
  • Киевская духовная академия
  • Свято-Сергиевская православная богословская академия
  • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
  • Российский православный университет
  • Российский православный институт святого Иоанна Богослова
  • Рязанская духовная семинария
  • Свято-Сергиевский православный богословский институт
  • Поволжский православный институт
  • Санкт-Петербургский православный институт религиоведения и церковных искусств
  • Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского

У каждой конфессии в мире есть предводитель, например, глава Православной Церкви – это Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Но помимо него церковь имеет и другую структуру руководства.

Кто глава Русской Православной Церкви

Патриарх Кирилл – это руководитель РПЦ.

Глава РПЦ Патриарх Кирилл

Он руководит церковной жизнью страны, а также Патриарх — начальник Троице-Сергиевой лавры и еще нескольких обителей.

Какова иерархия РПЦ среди священнослужителей

На самом деле церковь имеет довольно сложную структуру и иерархию. Каждый священнослужитель выполняет свою роль и занимает предписанное ему место в этой системе.

Схема православной церкви имеет три уровня, которые были созданы еще в самом начале зарождения христианской религии. Все служители делятся на такие категории:

  1. Диаконы.
  2. Священники.
  3. Епископы.

Помимо этого, они поделены на «черное» и «белое» духовенство. К «черному» относятся монахи, а к «белому» мирские священнослужители.

Структура РПЦ — схема и описание

В ввиду некоторой сложности церковной структуры, ее стоит рассмотреть более детально, для глубокого понимания алгоритмов работы священников.

Звания епископов

К ним относятся:

  1. Патриарх: пожизненное главное звание предводителя РПЦ, на данный момент на Руси это Кирилл.
  2. Викарий: правая рука епископа, его заместитель, но он не имеет своей епархии и не может управлять епархией архиерея.
  3. Митрополит: наместник, руководящий митрополиями, в том числе и за пределами Российской Федерации.
  4. Архиепископ: звание старшего епископа, считается почетным титулом.
  5. Епископ: третья ступень священства в православной иерархии, часто имеет звание архиерея, управляет епархией и назначается Священным синодом.

Звания иереев

Иереи делятся на «черных» и «белых».

Рассмотрим «черное» духовенство:

  1. Иеромонах: монах-священнослужитель, к нему принято обращаться словами: «Ваше Преподобие».
  2. Игумен: руководитель (настоятель) монастыря. До 2011 в России это звание являлось почетным и не обязательно соответствовало посту начальника какой-либо обители.
  3. Архимандрит: наивысшее звание для священнослужителя, принявшего монашеский постриг. Часто является настоятелем крупных монашеских обителей.

К «белым» чинам относят:

  1. Протопресвитер: высший чин РПЦ в его «белой» части. Дается как награда за особую выслугу в некоторых случаях и только по просьбе Священного синода.
  2. Протоиерей: старший священник, также может использоваться формулировка: старший иерей. Чаще всего протоиерей осуществляет руководство каким-либо храмом. Получить такую должность можно не ранее пяти лет верной службы по получении наперстного креста и не раньше десяти лет после хиротонии.
  3. Иерей: младший чин священнослужителей. Священник может быть женат. К такому человеку принято обращаться так: «Батюшка» или «Отец, …», где после отца идет имя священника.

Звания диаконов

Далее следует ступень диаконов, они тоже делятся на «черное» и «белое» духовенство.

Список «Черного» духовенства:

  1. Архидиакон: старший чин среди диаконов в монашеской обители. Его дают за особые заслуги и выслугу.
  2. Иеродиакон: священник-монах любого монастыря. Стать иеродиаконом можно после таинства хиротонии и пострига в монахи.

«Белое»:

  1. Протодиакон: основной епархиальный диакон, к нему, как и к архидиакону, принято обращаться со словами: «Ваше высокоблаговестие».
  2. Диакон: священник, который стоит на самой начальной ступени иерархии РПЦ. Это помощники для остальных, более высоких рангов священнослужителей.

Заключение

РПЦ имеет одновременно сложную, но логичную организацию. Следует понимать основное правило: её устройство таково, что из «белого» духовенства невозможно попасть в «черное» без монашеского пострига, а также невозможно не будучи монахом занять многие высокие посты в иерархии православной церкви.

Русская Православная Церковь — самая крупная автокефальная церковь в мире. Ее историю относят к апостольским временам. Русская Церковь пережила раскол, падение монархии, годы богоборчества, войны и гонения, падение СССР и становление новой канонической территории. Мы собрали тезисы, которые помогут вам лучше узнать историю Русской Православной Церкви.

Русская Православная Церковь: история

  • История Русской Православной Церкви начинается еще с апостольских времен. Когда ученики Христа ушли нести Слово Божие людям, путем апостола Андрея оказалась территория будущей Руси. Существует легенда о том, что апостол Андрей пришел на Крымскую землю. Люди, жившие там были язычниками и поклонялись идолам. Апостол Андрей проповедовал им Христа.
  • Тем не менее, от того времени, как по территории будущей Руси ходил апостол до Крещения Руси прошло девять веков. Многие считают началось истории Русской Церкви апостольские времена, для других же «точкой отсчета» становится Крещение Руси в 988 году, а третьи считают, что Русская Православная Церковь родилась в IV веке. В 1448 году появилась первая Автокефальная церковная организация, ее центр располагался в Москве. Тогда русские епископы впервые избрали митрополита Иону, как Предстоятеля Церкви без участия Константинопольского Патриархата.
  • В 1589-1593 годы Автокефалию признали формально и Церковь обрела самостоятельность. Изначально при Патриархе не было действующего Собора епископов — Священного Синода, что отличало Русскую Православную Церковь от других Церквей.
  • Пережила Русская Православная Церковь и сложные страницы собственной истории. А именно церковную реформу, когда появился термин «старообрядцы».
  • Во времена Петра I государственным органом, исполнявшим функцию общецерковного управления стал Священный Синод. Из-за нововведений царя духовенство стало довольно замкнутым обществом, а Церковь потеряла финансовую независимость.
  • Но самые трудные времена для Русской Православной Церкви настали в годы богоборчества после падения монархии. К 1939 году Церковь была практически уничтожена. Многие священнослужители осуждены или убиты. Гонения не позволяли верующим открыто молиться и посещать храмы, а сами храмы были осквернены или уничтожены.
  • После распада СССР, когда прекратились репрессии над Церковью и духовенством, проблемой стала «каноническая территория» Русской Православной Церкви, так как многие бывшие республики отделились. Благодаря акту о каноническом общении, поместные Церкви остались «неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви».
  • В октябре 2011 года Священный Синод утвердил реформу епархиального устройства с трехступенчатой системой управления — Патриархат — митрополия — епархия.

Русская Православная Церковь: устройство и управление

Порядок Церковной иерархии в современной Русской Православной Церкви выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Патриарх

Предстоятелем Русской Православной Церкви с 2009 года является Патриарх Кирилл.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был избран на Предстоятельское служение на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-28 января 2009 года.

Структура Русской православной церкви (митрополии, епархии)

В Русской Православной Церкви более трехсот епархий, которые объединены в митрополии. Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю. Митрополиты и сейчас решают важнейшие вопросы в Русской Православной Церкви, но ее главой все же является Патриарх.

Список митрополий Русской Православной Церкви:

Алтайская митрополия
Архангельская митрополия
Астраханская митрополия
Башкортостанская митрополия
Белгородская митрополия
Брянская митрополия
Бурятская митрополия
Владимирская митрополия
Волгоградская митрополия
Вологодская митрополия
Воронежская митрополия
Вятская митрополия
Донская митрополия
Екатеринбургская митрополия
Забайкальская митрополия
Ивановская митрополия
Иркутская митрополия
Калининградская митрополия
Калужская митрополия
Карельская митрополия
Костромская митрополия
Красноярская митрополия
Кубанская митрополия
Кузбасская митрополия
Курганская митрополия
Курская митрополия
Липецкая митрополия
Марийская митрополия
Минская митрополия (Белорусский экзархат)
Мордовская митрополия
Мурманская митрополия
Нижегородская митрополия
Новгородская митрополия
Новосибирская митрополия
Омская митрополия
Оренбургская митрополия
Орловская митрополия
Пензенская митрополия
Пермская митрополия
Приамурская митрополия
Приморская митрополия
Псковская митрополия
Рязанская митрополия
Самарская митрополия
Санкт-Петербургская митрополия
Саратовская митрополия
Симбирская митрополия
Смоленская митрополия
Ставропольская митрополия
Тамбовская митрополия
Татарстанская митрополия
Тверская митрополия
Тобольская митрополия
Томская митрополия
Тульская митрополия
Удмуртская митрополия
Ханты-Мансийская митрополия
Челябинская митрополия
Чувашская митрополия
Ярославская митрополия