Поздравления православных женщин с днем жен мироносиц. Поздравление с праздником жен-мироносиц. Дорогой наш человек

Православные поздравления женщине — христианке актуальны круглый год: верующие люди поздравляют друг друга с , коих немало, с Днем Ангела, Днем рождения. Но особенно востребованными они становятся в необычный для каждой православной женщины праздник — день святых жен-мироносиц, отмечаемый ежегодно в третью неделю (неделями в церковной традиции принято называть воскресенья) после Пасхи.

В этот день православные жены, матери, дочери слышат от своих мужчин православные поздравления в прозе и стихах, получают подарки, и чувствуют, что все внимание приковано к ним — представительницам прекрасной половины человечества. Ведь сегодня уже нет, наверно, человека, который бы не знал, что День святых жен — мироносиц вот уже несколько лет считается международным православным женским днем. Поскольку православная Пасха является переходящим праздником, вместе с ним передвигается и День святых жен — мироносиц, поэтому фиксированной даты у этого торжества нет. Но каждый верующий мужчина знает: подготовиться следует заранее, и, помимо подарка, стоит заготовить православное поздравление в стихах или прозе.

Православные поздравления в стихах: что мы празднуем в третье воскресенье по Пасхе?

Социологи предрекают, что очень скоро навязанный нашей стране в период большевизма светский женский день — 8 марта — уйдет в прошлое либо станет совсем непопулярным. Не будем гадать, что нас ждет впереди, и все-таки с каждым годом все больше мужчин предпочитают православное поздравление женщине. Не лишним будет знать историю праздника. В день жен-мироносиц церковь воспевает святых женщин, которые были совсем разными, но всех их объединяло одно — любовь к своему Учителю, Иисусу Христу. Речь идет о Марии Магдалине, Марии Клеоповой, Саломие, Сусанне, Иоанне, сестрах Марфе и Марии, и других верных ученицах Христа.

Неважно, будет Ваше православное поздравление в прозе или в стихах, главное — уяснить для себя суть праздника, и тогда нужные слова найдутся сами собой. А ведь День святых жен-мироносиц действительно очень символичен. До пришествия Христа роль женщины в иудейском, да и не только, обществе была не самой завидной. Евреи считали, что через женщину в мир пришел грех — Ева уговорила своего мужа Адама съесть запретный плод с Дерева познания Добра и Зла. В то же время своей верностью Иисусу окружавшие Его женщины показали, что они могут быть источником не только зла, но и жертвенной самоотдачи, подчас опережая в этом апостолов.

Поэтому православные поздравления в стихах или в прозе всегда содержат самые светлые слова по отношению к христианкам.

Есть 100% белый способ привлечь истинную любовь в свою жизнь и восстановить отношения в семье! Действие сильного амулета любви уже проверили на себе многие женщины и мужчины. С его помощью вы не только найдете свою половинку, но и сможете убрать ссоры и негатив в семье, для этого нужно…

Православные поздравления в прозе — как отметить православный женский день?

Конечно, каждое воскресенье православный христианин в обязательном порядке проводит в храме. Не является исключением День святых жен-мироносиц. Поэтому все православные поздравления женщинам следует озвучить после богослужения. Что касается празднования, то каждая семья решает сама для себя, как лучше провести этот день, исходя из своего образа жизни и бюджета.

Само по себе православное поздравление в стихах или прозе уже станет сюрпризом, ведь любой женщине приятно услышать от любимого мужчины добрые слова. Как вариант, подарком может быть поход в театр или кино, совместная прогулка в парке или на набережной с дегустацией новых сортов мороженого, катание на катере, семейный поход на аттракционы. Я думаю, что не ошибусь, если предположу, что каждая женщина, независимо от вероисповедания, будет счастлива услышать от любимого человека православные поздравления в прозе или стихах за скромным семейным ужином, который

В третью неделю после Пасхи,
День святых жен-мироносиц отмечаем,
Благополучия, радости, счастья,
Всем женщинам на земле желаем.
С виду вы хрупкие, нежные, милые,
Но вы наделены огромною силою,
Все проблему вам по плечу,
Пускай Господь хранит вашу судьбу.

Святые мироносицы – мужественные женщины,
Они были верными ученицами Христа,
Они следовали за Иисусом всё время,
И были помощницами в проповедях всегда.
Всех женщин мира сегодня поздравляем,
Пусть дарит жизнь вам только вдохновение,
Пускай вас ценят, любят, уважают,
Будьте всегда в отличном настроении.

Православный женский праздник сегодня отмечаем,
Церковь святых мироносиц прославляет,
Ведь мироносицы первыми увидели воскрешение Христа,
Были смелыми и мужественными всегда.
Всем женщинам желаем мира, счастья,
Стороною пусть обходят вас ненастья,
Удача пусть по жизни сопровождает,
Друзья надёжные пусть окружают.

Женскую женственность сегодня прославляем,
Мира, радости, любви всем женщинам желаем,
Добра, удачи, счастья, вдохновения,
Всех благ, выдержки, терпения.
В день святых мироносиц пусть вам улыбнётся счастье,
Стороною пусть обойдут все ненастья,
Вера в Господа пусть жить помогает,
Много радостных событий пусть в жизни бывает.

Сегодня день святых мироносиц, поздравляем,
Мужественных, храбрых женщин прославляем,
В отличной форме желаем быть всегда,
Счастье пусть наполняет вашу жизнь сполна.
Дай Бог здоровья всем женщинам, мира, удачи,
И настроения прекрасного в придачу,
Будьте окружены заботой и любовью всегда,
В достатке пускай живет семья.

В церквах торжественно звонят колокола,
Жен-мироносиц сегодня прославляем,
Всех благ желаем, радости, семейного тепла,
Пусть добрый ангел вас оберегает.
Смирения вам, веры, вдохновения,
Пускай из жизни исчезнут все сомнения,
Будьте окружены заботой и любовью,
Всех благ вам, крепкого здоровья.

Православный женский праздник,
Сегодня с радостью отмечаем,
Всем женщинам огромного счастья,
Здоровья крепкого желаем.
Всё задуманное пусть сбывается,
Всё плохое пусть забывается,
Каждый день пусть в праздник превратится,
Удача пусть на крыльях мчится.

Жен-мироносиц в молитвах прославляем,
Об их мужестве из истории знаем,
На хрупких плечах они крест свой несли,
И всегда мечтали о счастье и любви.
С православным женским праздником поздравляем,
Всем женщинам мира, радости желаем,
Полной чашей пусть будет ваш дом,
Радость и уют пусть поселятся в нём.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В сегодняшний день Святая Церковь вспоминает духовный подвиг жен-мироносиц. И этот день является настоящим женским днем православной традиции. Когда мы говорим о женщинах, мы говорим о матери, мы говорим о жене, мы говорим о сестре по вере.

В миру говорят, что женщины — это слабый пол. Но, когда мы читаем житие великомученицы Варвары, трудно представить, что она была представителем слабого пола. Она переносила физические муки, я не хочу сказать: с мужескою крепостью, женскою крепостью, так, что не каждый мужчина может перенести такие страдания. Подвиг жен-мироносиц — это подвиг ВЕРЫ, не рассудочной, а сердечной. И женская религиозность — это та сила Божия, которая оберегает и нашу землю. Именно женщина несет на себе многие и многие семейные тяготы, тяготы общественной жизни. И главный подвиг и высокое назначение женщины — быть матерью. Мать, которая девять месяцев вынашивает в чреве своём дитё — она связана с ним таким образом, что нет для человека более близкого существа, чем собственная мать. Человек формируется во чреве матери своей, и те биоритмы, которые проистекают из её сердца, становятся его биоритмами. Это удивительная не только физиологическая, но и духовная связь. Она непостижима.

И мы знаем, что Матерь нашего спасения Пресвятая Дева Мария в чреве своём совершила тайну встречи Бога с человеком, встречу небес с землёю, в истинном Богочеловечестве Христа Иисуса, который, Христос Иисус, истинное человечество воспринимает от Пресвятой Девы Марии. И сия Дева, представительница так называемого слабого пола, она поднялась выше ангел, архангел, Херувим, Серафим. И каждый из нас помнит свою мать, каждый из нас знает свою мать и любит её, потому что это естественно — любить родителей, ибо любить родителей и означает любить себя, так как наша жизнь никак не отделима от их жизни. Наша радость — это их радость, проблемы детей — это всегда и проблемы родителей.


Но женщина ещё и жена. Когда Бог создал человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою, то Бог сказал: «Плохо быть человеку одному». Вслушайтесь в эти слова — Бог говорит: «Плохо». Человек, лишенный семейных начал человеческой жизни, не считается человеком в полном смысле этого слова. Это недоделанный человек. Цельный человек — это муж и жена в плоть едину. То есть единый человек — это женатый человек, имеющий жену. И, напротив, человек, не имеющий жену, это не цельный человек, это полчеловека, как и говорят: мужской пол, женский пол, а вместе — это целое.

Когда Адам впервые увидел свою жену, в нём пробуждается поэтическое чувство и он начинает стихословить. Особенно это видно на языке оригинала, когда он говорит эти известные слова: «Вот это плоть от плоти моей, вот эта кость от кости моей, ибо оставит человек отца и мать и прилепится к жене и будут едины». Вот в оригинале это просто рифмуется, то есть, поэтическое чувство впервые проявляется, когда Адам видит Еву. Поэтому в каждой романтической истории — движение юноши навстречу девушке, в любви между мужчиной и женщиной — присутствует дыхание эдемского райского сада.

Какая первая заповедь во всей Библии? Первая, ниспосланная от Бога ещё в Раю — это заповедь исполнять супружеские обязанности. Первая глава Библии (книга Бытия) — Бог сказал: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю». Если это первая ниспосланная Богом заповедь, все остальные идут за нею, это значит, что в семейной жизни человек наиболее уподобляется своему СОЗДАТЕЛЮ. Бог создал человека, но Бог дал возможность человеку воспроизводить себе подобных. И, когда, муж и жена — плоть едину, от этой цельной жизни рождается новая жизнь, зачинается и является в этом мире.

Каждый стоящий в храме — это плод любви мужчины и женщины. И нету ни одного, стоящего в храме, который не являлся бы плодом любви между мужчиной и женщиной. Уже вот это очевидное обстоятельство свидетельствует о высоте семейных отношений. Даже взаимоотношение Христа с Церковью является иконой того, как должны быть взаимоотношения между мужем и женою. Апостол Павел так и пишет: «Ибо как Христос Глава Церкви, так и муж глава жены». Причём мужчинам сказано: «Обращайтесь с женами вашими, как с сосудами из тонкого стекла». Это действительно очень красивые поэтические слова, особенно, когда в оригинале мы их читаем. Стекло в первом веке, когда апостол Павел записал эти слова, являлось драгоценностью. И чем тоньше были стенки стеклянного сосуда, тем более дорогостоящим считался такой сосуд. Мужчинам прямо сказано, что, если они будут раздражать своих жен, это препятствие для их молитвенной жизни, это разрушение их отношений с Богом. Таким образом, мир в семье — это мир в церкви. Мир между мужчиной и женщиной — это мир во взаимоотношениях с Создателем, который Сам изрёк это правило. Плохо быть человеку одному, сотворим ему помощницу соответственно ему.

Женщина — это и сестра по вере. Особенно мы, священники, чувствуем поддержку наших сестер по вере, которые молятся за нас, наставляют нас, которые обстирывают нас, которые кормят нас, приготовляют пищу, убираются в наших жилищах и, поистине, то, как женщина может оказать помощь любому человеку, ни один мужчина не способен на такую кропотливую заботу, да он и не считается мужчиной, если у него нету женщины. Это, как бы, полчеловека, недоделанный человек. Восславим Бога за наших сестёр по вере. Восславим Бога за наших матерей. Восславим Бога за наших жён и осознаем высокое назначение православных женщин пожилого возраста, наших бабушек. Как не вспомнить о них? Именно пожилые женщины-христианки являются наиболее миссионерски активной частью любого христианского сообщества.

Когда я учился в семинарии в советское время, я проводил опросы по разным потокам семинаристов, кто через кого уверовал. Почти не было семинаристов, которые бы уверовали через священников. Почти не было тех, которые уверовали через отца или мать. Но огромное количество было семинаристов, которые свидетельствовали о себе, что через БАБКУ свою, первую наставницу в вере, они обрели бесценный дар веры во Христа.


Почему так? Дело в том, что бабушки занимаются детьми в дошкольный период. Это самый решающий, самый важный период в жизни человека. Родители больше занимаются их воспитанием, воспитанием детей в школьный период. Это депрессивное состояние, изуродованное этой системой образования, а бабушка естественно влагает глаголы веры в уши своих внуков, она шепчет молитвы, чтобы они знали их наизусть. Она всегда интуитивно ощущает, как действовать по отношению к внучатам, и это самые великие миссионеры — православные пожилые женщины, бабушки. Я сам выучил три основных христианских молитвы: Отче Наш, Богородицу и Верую, сидя у бабушке на закорках. И я вспоминаю, как она меня несёт и произносит эти молитвы и я за ней повторяю эти молитвы, и не одно поколение воспитано пожилыми христианками. Даже крещение Руси было обусловлено тем, что у князя Владимира была бабка — княгиня Ольга. И, когда он принимал решение о крещении Руси, он сам сказал: «Так и бабка моя, княгиня Ольга, мудрейшая из женщин сию веру избрала». Это было решающее определение, главнейший аргумент, когда князь Владимир принимает решение крестить Русь.

Таким образом, мы не можем недооценить роль наших жен, наших сестёр по вере, наших матерей и наших бабушек. И в этот день мы хотим прославить Бога, мы, мужчины, за каждую женщину, которую Бог послал нам в этой жизни, прежде всего, мать, которая сформировала в чреве своём нашу жизнь. Мы хотим прославить Бога за наших бабушек, которые формировали веру в сердцах наших, за наших сестер по вере: это тётки, двоюродные сестры, прихожанки, которые окружают нас и с большей чем заботой промышляют о нас.

Первый мой приход был в тамбовской епархии, город Кирсанов. Это было в далёкие советские времена, больше двадцати пяти лет назад, значительно больше. До сих пор я получаю посылки с этого прихода от женщин-прихожанок, которые шьют мне семейные трусы ниже колен, русские косоворотки, носовые платочки, и для меня это поразительное чудо такая забота, женская забота, которая достигает меня, как священника, через десятилетие и десятилетие.

Поистине, сердце каждой женщины вмещает сотни мужских сердец, в том смысле, что оно более любвеобильно, более открыто для служения перед Богом. И в этот день мы радуемся о женах-мироносицах и осознаём, что каждая христианка по-своему жена-мироносица. Жены-мироносицы несли весть о Воскресшем Христе апостолам, а вы несете весть о Воскресшем Христе своим мужьям, как апостол Павел пишет: «Неверующие мужья освящаются верующими женами своими». Вы несете весть о Воскресшем Христе своим внукам, своим правнукам. Вы, украшая храмы Божьи, всё, что мы видим в храме: выстиранные красивые ризы, надетые на нас, полотенца, всё вымыто чисто, красиво потому, что женская рука прикоснулась к этому, женская рука проявила заботу, и мы благодарим Бога, мы, мужчины за то, что вы есть среди нас. Без вас бы не было ни одного из нас, и жизнь была бы плохой и ужасной одинокого Адама в Раю, и был бы это Рай, если бы Адам был без своей жены Евы.

С праздником!

Протоиерей Олег Стенаев.

Источник - https://azbyka.ru/propovedi/slovo-v-den-zhen-miron...protoierej-oleg-stenjaev.shtml

Настоятель Свято-Владимирского храма протоиерей Георгий Гончаренко: «Возлюбленные во Христе братья и сестры! Все мы имеем счастье называться учениками и последователями Иисуса Христа. Но мы должны не только называться, но и быть таковыми: подобно мироносицам любить Иисуса Христа, служить Ему, проповедовать о Нем, соблюдать Его слово, исполнять Его заповеди. Кроме того, любить Его – значит любить ближних наших, не исключая и врагов, и любить так, как Он возлюбил всех нас – даже до готовности положить душу свою за них. Служить Ему – значит творить дела сострадания, милосердия, благотворительности, братской помощи друг другу.

Но у нас есть большое горе, которое мы не осознаем, большая трагедия, которой мы не замечаем. Это потеря нами любви, самого главного сокровища христиан. Как часто мы исполняем установленные предписания и обряды, но имеем в сердце ненависть и злобу к человеку. Поэтому вера наша без любви – бездыханный труп. Потеря любви – потеря вечной жизни.

Братья и сестры! Самая большая радость – это умение любить. Самое большое счастье на земле – уметь от всего сердца прощать. Любовь – тайна будущего века. Научимся этому у святых жен-мироносиц, чтобы вместе с ними услышать в Царстве Небесном: «Радуйтесь!» Аминь».

Илия, певчий Церковного хора Свято-Владимирского храма : «На протяжении двух тысячелетий существования Церкви Христовой женщины, ее верные чада, постоянно подтверждали, что они являются продолжателями дела святых жен-мироносиц. В недалеком прошлом их подвиг верности, любви и милосердия повторили наши прабабушки и бабушки, оставшиеся со Христом и Его Святой Церковью в дни жестоких гонений, когда вся злоба мира сего ополчилась на Святую Церковь, пытаясь уничтожить Православие и даже память о нем. Женщины совершили незаметный подвиг. Они научили истинам веры Христовой своих детей и внуков, несмотря ни на какие угрозы посещали храм Божий, участвовали в Таинствах Церкви, сохранили и свято передали церковные традиции.

В наши дни глобализации, политизации, феминизации и прочих плодов цивилизации подвиг несения Истины Христовой не теряет свою актуальность: тело Церкви терзают расколы и секты: почитание Христа, к сожалению, пока что остается внешней «данью моде»; общество само разрушает основы «малой церкви» - христианской семьи. Но «белые платочки», как называл женщин Святитель Тихон, Патриарх Московский, как всегда переполняют церкви, вознося свои молитвы ко Христу о спасении мира.

Дорогие сестры и матушки! Мы поздравляем Вас с Вашим праздником – Днем святых жен-мироносиц! Мы ценим Ваш подвиг – подвиг Матери, подвиг Супруги, подвиг Друга, подвиг Христианки. Очень часто мы его не замечаем – не в силу отсутствия, а по причине обыденности. Мы привыкли к вашей любви и нежности, к вашей заботе и милосердию и поэтому все это нам кажется само собой разумеющимся и неотъемлемым. Однако глубоко в душе каждый осознает, что потеря вашей поддержки несет катастрофу. Мы благодарим вас за ваши молитвы, которые вы изливаете за своих мужчин, за Свет веры Христовой, который вы нам несете своим терпением и верностью!

Низкий поклон вам за труды! Многая и благая Вам лета!

Старший пономарь Свято-Владимирского храма Игорь: «Сегодня истинно женский праздник – праздник жен-мироносиц! Чтобы понять значение этого дня, мысленно перенесемся в то великое утро, когда Господь наш Иисус Христос по Воскресении явился первым женам-мироносицам. Почему им? Потому, что Господь знал сердца женские и мужские. Все силы свои, все усердие свое жены-мироносицы направляли на то, чтобы служить Ему, Господу Иисусу Христу. Они исполняли все женские работы, в которых Он нуждался.

Но не только в этом заслуга жен-мироносиц. Заслуга их, прежде всего, в том, что сердца их были чисты, святы и совершенны перед Богом. Знал Господь, что женщины, в первую очередь, жены-мироносицы, совершенно иначе, чем мужчины – чем Апостолы Его святые – воспримут истину. Он знал, как трудно будет некоторым апостолам Его поверить, что стоит перед ними Воскресший Христос, а его женам-мироносицам из-за веры, надежды, преданности и женского восприятия, легче. Вот почему удостоены жены-мироносицы этой величайшей чести, этого величайшего счастья – первыми увидеть Воскресшего Господа! Через 40 дней Господь вознесся на небо, стало невозможно служить Ему видимым образом.

Возвращаясь в день сегодняшний, мы видим, что жены-христианки, несмотря на высокую интенсивность их жизни, несут нелегкий крест своих домашних, семейных, родительских, производственных и общественных обязанностей. Они находят время, не упуская преемственность, переданную святыми женами-мироносицами, служить видимо невидимому Господу. И служат они Ему иным путем – дать милостыню нищему, посетить болящего, помочь и успокоить страждущего, прийти к узнику и утешить его. И служат они Ему в святых православных храмах и приносят в сосудах сердец своих веру, надежду, любовь, преданность и глубину женского сердечного восприятия. И за это всем низкий поклон!

От имени причета церковного и всех братьев во Христе, поздравляем вас, дорогие жены и юные отроковицы, с истинно женским праздником – праздником святых жен-мироносиц! Желаем вам душевного и телесного здравия, мира, любви, терпения и истинно сердечной чистоты. «…Блаженны чисти сердцем яко тии Бога узрят»… (Мф: 10, 5).

Дорогой наш человек.

В православный женский день мы шлем сердечные и теплые поздравления всем православным женам и отроковицам. Но особые слова, выражающие искреннее уважение и восхищение, хочется сказать матушке Наталии – супруге отца Георгия.

Все мы являемся прихожанами либо служащими нашей Церкви. Все мы как-то привыкли думать, что храмом управляет наш пастырь. И едва ли задумываемся над тем, что рядом со священником стоит женщина, помощница и хранительница, которую недаром называют добрым словом «матушка».

Матушка – это не обычная профессия, а заслуга, она несет огромную ответственность за порядок и жизнеобеспечение Церкви. Перед такой женщиной, на чьих плечах держится храм, невозможно перестать преклоняться и удивляться ее способности любить людей. Ведь не каждый человек наделен такими качествами как милосердие, трудолюбие, скромность и доброта.

Эти добродетели могут быть только у истинно православной женщины. И именно ими наделена матушка Наталия. Митрополит Антоний Сурожский отмечал: «От жены священника требуется вера, подлинная вера, которая помогает мужу действовать, дает ему ощущение доверия и поддержки жены, даже когда она не имеет права понять его действия до конца…» И только вера в Бога помогла матушке осознать очень многие вещи в жизни, получить ответы на волнующие вопросы.

Дорогая наша матушка Наталия! Мы благодарим Вас за то, что Вы с таким усердием и улыбкой несете Ваш нелегкий крест служения Богу и людям. Во многом, по вашим молитвам и Вашими трудами отец Георгий смог воплотить в жизнь свои замыслы и устремления, создать приход здесь, оставить добрый след в других храмах, где он служил.

Вы никогда не унываете, но только близкие Вам люди знают, сколько душевных и телесных сил Вы отдаете жизни прихода, каждому из нас. Господь даровал Вам многие таланты: и на клиросе, и в трапезной Вы успешны и незаменимы. Ваша внешняя красота неразделима с красотой душевной. Для нас Вы – истинный пример благочестия, целомудрия, чистоты, терпения и смирения, дружелюбия и трудолюбия, кротости и простоты, мужества и находчивости.

Благодарим Вас и желаем Вам духовного восхождения, любви, Божьего благословения, спасения души. Пусть каждая капелька Вашего труда превратится в благоуханную лилию в Небесах Чертога. Пусть Господь никогда не оставляет Вас и исполняет все Ваши прошения. Многая и благая лета!

Женское сердце кроткое
Умеет любить и жалеть.
И нищего, и сиротку
Может оно обогреть.

Оно отзовется чутко
На нашу печаль и боль,
Встревожившись не на шутку,
Шепнет: «Я рядом с тобой!»

Дар любви бескорыстной
Женщине дал Господь,
Любви благодатной, чистой,
Омытой каплями слез.

Какого числа отмечают Православный женский день (День Жен-мироносиц)? Вы узнаете об этом, если прочитаете данную статью на портале «Православие и мир».

В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг : Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.

Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.

Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».

Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния!

Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации».

А пока давайте поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться.

ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Проповедь митрополита Антония Сурожского
2-е Воскресенье по Пасхе
15 мая 1974 г.

Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.

Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались.

И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.

Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам “возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении…

И когда эта весть дошла до него – как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще…

Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью – и победить.

И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.