Дополнительная общеобразовательная программа «бумагопластика» краткосрочная педагог дополнительного образования первой квалификационной категории. Краткосрочная образовательная программа «Музыкальный театр Цели для краткосрочных дополнительных образовател

Логопедия" href="/text/category/logopediya/" rel="bookmark">логопедические недостатки. Занятия благотворно влияют на психические функции: воображение, память, мышление, речь.

Большое значение мы придаем охране детского голоса и здоровьесберегающим технологиям. Содержание программы построено с учетом особенностей детского голоса, соответствует возрастным, психологическим возможностям детей.

Программа планирует работу и с одаренными детьми, которая направлена на углубленное развитие их вокально-исполнительских способностей.

Программа предполагает репертуар, в котором сочетаются произведения русской и зарубежной классики, фольклор и песни, музыкальные сказки современных авторов.


Программа включает следующие разделы.

2. Сценическая речь.

Предмет «Музыкальный театр» рассчитан на 2 часа в неделю.

Проектируемые результаты

1. У детей будет сформирован стойкий интерес к театрально-музыкальным занятиям, эмоционально-положительное отношение к роли исполнителя; обогащение и расширение нравственного и художественного опыта.

2. Дети приобретут развернутое представление о театральном искусстве, вокальном исполнении, сценической речи.

3. Овладеют основными певческими исполнительскими навыками и смогут применять их при исполнении различных музыкальных произведений.

4. Дети будут иметь навыки сценического поведения, позволяющие успешно участвовать в театральных фестивалях и конкурсах.

Раздел 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Количество

Выработка певческой установки

Навыки певческого дыхания

Артикуляция

Округлое формирование гласных звуков

Пение легато

Чистота интонирования всех ступеней лада

Динамические оттенки (пение форте)

Динамические оттенки (пение пиано)

Сценическая речь

Упражнения, снимающие мышечное напряжение

Навыки смешанного диафрагмального дыхания

Тренировка гласных звуков

Тренировка согласных звуков. Классификация

Речь письменная и устная. Буква и звук

Произношение гласных

Произношение согласных

Правила логического чтения текста. Логические ударения

Работа над ролью

Подготовка музыкального спектакля

Всего за год

* На один урок может быть вынесено несколько тем (одна для предварительного ознакомления, другая для детального изучения, третья для закрепления умений и навыков), поэтому указанное общее количество часов следует понимать как время, затрачиваемое на тему в течение всего года.

Данный раздел помогает понять и осознать какое место, и какую роль играет вокал в музыкальном театре, показывает синтез вокала и театра.

Уроки вокала дают возможность активно участвовать в исполнительском процессе, развивают музыкальные способности, воспитывают музыкальный слух и вкус. Помогают учащемуся более полно раскрыть образ избранного им персонажа.

Ребенок с помощью средств музыкальной выразительности (звуковедение, артикуляция , штрихи, нюансы) доносит до зрителя характер своего героя, его эмоции. Но прежде чем все это увидит зритель, предстоит огромная совместная работа педагогов и учеников.

Развивать у учащихся:

*общий культурный и музыкальный уровень;

*профессиональные певческие навыки;

*певческое устойчивое дыхание на опоре;

*ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

*высокую вокальную позицию и точное интонирование;

*дикционные навыки, четкую, ясную артикуляцию;

Нравственное воспитание детей осуществляется в процессе обсуждения нравственных коллизий содержания пьес, стихов, песен, обсуждение негативных и позитивных жизненных явлений в детской и подростковой среде.

С детьми проводятся регулярные беседы о том, как беречь голос, при необходимости дети направляются на консультацию к врачу фониатру. На распевании и тренинге используем разработку «Исцеляющие звуки» (см. Приложение 3) и тибетскую гимнастику (см. Приложение 4). Приветствуется привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу: приглашение на выступления, концерты, совместные чаепития; привлечение для пошива костюмов, оформления декораций. Это способствует формированию общности интересов детей и родителей, служит эмоциональной и духовной близости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Жинкин речи. – М., 1958.

2. Запорожец сценической речи. – М., 1974.

3. Иванесов литературное произношение. – М., 1972, 1984.

4. Культура сценической речи.// Под ред. . – М., 1979.

5. Монарди и орфоэпия. – М., 1967.

6. Петрова речь. – М., 1981.

7. Промптова режиссера над стихотворной драматургией. – М., 1981.

8. Русское сценическое произношение.// Под ред. Н.И Кузьминой. – М., 1986.

10. Сценическая речь. – М., 1955.

11. Станиславский актера над собой. – М., 1951.

12. Сценическая речь // Под ред. . М.,1976.

13. Тимофеев теории и истории русского стиха. – М., 1958.

14. Хватцев. – М., 1959.

15. Хватцев речи у школьников. – М., 1958.

16. Чарели речевого аппарата к звучанию. – М., 1976.

ДЕТСКИЕ ХОРОВЫЕ СБОРНИКИ

1. Как Рыжик научился петь. – М.: Советский композитор, 1989.

2. Веселые и смешные песни / сост. – Л.: Музыка, 1990.

3. Весна идет. Песни и хоры на стихи Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета – М.: Музыка, 1989.

4. Жаворонок / сост. Г. Струве. – М.: Музыка, 1975.

5. Малыши поют классику / сост. Л. Афанасьева-Шешукова – С-Пб, 1998.

6.Музыкальный театр (вып.1,2,3). Театрализованные представления в сопровождении фортепиано для детей младшего и среднего возраста. – М.: Музыка, 1986.

7. Школа хорового пения. – М.: Музыка, 1986.

8. Хоровой класс. – Пособие для детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: Советский композитор, 1988.

9. С песней весело шагать. Популярные песни для детей. – М,: Музыка, 1991

10. Хрестоматия русской народной песни / сост. Л. Меканина – М.: Музыка, 1991.

Приложение 1.

РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИТОРОВ-КЛАССИКОВ

1. сл. нар. «Киска».

2. сл. нар. «Тень-тень, потетень».

3. сл. нар. «Сорока».

4. сл. нар. «Колыбельная».

5. сл. нар. «Дождик, дождик».

6. сл. нар. «Барашеньки».

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

1.Русская нар. песня «Как у наших у ворот».

2.Русская нар. песня «Птичка».

3.Русская нар. песня «Скок-поскок».

4.Русская нар. песня, ред. П. Чайковского «Перед весной».

5.Русская нар. песня «Как на тоненький ледок».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ

1. «Песенка-чудесенка».

2. «Про лягушек и комара».

3. «Вот какие чудеса».

4. «Плачет котик».

5. «Простая песенка».

6. «Куры».

7. «Шишковяк».

8. «Игра в гостей».

9. «О ленивом червячке».

10. «Петь приятно и удобно».

11. «Я красиво петь могу».

12. «Модница».

Приложение 2.

ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ

Игры - упражнения могут быть использованы в качестве разминки или тренинга. Цель упражнений – театрально-творческое развитие (развитие индивидуальной выразительности и точности логики действий, а так же умения работать коллективно).

1. «ЭСТАФЕТА». Учащиеся должны вставать друг за другом следующим образом: как только сел предыдущий – встает следующий. Порядок вставания можно менять – по рядам, от парты к парте, змейкой, по алфавиту и т. п. Главное в задании – не подталкивать, не вызывать, не вмешиваться в работу другого человека. В этом случае педагог останавливает цепочку, потому что заданное условие нарушено. Вставание можно заменить передачей хлопков.

«Эстафета» – коллективное упражнение, в нем у каждого есть своя обязанность, которую необходимо выполнить вовремя. Вот это «вовремя» и является единственной трудностью. Причем для исполнителя трудность заключается в том, чтобы верно определить момент, когда самому нужно встать и сесть, а для всего коллектива – чтобы не вмешиваться в работу каждого, ждать терпеливо, не торопить, не подталкивать, не останавливать. Это терпеливое отношение друг к другу в таком простом задании оказывается совсем не простым делом.

Для театральной грамоты в этом упражнении важна полная самостоятельность в определении момента своего вступления в общее дело, чувство зависимости друг от друга.

2. «ВСТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ». Ученикам объясняется, что по команде учителя в классе должны подняться и стоять столько человек, сколько пальцев покажет учитель, это и будет сигналом к началу выполнения упражнения. Учитель выкидывает руку или две с задуманным количеством пальцев и произносит: «Раз, два, три – замри!» В классе должно стоять столько учеников, сколько было выкинуто пальцев. Никто в классе не знает, сколько человек должно будет встать и кто именно из класса. Поэтому сразу вслед за заданием, сколько пальцев, столько человек должно встать – каждый из участников внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Упражнение помогает активизации ученической позиции на занятии. На «отлично» упражнение выполняется только при условии нацеленности каждого на общий результат. Готовность каждого встать (если вставших не хватает) или сразу же сесть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на общий настрой каждого из участников занятий. Нередко в группе оказываются 2 – 3 ученика, которые встают каждый раз, и 5 – 6 неработающих. Для внесения изменения в настрой каждого из них следует принимать следующие меры: слишком активных просить включаться в работу через 5 – 6 сек. после первой попытки группы выполнить задание; создать отдельную подгруппу из неактивных и для этой подгруппы дать новое задание; можно разбить класс на три группы и устроить соревнование на скорость реакции или даже счета: 1 группа – число, 2 группа – число, 3 группа – сумма. Для актерской грамоты в этом упражнении важна своеобразная мобилизация всех работающих. Готовность к тому, чтобы действовать и к тому, чтобы не шевелиться, - все в зависимости от того, что будут делать те, кто вокруг.

3. «ОДНОВРЕМЕННЫЙ ПОКЛОН, ХЛОПНУТЬ В ЛАДОШИ». Всему классу сразу или одному ряду, одной группе дается время, за которое дети должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например, 3с) снова хлопнуть и т. д. Хлопки можно заменить поклоном в пояс, подниманием рук или подпрыгиванием. Упражнение считается хорошо выполненным, когда делается одновременно, когда нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях.

Одновременность – высокий показатель согласованности действий в группе, коллективе. Театральное исполнительское искусство требует умений быть самостоятельным и подчиняться. Упражнение тренирует подчинение общему ритму, движению. Научиться делать что-то одновременно с другими – важный навык для исполнительского театрального искусства. Тренировка одновременности, на первый взгляд, подавляет смелость быть самостоятельным, но в реальности только она и подготавливает подлинную смелость и самобытность. Поэтому упражнение типа «одновременно» важно и нужно делать на всех этапах занятий. Причем для средне и малоодаренных детей тренировка в одновременности – поначалу единственная доступная и любимая форма активности, что следует учитывать при работе с полным классом.

4. «УПРАЖНЕНИЕ НА ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ (ПФД)». Ученик выполняет манипуляции с воображаемыми предметами, т. е. действует точно так, как бы он действовал с реальными предметами. Учитываются точность направления взгляда и внимания, характер мускульной работы рук, пальцев, корпуса, ног, спины, шеи и т. д.

Упражнения на ПФД должны занимать в работе с классом достаточно большое место. Смысл всех упражнений в воплощении правильного (как в реальности) распределении внимания и мускульных напряжений при действии с предметами (не людьми): «Где глаза?» (куда направлен взгляд – внимание), «Какая мускулатура работает?» (пальцы, ладонь плечо, брюшной пресс, ноги). Причем все это для каждого реального предмета и у каждого реального человека происходит по-особенному. Обобщение в работе мускулатуры и внимания выводит упражнения из сферы актерского тренажа в сферу пантомимы. Начинать упражнения можно легко, дети сами выбирают предметы и действия, которые они могут выполнить по памяти (открыть сумку, забить гвозди и т. п.). Или упражнение выполняется всем классом с одним предметом: шваброй, платком, стулом, графином, портфелем. Затем отрабатывается с каждым отдельно выбранное учеником действие, причем важно, чтобы всегда была возможность и его реального выполнения. Только по действию с реальным предметом педагог и ученики могут проверить верность выполнения упражнения и дать советы. Позже хорошо вводить парные задания (нести ведро, бревно, совок и веник , скатерть, играть в мяч, тянуть и т. п.), а затем и «озвучивать» беспредметные упражнения. В выборе самих дел динамика такова: от памяти работы пальцев и всего корпуса – к сложному переключению мускульных напряжений во всех частях тела; от прямолинейного простого внимания – к его переключению. Театральный смысл упражнений ПФД состоит в фиксации в сознании ученика факта тонких особенностей действий, их зависимости от особенностей человека и ряде особенностей предмета. Способность к театральному искусству проявляется в рождении иллюзии, в возникновении на пустом месте достоверности и правды не только движений, но и чувства.

5. «ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ – ПОКАЖЕМ.» Традиционная детская игра, а по существу – групповое упражнение на память физических действий. Чтобы эта игра носила характер учебно-тренировочной по театральному искусству, нужно оговорить требования к достоверности, убедительности, похожести, узнаваемости, скрупулезности, точности действий, чувств, диалогов, атмосферы. Всем этим требованиям, разумеется, игра не удовлетворит, но акцентировка их подведет детей к выполнению театрального этюда.

6. «ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ». Детям предлагается по-разному поднимать руку, сидеть, идти. Например, поднять руку, когда хочешь, чтобы тебя вызвали, и когда не хочешь; сидеть у телевизора, у шахматной доски, на уроке, на концерте, в автобусе, самолете. В задании сначала задается «дело» – ходить, сидеть, размахивать руками, слушать, командовать и т. п. Само задание может выполняться в нескольких вариантах одним человеком, или каждый исполнитель играет только один вариант, а их множество возникает, как сумма разных исполнений. Игра по одному варианту, но без повтора того, что сыграл предыдущий, легче и поначалу хорошо активизирует воображение в области поведения. Но при повторении аналогичных заданий она становится слишком легкой.

7. «ОБСУЖДЕНИЕ УВИДЕННОГО И ФАНТАЗИРОВАНИЕ» – две полезные формы работы в театрально-творческом и общем воспитании детей. Увидели, как «человек идет», и определили все связанные с увиденным «предлагаемые обстоятельства».

8. «ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА». Если стул превращают в мотор автобуса, то другие ученики могут стать пассажирами, кондуктором, помощником слесаря, товарищем шофера и т. п. Когда зрители догадываются о содержании, месте и времени превращения, каждый из них может выдумать роль и дело для себя, но такое, чтобы превращение, заданное первым исполнителем, стало более полным и выразительным.

9. «ПРЕВРАТИЛСЯ САМ». Группе учеников (3 –7) предлагается превратиться в кусты, деревья, фрукты, цветы, игрушки, инструменты, хлеб и т. п. Задание можно давать по форме: «Мы входим в (пауза, собирается внимание)…спортивный магазин. Раз…Два…Три». После команды «три» каждый из группы изображает предмет, меняя свою позу так, чтобы тело напоминало задуманный предмет. В этом упражнении тренируется смелость, фантазия, изобретательность. Например, чтобы изобразить гриб сморчок, мальчик садится на корточки, сжимается, вытягивается и делает мятое лицо-гримасу. Упражнение удобно для начала занятий, усложняется по линии более сложных слов заданий.

10. «ДЕЛИТЬСЯ НА КОМАНДЫ». Все играющие делятся на пары, хотя бы при помощи расчета на первый и второй. Потом каждая пара предлагает ведущему выбор: солнце – дождик; поезд – самолет, капуста – лук и т. п. Причем эти слова нужно не сказать, а сыграть. С течением времени можно условливаться о характере слов, например только одушевленные или неодушевленные; прилагательные, цветы, события и т. п.

11. «ВЗЯТЬ ПАРТНЕРА, МЕНЯТЬСЯ МЕСТАМИ». «Взять партнера» – это значит связаться глазами с кем-то в группе. При этом нельзя пользоваться жестами, словами, только ловить взгляд ток, чтобы связаться глаза в глаза. Тогда возникают пары партнеров, которым затем можно дать любое дополнительное задание – поменяться местами, задать друг другу вопрос, одному встать, другому сесть и т. д. Это упражнение удобно задавать и тогда, когда нужно по какой-то причине быстро изменить порядок распределения детей в классе: «Взяли глазами партнера (пауза). Бросили этого партнера, взяли другого». В любой групповой работе важно уметь внимательно и спокойно общаться друг с другом. Важно и самому удерживать внимание на партнере и замечать его внимание к себе. Началом этого умения будет тренировка быстро связываться взглядом (смотреть друг на друга). Стоящие в круге перед классом и сидящие за партами связываются глазами и меняются местами. Усложнять: меняясь местами, задайте вопрос; поменяться местами вместе со стульями без грохота и стука и т. д.

12. «УПРАЖНЕНИЯ СО СТУЛЬЯМИ» – вся группа по команде «Приготовились! Пожалуйста!» одновременно встает, подняв стулья, ставит их в виде какой-то фигуры и одновременно садится. Например: «Приготовились одновременно поставить стулья в полукруг лицом к двери! Пожалуйста!» Важно, чтобы не было никаких разговоров во время выполнения задания, никто не командовал, все работали одновременно, приспосабливаясь друг к другу. Такой простой инструмент, как стул, дает возможность отрабатывать высокий уровень внимания друг к другу, слаженности действий при реальной возможности оценивать ход и результат работы.

13. «РУКИ – НОГИ». Группа должна безошибочно выполнить простые движения под команду учителя: по одному хлопку поднять руки, по двум -–встать. Если реки уже подняты, то по одному хлопку их нужно опустить, а если уже стоят – по двум хлопкам сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников, тренируя их собранность. Упражнение очень эффективно собирает внимание, его можно включать в любой вид работы и во все этапы и периоды занятий.

14. «ВОРОБЬИ – ВОРОНЫ». Играющие делятся на две команды, которые становятся друг против друга. Команда, которую назовет ведущий, ловит, другая команда убегает. Ведущий говорит медленно: «Во-о-о-ро-о…» - в этот момент готовы и убегать и ловить. Именно этот момент противоречивой готовности и важен в упражнении.

15. «ЖИВОЙ АЛФАВИТ» – ведущий распределяет буквы алфавита между всеми учащимися и задает слово, например «грибок». После этого по хлопку должны выйти те ребята, буква которых входит в слово, и выстроиться в последовательности букв в заданном слове. Запятая, точка могут обозначаться общим хлопком в ладоши.

16. «РАВНОМЕРНО ЗАНЯТЬ КЛАСС». По команде группа учеников должна распределиться на равном расстоянии друг от друга, заняв всю свободную площадь комнаты. Ни один из учеников не знает заранее, где ему надо стоять. Упражнение выполняется без слов.

17. «АББРЕВИАТУРЫ». Ученикам предлагается дать свою расшифровку сокращенным названиям, которые можно увидеть на вывесках, обложках, - РЭМ, ЩДР… Упражнение на воображение, знание окружающей реальности и интеллектуальное развитие. Увидеть за буквами слова, да еще организованные между собой в название – задача не столько трудная, сколько неожиданная. Дети легко начинают шутить и смеяться, придумывая смешные названия. Следует вводить ограничения: «Это название из Страны смеха, слез, зверей, звезд, деревьев» и т. п.

18. «ПО ПРАВДЕ И ПОНАРОШКУ». Сначала выполняется реальное «дело» – искать спрятанную иголку, затем это делается понарошку, т. е. выполняющий, зная, что иголки нет, ищет ее так же, как искал по правде. «Дела» могут быть самыми разными: целить и кидать в цель мячик, мыть стены, поливать цветы, выметать пол, тренироваться: по правде, потом понарошку. Упражнение, развивающее наблюдательность и способность находить объяснение, - оправдание всем особенностям поведения человека в данных обстоятельствах, занятого определенным делом. Сравнение того, как мы «играем» ситуацию, и того, как она развертывается, реализуется на самом деле, - необходимая ступень в развитии исполнительской театральной культуры. Если предложить ученику сыграть «мы спрятали указку, найди ее», он будет делать одни действия, а если указку действительно спрятать, а ученик будет искать ее по правде, то он будет действовать совсем по-другому. Эту разницу увидеть легко. И она-то заставляет детей стараться в условиях «понарошку» вести себя «по правде».

19. «ПОВТОРИ, ОТЛИЧИСЬ, ДОПОЛНИ». Введение этих заданий (по одному или поочередно, но все на одном занятии) имеет большое значение для формирования исполнительской культуры и творческого подхода. Любое из предыдущих заданий можно связать с «повтори», т. е. вызывается ученик, который должен точно повторить все, что выполнил другой исполнитель. Для повторения можно вызвать не одного, а двух-трех. Можно, чтобы всякий следующий повторял предыдущего. Многие задания позволяют поставить обязательное условие – «отличись». Это значит, что следующий должен максимально отличить свою работу от предыдущего – сделать не то, не так, по-другому, о другом. Наконец, ряд упражнений позволяет поставить задачу «дополни» – развить, развернуть, добавить к работе исполнителя что-то свое, что не зачеркивает, а дополняет его игру. Упражнения важны в любом виде коллективного труда, а в процессе освоения логики действий, их особенностей, т. е. воспитания навыков восприятия, крайне необходимые. Для того чтобы повторить, дополнить, отличиться в выполнении действий, их надо понять и зафиксировать. «Повтори» – центральное направление внимания на первом этапе, на втором – «отличись» на третьем – «дополни».

20. «УБЕГАЕТ, ДОГОНЯЕТ, БЕЖИТ». Каждый учение показывает эти три вида бега. Дети выясняют разницу в качестве действий (поведения) каждого из вариантов. При выполнении задания следует коротко познакомиться с предлагаемыми выдуманными исполнителем обстоятельствами: «Ты кто?», «От кого?», «Почему?», «К кому бежишь?». На первом этапе важно, чтобы отличились три исполнения каждого ученика. На втором этапе - один и тот же ученик играет разные «убегает»: от волны, от мяча, от врага, от погони. На третьем этапе – парные этюды: двое убегают, и что происходит между ними? Один убегает, другой догоняет. И что случилось и как это происходило, чем кончилось?

21. «ВЫХОД ГРУППЫ». По команде дети выходят на скорость так, чтобы первые не тормозили последних, чтобы не возникало «пробок». Со временем задание усложняется требованием тишины, вплоть до абсолютной.

22. «ХОРОВОД». Ученики, сцепившись за руки, «пишут» своим хороводом заданную учителем букву: Б, Е, Г, О, И, П, Л, Р, В и т. п. До начала письма все должны стоять в хаотическом порядке, каждый сам по себе. Упражнение выполняется легко, если хоровод послушен и сообразителен, если ведущий хорошо пишет. Упражнение дает хорошую разминку, согласованность движений и четкий результат.

23. «ФРАЗА ИЗ СЛОВ». Ведущий называет любой набор слов: «лестница, человек, часы» (наборы лучше составлять на основе какой-то реальной ситуации, окружающей вас). Ученикам предлагается составить предложение, картину из одного предложения, в котором были бы все заданные слова. Разрешается менять падежи и время заданных слов. Даже неожиданный набор слов складывается легко, если слова легкие, из повседневного обихода (воробей, лестница, конфета, бант, холодно), и гораздо труднее, когда привлекаются слова, которые учитель хочет ввести в обиход детей (премьера, роль, репетиция, пауза, зритель, аплодисменты, фантазия, отразил). Для обогащения речи детей такая форма тренировки является очень полезной.

24. «ШУМЫ». Ученики определяют «что, где, когда» по «шумам», которые издают один или два невидимые классу ученика. Воспроизведение жизненной картинки, ситуацию эпизода, обстоятельств, случая может свестись к воспроизведению звуков, входящих в картинку. Можно задать название этюда в одном или нескольких вариантах: утро на море, ночь в лесу, у зубного врача. Можно играть в загадки-этюды. Исполнитель или исполнители играют этюд, класс слушает и пытается определить, «где это было». Коллективный этюд требует достаточной меры собранности, взаимосвязи, серьеза, четкости в работе. Часто дети начинают с этюдов «Утром», «Птичий двор», «В зоопарке» и постепенно выдумывают и играют этюды «Комар в ночном поезде», «Авария на шоссе», «Городская улица».

25. «КАРТИНКА ЗА ОКНОМ». Дается задание записать или рассказать, что ты видишь сейчас за окном. Описание должно быть понятным, четким, чтобы слушатель мог дать потом отчет о том, что у него за спиной, а все другие по его рассказу проверить качество описания. После такого отчета слушателю разрешается повернуться, посмотреть и рассказать так, как это сделал бы он сам. Каждый из нас видит что-то определенное, отличие «видений» – важный момент в художественной практике. На первом этапе описывать можно то, что видят за окном или видели по дороге. На втором этапе – то, что увидят за словом, фразой, текстом. На третьем – за словами пьесы, драматургии. Видение от реальности, живописности должно дойти до видения сюжета, логики поведения, характера, образа.

26. «ВЕС». Разное ощущение человеком своего веса зависит то его самочувствия, настроения: радость, ликование дают ощущение невесомости, полета, легкости. Это состояние обозначается цифрой «один» . При команде «один» все дети превращаются в легких, при команде «два» – в солидных, но довольных; «три» – недовольных, скучных, усталых, обиженных, огорченных; «четыре» – все стали тяжелыми до бессилия, даже головы не держатся, тело налито свинцом, встать, поднять руку тяжело.

27. «ЖИВОТНЫЕ» - домашние, дикие. Зоопарк. Живой уголок. Птичник. Дети выдумывают, превращаются, зрители угадывают. Играть животных – одна из самых традиционных форм овладения элементами актерского искусства. Вера, смелость, игра как таковая, наблюдательность – вот слагаемые превращений в животных. Для детей интересно не только сыграть животное, но и отличить поведение, повадки, особенности домашних, диких зверей и зверей в зоопарке.

28. «ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ». Как и упражнение на превращение вещи, подразумевает выполнение соответствующих действий. Ученик что-то делает в комнате, и мы понимаем, что это уже не комната, а лес, например, или вокзал и т. д. Это упражнение мы считаем центральным театральным заданием первого этапа знакомства с актерским творчеством. Поскольку в условиях класса не приходится рассчитывать ни на что другое, кроме «логики действий», чтобы превратить класс в автобус или музей, постольку центральный феномен театра – действие выступает на первый план и в осуществлении, и в оценке выполнения задания.

Этапы работы обычно таковы:

Начальные пробы;

Анализ получившегося и формирование пожеланий для более совершенных превращений;

Составление плана-заказа-задумки с перечнем необходимых дел и участников;

Осуществление одного из замыслов всей группой;

Вычленение драматурга, режиссера, актеров, зрителей.

Уже на двух последних стадиях возникает новый уровень игры в превращения, так как «помощь» требует сохранения замысла и согласованности действий. Один исполнитель успешно справляется с превращением класса в болото, в музей, в лес. Но в каждом случае легко представить себе коллективное осуществление этой же задачи: один бродит по лесу, другой пугает его, прячась за деревьями, третий встречает его и спрашивает дорогу, четвертый играет зайца, пятый – птицу и т. п. При переходе к коллективной работе полезно вычленить обязанности помогающих. Обычно группа предлагает такие виды «помощи в превращении»: буду делать шумовое оформление, буду изображать декорации (деревья, кусты, дома); буду тоже в этом месте что-то делать (гулять в лесу, лезть через болото…); буду противником (медведем, директором музея); буду помощником-партнером (дедушкой, который учит искать грибы; мамой, которая показывает картины природы и объясняет). Все эти виды помощи имеют в своей основе разные театральные профессии в их назначении – создавать артисту условия для работы.

29. «ТАК И НЕ ТАК». Игра состоит из парных карточек, на которых нарисована одна и та же ситуация в двух вариантах ее проживания: правильный и неправильный вид поведения. Перемешанные карточки раздаются всем ученикам, детям предлагается поднять руки, у кого есть картинки с изображением «неправильного» поведения. Один вызывается и рассказывает классу, как нельзя себя вести о чем его картинка. Дети слушают и ищут среди своих карточек противоположную. Тот, кому досталась такая карточка, и продолжает разговор: он уже рассказывает, как надо себя вести в такой ситуации. И т. д. Первая стадия игры – просто знакомство с заложенными в ее набор правилами вежливости . Вторая – актерское исполнение заданных игрой ситуаций. На третьем этапе следует расширять набор правил, в том числе включать правила общения с театральным искусством. Хорошо играя плохое поведение, ученик как бы получает прививку от такого поведения впредь.

30. «НА ПЯТЬ ОРГАНОВ ЧУВСТВ». Внимание к работе каждого из органов чувств – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание – проявляется в поведении человека. Мы всегда отличим поведение человека, который что-то увидел или рассматривает, от поведения человека, почувствовавшего запах (например, подгоревшего молока или чего-то приятного). Особое поведение у человека и тогда, когда он пробует на вкус или смакует любимую сладость. Вот это и надо сыграть. Этюды можно задавать на одно, два, три, четыре, пять чувств. Выдумывать место и обстоятельство действия каждый может сам, главное требование к детям – правдиво прожить кусочек выдуманной истории. Такие этюды могут быть сыграны как отдельные сценки даже перед публикой.

Приложение 3.

ИСЦЕЛЯЮЩИЕ ЗВУКИ

Благотворное действие пения на организм известно давно. Пение требует от нас нижнего диафрагмального дыхания, которое очень полезно для здоровья. Звук благодаря своей волновой природе может воздействовать на клетки и менять их активность.

Долгое и протяжное пение звука «И» стимулирует головной мозг, глаза и нос. Можно им лечить насморки, гаймориты и воспаления глаз. Он стимулирует гипофиз, щитовидную железу. Когда человек долго поет этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение. Это хорошее средство против плохого настроения.

Звук «У» наполняет человека мудростью. Распевание звука дает прилив сил и энергии для активной деятельности, усиливает динамику его жизни. Звук «А» стимулирует верхнюю часть легких.

Долгое «А» чистит человека, снимает напряжение, усиливает творческие возможности и их реализацию.

Звук «Е» оказывает гармонизирующее воздействие. При пении звука стимулируются горло, трахея. Распевание звука настраивает на чувство любви к миру и людям, дает ощущение стабильности, покоя и удовлетворения.

Распевание звука «Э» делает человека коммуникабельным, усиливает сообразительность и предприимчивость.

Звук «Ю» благотворно действует на почки, снимает болевые спазмы. Распевание этого звука открывает новые горизонты в жизни, способствует благополучию.

Звук «О» главный гармонизирующий звук. Чем больше звука «О» в словах, тем больше гармонии. Распевание звука способствует концентрации на чем-либо, структурирует сознание, позволяя сосредоточиться на главном.

Очень важный звук «НГ» помогает настроиться на информацию, которая способствует достижению поставленной цели, расширяет творческие возможности человека.

Произнесение звука «МН» упрощает жизнь. Эти вибрации словно расщепляют все на составные части, мы начинаем видеть отдельные фрагменты, в которых проще разобраться.

Распевание звуков «ЮЯ» помогает адаптироваться в социальной среде не теряя своей индивидуальности.

Звук «ИЯ» благотворно действует на сердце.

Звук «ПА» активизирует работу сердца в щадящем режиме. Стимулирует активизацию мышления и дает уверенность в себе.

Звук «ХА» производит очищающее действие, благотворно действует на дыхание.

Приложение 4.

ТИБЕТСКАЯ ГИМНАСТИКА

1. Усиленно массировать уши прижатыми ладонями сверху вниз и снизу вверх 42 раза. При этом большие пальцы массируют шею сзади, ниже ушей. Упражнение улучшает память.

2. Кончиками указательных пальцев в быстром темпе массируйте козелки 42 раза. Упражнение нормализует артериальное давление.

3. Указательные пальцы воткнуть в ушные проходы и 42 вибрациями «выливать» воду из ушей. Упражнение предупреждает и лечит глухоту.

4. Тыльной стороной больших согнутых пальцев рук 42 кругами по направлению к носу массировать глазные яблоки. Снимает напряжение, предупреждает и лечит глаукому и катаракту.

5. Упражнение «Чакрас». Вдыхая носом, сильно надуть живот. Затем вдвое дольше вдоха выдохнуть через рот – губы трубочкой, со звуками: «фу-фу-фу…» Таких вдохов сделать 42 раза. Восстанавливает работу главной дыхательной брюшной мышцы, лечит астму, бронхит , улучшает работу внутренних органов.

6. Массировать живот ладонями: 42 круга по часовой и 42 круга против часовой стрелки.

7. Кончиками пальцев усиленно массируйте волосяной покров головы – от ушей к макушке и ото лба и затылка к макушке 42 раза. Улучшает память, помогает при головной боли.

8. Ладонями прижать уши и кончиками пальцев 42 раза «ударить» по затылку. Упражнение лечит глухоту, снимает головную боль, снижает артериальное давление.

9. Руки сцеплены в замок на затылке. Голова на месте, а руками вправо – влево 42 раза. Помогает при остеохондрозе.

10. Стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Сделать 12 или 22 осевых поворотных движений вправо и влево. Профилактика остеохондроза.

11. Ежедневно массировать «точки жизни» не менее 5 минут – она находится на три положенных поперек пальца ниже коленных чашечек, с внешней стороны колена. Нормализует обмен веществ и укрепляет иммунную систему.

Мария Кирилова

Новизна : Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка . Сегодня такой материал как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества . Изделия из данного материала в отличие от пластилина долговечны и не требуют дорогостоящей обработки обжигом как изделия из глины. Кроме того, соленое тесто по многим показателям (прежде всего, техническим и, безусловно, экологическим) превосходит популярную за рубежом полимерную глину, которая достаточно давно появилась на прилавках наших магазинов. Реализация курса позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации , обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.

Цель : Развитие у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности с использованием техники тестопластика .

Задачи :

Способствовать развитию художественного восприятия жизни;

Уточнять представления об окружающем жизни;

Формировать умение воспринимать и воспроизводить предметы сложной формы;

Способствовать развитию творческих способностей в процессе изображения предметов , явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов .

Формировать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, теплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; правильные пропорции предметов;

Способствовать развитию композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета.

Упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий красками.

Способствовать освоению технических приёмов лепки из теста : наличие множества мелких деталей;

Поощрять стремление сделать своё произведение красивым, содержательным, выразительным.

Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ, в основу которых могут быть положены как сюжетные, так и декоративные образы , соотнесению замыслов и действий детей; поощрять их использовать разные техники в лепке и росписи.

Результат :

1. Создание творческой мастерской для детей старшего дошкольного возраста

2. Совершенствование изобразительной деятельность детей : дети самостоятельно определяют замысел, создают выразительный образ , самостоятельно отбирают впечатления, переживания для определения сюжета, выбирают наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы , планируют деятельность, достигают результата и оценивают его.

3. Проявление активности и самостоятельности детей в изобразительной деятельности .

4. Продукты детской деятельности : медальон «Буквица» , «Чудо-булочки» , «Дары осени» натюрморт, лепка по замыслу.

Работа с родителями :

Создание условий в группе для реализации КОПа "Капельки творчества .

Способствовать привлечению родителей в создании образов из солёного теста в домашних условиях , путём бесед и индивидуальных консультаций.

Перспективный план (подготовительная группа)

1 Занятие.

Медальон «Буквица» (изготовление)

Задачи :

1. Познакомить детей с технологией приготовления солёного теста ; с особенностями лепки из теста ; наличие множества мелких деталей; закручивание, вытягивание, переплетение частей; склеивание.

2. Учить детей лепить медальон «Буквица» .

3. Воспитывать у детей аккуратность при выполнении работы.

4. Ознакомить детей с тестопластикой , как разновидностью декоративного искусства.

5. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик, желание лепить и расписывать декоративные изделия.

Оборудование :

Алгоритм приготовления

солёного теста . Мука, соль, вода, масло растительное, доска, скалка, стеки, кисть.

Иллюстрации, Фотографии,

Готов. декор. изделия из теста , сказочный персонаж «Колобок» .

2 Занятие.

Медальон «Буквица» (роспись)

Задачи :

1. Познакомить с росписью готового изделия.

2. Освоить технику плотной росписи.

Оборудование :

Просушенные изделия – медальоны, гуашевые краски, кисти №2 и 5, вода, шнурок.

3 Занятие. «Чудо-булочки» .(изготовление)

Задачи :

1. Познакомить детей с изготовлением хлебо-булочных изделий.

2. Познакомить детей со скульптурой малых форм.

3. Учить лепить разные формы (сушки, булочки) из целого куска теста

4. Учить передавать форму, пропорции.

Оборудование :

Иллюстрации изделий из теста , игра «Похож, не похож» , макеты хлебо-булочных изделий, скульптуры малых форм, готовое солёное тесто , стеки, кисти №3,вода, доска.

4 Занятие. «Чудо-булочки» .

Задачи :

1. Завершить работу над скульптурой акварелью.

2. Развивать образное восприятие , чувство цвета.

3. Воспитывать у детей эмоциональное отношение при восприятии готовых образов .

4. Завершить работу над изделиями, расписав его красками.

Оборудование :

Иллюстрации из сказки «Колосок» , акварель, кисти №2 и 5, вода.

5 Занятие.

Панно «Дары осени» .(изготовление)

Задачи :

1. Познакомить с понятием «натюрморт» .

2. Учить создавать композицию с помощью схем построения композиции.

3. Закреплять навыки лепить разные формы (огурец, морковь, горох, чеснок) из целого куска теста , передавать особенности каждой из них.

4. Развивать фантазию при создании композиции

Оборудование :

Иллюстрации натюрмортов, схемы построения композиции, игра «Составь натюрморт» , технологическая

карта приготовления теста , загадки об овощах, овощи, готовое тесто , доска, стеки, скалка, вода, кисть.

6 Занятие. Панно «Дары осени» . (роспись)

Задачи :

1. Познакомить с понятием тональность

2. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета

3. Учить детей доводить начатое дело до конца

4. Воспитывать у детей эмоциональное отношение при восприятии картин.

5. Завершить работу над панно, расписав его красками.

Оборудование :

Игра «Не ошибись» , схема тональности цвета, иллюстрации с изображением овощей , гуашь, кисть, вода.

7 Занятие. «Мир фантазий» .

Задачи :

1. Упражняться в практическом применении полученных навыков.

2. Развивать эстетический вкус и творчество .

3. Закрепить умение вылепливать мелкие детали.

Оборудование :

Схемы последовательности выполнения работы, инструменты для работы, тесто цветное , доска.


Муниципальное автономное образовательное учреждение


2. Техника плетение на проволоке

Виды плетение петель, Параллельные петли, игольчатые плетение, круговая техника.

Практическое занятия. Плетение браслетов. «Цветков».


3.Цветки из бисера

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.


Итоговое занятия.

Этапы конструирования изделия. Требования, предьявлеяемые к изделию при конструировании, контроль качества изделий. Виды и композиция орнамента. Разработка эскиза композиций.

Практическое занятия.

Изготовление изделия на свободную тему. Отбор лучших работ кружковцев. Оформление итоговой выставки Подведение итогов.

Нормы оснащения:

При работе с бисером:

Для каждого обучающегося: Иглы, нитки капроновые, ножницы, цветной бисер, линейка, медная проволока (тонкая).

Обеспечение программы.

Инструменты:

Ножницы, рамка со стеклом для витража,


Материалы:

Краски по витражу; бисер, проволока,


Методическое обеспечение.

Сегодня педагогический уровень должен иметь всю методическую оснащенность для проведения занятий в соответствии с требованиями и методическими установками . В перечень учебное - методического обеспечения входит учебная методическая литература для учащихся и преподавателей, отдельный кабинет для ведения групповых и индивидуальных занятий. Всё оборудование должно соответствовать данному предмету, ножницы, проволока, рамка со стеклом и т.д.

Методическая литература имеется для каждой возрастной категорией предусмотренной учебной программой.

ЛИТЕРАТУРА

1. « Бисероплетение» М..,1997

2. Рисунок. Обнинск, издательство «Титул»

3. Живопись. Обнинск, издательство «Титул»

4. . Рукоделие.

5. Журнал «Лена рукоделье».

6.енечки и бисер СПб, 1998.

8.Ю.Давыдова. 2005г.

9., . Студия декоративно- прикладного творчества Издание2008г.

10. . Народное декоративно -прикладное искусство. М,1984г.

11.Журнал «Лена рукоделия»

12.. Рукоделие..

13. Роспись по стеклу.

«Краткосрочная дополнительная образовательная программа профильного отряда «Играя познаем» Возраст детей –7 - 12 лет Срок реализации – 1 месяц...»

Краткосрочная дополнительная образовательная

программа профильного отряда

«Играя познаем»

Возраст детей –7 - 12 лет

Срок реализации – 1 месяц

Составитель:

Горбунова Ольга Юрьевна,

педагог дополнительного образования

МБОУДОД «ГЦИР»

Тольятти

Паспорт образовательной программы

Название программы Краткосрочная дополнительная образовательная

программа летнего профильного отряда «Играя познаем»

Учреждение, МБОУДОД ЦДОДД «Гуманитарный центр реализующее программу интеллектуального развития» городского округа Тольятти Адрес: 445012, Тольятти, ул. Коммунистическая, 87А, т. 76-98-94, 76-90-56 Составитель программы Горбунова Ольга Юрьевна, педагог дополнительного образования МБОУДОД «ГЦИР Аннотация Программа «Играя познаем» реализуется в летний период.

Она рассчитана на младших школьников и направлена на и формирование их познавательных интересов, укрепление здоровья и организацию досуга в летние каникулы.

Основной идеей, объединяющей как содержание каждого отдельного дня, так и курса в целом, является погружение детей в ситуацию совместной игры, когда выполнение игрового условия, полноценное проживание игры обеспечивает не только удовольствие, но и развитие, совершенствование навыков, качеств, способностей Год разработки 2014 г.

программы Кем и когда утверждена На основании решения педагогического совета. Протокол программа № 4 от 15 мая 2014 г.



Программа принята к На основании решения методического совета. Протокол реализации в новом № 4 от 12.05.2015 г.

учебном году Направленность социально-педагогическая программы Направление (вид) игровая деятельность деятельности Вид программы по авторская степени авторства Охват детей по возрастам 7-12 лет разновозрастные группы Вид программы по предметная способу организации содержания Срок реализации 1 месяц программы Вид программы в учрежденческий зависимости от территориальных особенностей

Рецензенты программы:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткосрочная дополнительная образовательная программа «Играя познам» социальнопедагогической направленности является неотъемлемой частью образовательной программы МБОУДОД «Гуманитарный центр интеллектуального развития» г.о.Тольятти и дает возможность организовать познавательный досуг детей 7-14 лет в летний период на базе школьного лагеря дневного пребывания.

Многие дети посещают летние пришкольные лагеря и площадки. Помимо присмотра, такая площадка должна обеспечивать детей интересной и содержательной деятельностью. В течение учебного года у детей накоплена определенная усталость, снижена мотивация к обучению. Хорошая погода и масса объективных отвлекающих факторов также накладывают определенные ограничения как на отбор содержания работы, так и на характер и методы обучения в целом. Для решения этой проблемы основной формой работы была выбрана игра, которая вместила в себя как образовательное, так и развивающее и воспитательное содержание.

Основной идеей, объединяющей как содержание каждого отдельного дня, так и курса в целом, является погружение детей в ситуацию совместной игры, когда выполнение игрового условия, полноценное проживание игры обеспечивает не только удовольствие, но и развитие, совершенствование навыков, качеств, способностей.

Цель программы - обеспечить содержательный и полезный досуг детей в летнем лагере дневного пребывания.

Задачи работы:

Способствовать развитию ценных качеств личности детей, характеристик 1.

познавательных процессов.

Обучить детей новым играм, в высокой степени способствующим развитию в 2.

досуговой деятельности.

Обеспечить эмоциональный комфорт и интерес детей, занимающихся по программе.

Способствовать актуализации, систематизации, обогащению знаний детей в 4.

некоторых (тематических) областях действительности.

Способствовать формированию дружеских связей, развитию детского коллектива.

Организационные основы программы Программа создана для обеспечения познавательного досуга детей в лагере дневного пребывания. Срок реализации программы – одна лагерная смена (18 дней).

Предполагаются ежедневные занятия с детьми по 2 часа. Таким образом, общее количество часов по программе составляет 36 часов.

Порядок формирования группы: Группа формируется по добровольному принципу из обучающихся разных возрастов, посещающих школьный лагерь дневного пребывания.

Наполняемость группы – до 18 человек.

Возраст обучающихся: от 7 до 12 лет. Предполагается функционирование разновозрастного отряда.

Начало и завершение занятий согласуется с администрацией лагеря дневного пребывания, на базе которого работает отряд.

Режим занятий – пять раз в неделю по 2 часа. Недельная нагрузка на ребенка – 10 часов.

Формы и методы занятий В реализации программы используются различные формы: игра, тренинг, соревнование, викторина, самостоятельная работа, творческая работа и др.

Методы: используются различные методы, которые могут быть условно сгруппированы по источнику познания:

Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, сказка);

Наглядные (примеры, образцы, иллюстрации и демонстрации);

Практические (игры, упражнения, этюды, творческие работы, рисование и др.).

Организационные формы работы: фронтальная (тренинговый формат), в подгруппах.

Планируемые результаты освоения программы:

В результате освоения программы «Играя познаем» учащиеся должны приобрести следующие знания и умения, получить опыт:

актуализировать, систематизировать, приобрести некоторые знания и представления об эмоциях, этикете, креативности и т.д.;

познакомиться с новыми играми и упражнениями, которыми можно разнообразить свой досуг;

совершенствовать отдельные характеристики познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, воображения;

получить опыт эмоционального общения со сверстниками.

Оценка результатов освоения программы производится в форме включенного педагогического наблюдения на занятиях и анализа результатов игр-соревнований.

Подведение итогов реализации программы Подведение итогов работы по программе и оценка результатов ее освоения производится в следующих формах:

Рефлексивные задания и упражнения на припоминание – чему мы научились, что мы делали.

Выставление самим себе оценок за работу в смене по критериям.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

–  –  –

Раздел 1. Вводные занятия Тема 1.1. Вводные занятия. Знакомство.

Теория. Правила техники безопасности на занятиях.

Практика. Игры на знакомство, запоминание имени, изучение друг друга. Подвижная игра на сплоченность, формирование группы.

Теория. Как мы можем развиваться с помощью игры.

Практика. Викторина «Обо всем на свете», выполнение заданий на скорость мышления.

Раздел 2. Сундук сокровищ Тема 2.

1. Кроссворды и ребусы.

Теория. Правила составления кроссвордов. Правила составления ребусов.

Практика. Командное составление кроссвордов по известным сказкам. Командное составление ребусов о природе родного края. Игра «Красная книга»: составление и презентация кроссворда и ребуса о животном, рассказ о нем (с использованием справочной литературы). Составление книги, подготовка иллюстраций.

Тема 2.2.

Сундук сокровищ: шифрование и кодирование.

Теория. Шифрование и кодирование.

Практика. Игра «Сундук сокровищ»: составление и разгадывание шифров и карт. Поиск сокровищ.

Тема 2.3.

Игры на листе бумаги.

Теория. Правила игр на листе бумаги.

Практика. Обучение и игры «Крестики- нолики», «Морской бой», «Треугольники», «Дострой слово» и т.д. Проведение чемпионатов по этим видам игр.

Тема 2.4.

Приключения Карика и Вали.

Тема 2.5.

Необитаемый остров.

Практика. Командная игра на развитие креативности и общения. Список пяти необходимых вещей – дискуссия. Из чего построить дом, как добыть огонь….

Шифрованное письмо о помощи. «За» и «против» проживания на необитаемом острове – кто больше. Спортивное мини- соревнование.

Раздел 3. Вопрос на засыпку Тема 3.

1. Командные игры-викторины.

Теория. Правила викторин: вопрос-ответ.

Практика. Выполнение заданий, самостоятельное составление заданий (с использованием справочной литературы) по различным темам: русский язык, литературные произведения и герои, правила этикета, математика. Придумываем и инсценируем ситуации. Решаем современные и старинные задачи. Презентация и «обыгрывание» арифметических действий.

Тема 3.2.

Такая занимательная физика.

Теория. Мир вокруг нас.

Практика. Выполнение (по командам) элементарных опытов и объяснение их. Поиск физических явлений и объектов в окружающем. Креативность – как можно было бы применять это явление в хозяйстве будущего.

Тема 3.3.

История и достопримечательности города Тольятти.

Теория. История и достопримечательности города Тольятти.

Практика. Проводится в форме «интеллектуального хоккея» (дети коллективно готовят вопросы, задают на скорость). Составление рейтинга самого известного, красивого, чистого и т.д. места города.

Тема 3.4.

Прогулки с динозаврами.

Теория. Далекое прошлое планеты Земли.

Практика. Несколько человек готовят заранее рассказы и иллюстрации о природе, видах динозавров, вымирании и проч. Слушатели задают вопросы. Игра на креативность «Если совместить клубок (книгу, стол) и динозавра, то получится….». Изготовление динозавра из листа бумаги методом обрывания, выставка.

Тема 3.5.

Вопрос на засыпку.

Теория. Работа в команде.

Практика. Командная игра по формату телепередачи «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы».

Раздел 4. Итоговые занятия Тема 4.

1. Итоговые занятия.

Прощание.

Рефлексивные задания и упражнения на припоминание – чему мы научились, что мы делали. Написание друг другу шифрованных писем с пожеланиями. Выставление самим себе оценок за работу в смене по критериям.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Литература для педагога:

Афанасьев, С.П. Триста творческих конкурсов. / С.П. Афанасьев, С.В. Коморин. – М. :

Методический центр «Вариант», 1997. – 112 с.

Коваленко, В.И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, 2.

физкультминуток.. / В.И. Коваленко. – М. : Эксмо, 2007. – 336 с.

Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками / Б.В.

Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. - М. : Владос, 2001. – 215 с.

Майерс, Б. Интеллектуальные игры. Логические игры для детей / Бернар Майерс. – М. :

Эксмо-Пресс, 2013. – 80 с. – (Логические игры).

Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б.П. Никитин – М. :

Просвещение, 1990. – 160 с.

Попова, Е.Н. Вообрази себе: Поиграем – помечтаем: книга для развития воображения. / 6.

Е.Н. Попова, И.Ю. Матюгин, Е.И. Чакаберия. – Волгоград: Учитель, 2001. – 76 с. – (Школа развития памяти и воображения).

Шарыгин, И.Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы /И. Ф. Шарыгин М. : Дрофа, 2009. - 156 с.

Шаульская, Н.А. Поиграем в эрудитов? Идеи для школьных викторин и олимпиад. / 8.

Н.А.Шаульская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 224 с. – (Серия «Здравствуй, школа!»).

Шаульская, Н.А. Вопросы умникам и умницам для начальной школы. / Н.А. Шаульская. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 288 с. – (Серия «Здравствуй, школа!»).

Шмаков, С.А. От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекций./ С.А. Шмаков, Н.Я.

Безбородова. – М. : Новая школа, 1995. – 80 с.

Интернет-ресурсы http://summercamp.ru/index - МетодВики сайт для вожатых.

http://tak-to-ent.net/load/121-1-0-1249 Игры в летнем лагере.

http://www.trepsy.net/ психологические упражнения для тренингов.

Дидактические и наглядные материалы для учащихся:

Подборка книг, картинок, репродукций, иллюстрирующих теоретический материал 1.

Медиапрезентации по темам занятий.

Материалы для проведения викторин и игр-соревнований «Своя игра», «Кто хочет 3.

стать миллионером», «Умники и умницы».

Карточки с заданиями.

Материально-техническое обеспечение

1) Игровая комната, оборудованная столами, стульями, шкафами. Требования к помещению: для реализации программы необходимо достаточно большое помещение.

Пространство будет неоднократно перестраиваться – должна быть возможность сдвинуть парты, выстроить стулья в круг.

2) Оборудование и материалы, необходимые для реализации программы:

2.1. мультимедийная проекционная установка;

2.2. цифровой фотоаппарат;

2.3. принтер черно-белый, цветной;

2.4. ксерокс;

2.5. магнитофон с записями музыки;

2.6. часы или секундомер.

3) Игровой реквизит для организации игр: настольные игры «Блоки Дьенеша», «Скраблз» и др., счетные палочки, прищепки, мячи разные для игр, клубок ниток, мягкие игрушки.

4) Материалы для творчества детей: акварель, гуашь, пастель, белая и цветная бумага и картон, клей, ватманы, набор карандашей, скотч бумажный, ножницы.

5). Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; бумага разных видов и формата (А1, А2, А3, А4, ватман, ксероксная); клей, ножницы, степлеры; файлы, папки, кнопки, мелки, магниты и др.

6). Сувенирная продукция для награждения лучших игроков, лучших команд в игровых чемпионатах и соревнованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, использованной при составлении программы

1. Афанасьев, С.П. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя. / С.П. Афанасьев. М. : АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2004. – 288 с.

2. Афанасьев, С.П. Что делать с детьми в загородном лагере. / С.П. Афанасьев, С.В.

Коморин, А.И. Тимонин. – 3-е изд. – Кострома: ООО МЦ "Вариант", 2001. – 223 с.

3. Ах, лето! : Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях. / Авт., сост.

С.В. Савинова. – Волгоград: Учитель, 2003. - 77 с.

4. Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебнометодическое пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 256 с.

5. Барышникова, Г. Б. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере: настольная книга вожатого. / Г. Б. Барышникова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.

6. Бесова, М. А. Веслые игры для дружного отряда: праздники в загородном лагере / М. А.

Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 160 с. – (После уроков).

7. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Постников А.С.. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа: http://doto.ucoz.ru/metod/.

8. Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство: Сборник статей в помощь организаторам летнего отдыха и оздоровления детей. / Сост. Г.С. Суховейко;

Под ред. Л.Н. Игнатьевой; Межрегиональная общественная организация «Содействие детскому отдыху». – М. : ЦГЛ, 2006. – 152 с.

9. Коваленко, В.И. Младшие школьники после уроков: 750 развивающих игр, упражнений, физкультминуток.. / В.И. Коваленко. – М. : Эксмо, 2007. – 336 с.

10. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера, праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) / Сост. Л.И. Трепетунова – Волгоград: Учитель, 2005. – 280 с.

11. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях) / Сост. Е.А. Гурбина – Волгоград: Учитель, 2006. – 197 с.

12. Марфина, С.В. Летний лагерь от А до Я. / С.В.Марфина. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 160 с. – (После уроков).

14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27 «О введении в действие санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» [Электронный ресурс] / Законодательство, судебная практика. Нормы, правила, стандарты России. – Режим доступа: http://www.kodeks.ru/noframe/aids?d&nd=901859071&prev Doc =901909220. педагогическом Директор школы методического совете _ объединения /Е.В. Петрова/ учителей Протокол № 1 Протокол № 1 Приказ № 26 о...» УТВЕРЖДАЮ: Педагогическим советом Заведую щая МБДОУ "ТОГУЧИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2" МБДОУ "ТОГУЧИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2" И.А.Шиповалова ""_20_г. ""20г. Протоко...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Томский государственный педагогический университет" (ТГПУ) КЗ.А. 03 ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 09.00.13 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬУТРЫ...»

«Б.3.Б.10 "Психология физической культуры" Составитель аннотации: к.пс.н., доцент Бобылев Е.Л. Кафедра психологии Цели изучения Целями освоения дисциплины являются: дисциплины: показать будущим специалистам важность и содержание психологического аспекта в деятельности преподавателя физического в...»


Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.