Половое развитие и идентификация в дошкольном возрасте. Расстройства половой идентификации у детей Половая идентификация у ребенка происходит

Становление половой идентичности человека - одно из направлений социализации человека. Процесс такой социализации заключается в том, что многие базовые различия между мужчинами и женщинами закладываются в семье и дети узнают о них из множества источников.

Социализация осуществляется как сознательно, так и бессознательно, причем в процессе активного взаимодействия с личностью. Личность развивается не в результате сознательных или продуманных усилий родителей или других взрослых, но формируется благодаря самым первым социальным отношениям, в которые вступают дети. Их природа и особенность воспринимается, ассимилируется и организуется ребенком таким образом, что накладывает решающий отпечаток на индивидуальность.

Этот процесс самым решительным образом связан и влияет на последующее поведение, будет ли оно нормальным, ожидаемым обществом или уникальным поведением данной индивидуальности. Представление людей о самих себе, природа и степень их маскулинности и женственности зависят от стабильности и состояния подсознательной организации человека.

Это в полной мере относится и к половой дифференциации. Процесс половой идентификации также определяется и направляется с помощью социальных и культурных средств. Для этого в каждом обществе существуют определенные половые роли.

Понятие роли обозначает способ поведения людей в системе межличностных отношений, зависящий от их позиции в обществе и отвечающий принятому в данном обществе набору норм, предписаний и ожиданий. Под половой ролью понимают систему социальных стандартов, предписаний, стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину).



Самая простая модель половых ролей, как и различий, построена по альтернативному принципу «или - или». В ней мужская роль, например, ассоциируется с силой, энергичностью, грубостью, агрессивностью, рассудочностью.

Становление половой идентичности индивида не обусловлено прямо и непосредственно наличием социальных стереотипов, представлений, ожиданий. Они должны стать средствами осознания собственной половой принадлежности. Такое направление процесса социализации и его результат - половая идентичность - требуют освоения половых ролей и обучения полоролевому поведению.

Выделяют несколько этапов формирования у ребенка половой идентичности.

Первый этап - к 1,5 годам в ходе общения со взрослыми формируется знание первичной половой идентичности. Уже к этому времени дети могут знать о своей половой принадлежности.

Обычно в первые годы жизни дети очень привязаны к матери. В это время они сталкиваются с проблемами отделения и индивидуализации. Это подразумевает ослабление первоначальной идентификации с матерью, уменьшение оральной зависимости от нее. У мальчиков и девочек этот процесс оставляет разные впечатления.

Ранние впечатления девочек включают в себя «двойную» идентификацию: не только они идентифицируют себя с матерью (как и мальчики того же возраста), но и сами матери, как большие дочери, очень сильно идентифицируют себя со своими дочерями. Эта идентификация подразумевает чувство эмпатии по отношению к настоящему и будущему дочери, физических и эмоциональных трудностей, с которыми она сталкивается. Такое чувство особой привязанности делает последующее разделение матерей и дочерей более трудным. В то же время в отношениях с мальчиками матерям свойственно поощрять их оппозицию по отношению к себе и вообще все, что усиливает их мужское самосознание.

Кроме того, игрушки, которые предлагают ребенку, игры и развлечения, вкусы, которые ему стараются привить, требования, которые к нему предъявляют, - все пропускается через призму его пола: «Ты не должен плакать, ведь ты не девочка»; «Почему ты дерешься, разве ты мальчишка?»

Второй этап - 3 - 4 года. После достижения ребенком этого возраста различное развитие мальчиков и девочек общепризнано. В течение этого периода более специфичная маскулинная идентификация должна прийти на смену ранней идентификации мальчика с матерью и это совпадает со временем, когда отец начинает все чаще присутствовать в мире своих детей. Однако в современном обществе это не так просто осуществить, и поэтому мужская идентификация бывает подкреплена скорее стереотипными представлениями о роли мужчины в обществе, чем реальными отношениями между взрослыми людьми своего пола.

Впоследствии мальчики могут переориентироваться на негативный способ проявления маскулинности, идентифицируя себя во всем, что не является женским. Это означает подавление в себе всех качеств, которые считаются женскими, а также предполагает низкую оценку того, что мальчику кажется «женским» в окружающем мире.

Для девочек развитие женской гендерной идентификации носит более последовательный характер. Им не приходится преодолевать свое раннее «Я» и привязанность к матери, поскольку их окончательное определение как женщины совпадает с центральной фигурой, на которой концентрировалось их детское чувство зависимости. Поэтому идентификация девочки со своей матерью отличается от той дистанцированной позиции, которую занимает мальчик, пытающийся освоиться с мужской ролью и соответствующим ей поведением, которое он вынужден демонстрировать.

Таким образом, восприятие мальчиками и девочками своего внутреннего мира порождает разное развитие «маскулинности» и «женственности». Причем конкретные особенности социальной структуры, подкрепленные культурными представлениями, ценностями и восприятием, интерпретируются через посредство семьи в результате ранних взаимоотношений с социальными объектами.

Основа гендерных различий в способах мышления и разрешения проблем также начинает закладываться по отношению к детям через поведение родителей.

С раннего возраста дети учатся, какая одежда им подходит в соответствии с полом, какое поведение является «гендерно соответствующим». Девочки учатся копировать мир своих матерей, мальчики - отцов. Так, мир девочек оказывается ограниченным маленькой группой подруг, чаще парой; он - частный, не соревновательный, основан не на власти внутри группы, а, наоборот, на взаимном равенстве и уважении друг к другу. Мир мальчиков же является более иерархичным, характеризуется постоянной конкуренцией за статус, наполнен позированием, чтобы утвердить доминирование, привлечь публику, утвердить себя, когда другой повержен.

К 3-4 годам у ребенка формируется способность различать людей по полу, складывается четкое осознание своей половой принадлежности, хотя субъективными критериями этого различия могут выступать любые поверхностные и случайные свойства (например, одежда). Ребенок допускает возможность их изменения у другого, но только не у себя. Любое изменение внешнего облика воспринимается как смена «образа себя», в том числе своего пола. То, что символизирует половую принадлежность, должно быть безупречным, не оставляющим ни малейших поводов для двоякого толкования! Даже совсем маленькие дети отвергают то, что в их системе представлений противоречит нормам их пола: неподобающую одежду, занятия, манеры. Свидетельствует это о колоссальной внутренней работе, связанной с формированием самосознания.

Третий этап - 6-7 лет. На этом этапе происходит практически полная дифференциация половых ролей, выбираются определенные формы игр и компаний. У детей формируются представления о том, насколько его индивидуальные качества и социальное поведение соответствуют нормативам и ожиданиям определенной половой роли. Эти проявления гендерных различий затем усиливаются в результате отношения учителей и школьного воспитания. Система образования становится наиболее мощным средством, с помощью которого общество воспроизводит гендер и социальные отношения.

Четвертый этап (решающий при формировании половой идентичности) - период полового созревания, или пубертатный.

Становление не только половой идентичности, но и сексуальной роли - проблема, которая возникает перед человеком и разрешается им в течение пубертатного периода. Половое созревание, по замечанию И. С. Кона, - это стержень, вокруг которого структурируется самосознание подростка. Потребность убеждаться в нормальности своего развития обретает силу доминирующей идеи. Все мальчики и девочки оценивают собственные признаки мужественности и женственности. От того, как складываются знания подростка о себе, как формируется переживание своего «физического Я» вообще и полового в частности, зависят многие стороны его будущего отношения к самому себе, к окружающим людям разного пола и - шире - к чувству любви.

Половая идентификация у детей 3-й курс «спец. психология» Рубинова Мария.

Половая идентичность сознается на протяжении жизни человека в ходе усвоения индивидом культурной системы общества. Понимание конституции своего пола формируется у детей к возрасту 5-7 лет, а в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет собственного опыта. На половую идентификацию ребенка влияют несколько факторов семейных взаимоотношений.

1. Родительское отношение к полу ребенка Это отношение формируется еще до того, как ребенок появился на свет. Родители стараются определить его пол, выбирают имя, создают его образ и строят в отношении его планы. Родительская непримиримость с полом новорожденного, разочарование, граничащее с неприятием половой принадлежности, безусловно, исказит процесс полового развития ребенка и повлияет на его половое поведение.

2. Стереотипы полового поведения родителей В своем воспитании ребенка, родители всегда опираются на существующие в обществе представления и типичном для пола поведении. В нашей культуре за мужчиной закреплены активность, ориентация на достижения, доминантность и агрессивность, уравновешенность и сдержанность. В первую очередь он оценивается по социальным достижениям, тогда как женщина должна быть мягкой, пассивной, замкнутой.

3. Формирование модели полового поведения Ребенок подражает родителю своего пола, имитирует его поведение. За это он получает или не получает положительное подкрепление (поощрение, похвалу, согласие с его действиями) или отрицательное (наказание, упрек, угрозу) стороны родителей. Подкрепление может быть прямым и косвенным. Если мальчик слышит, как кого - то другого обзывают "трусом", "размазней", и т.п. он будет стараться вести себя так, чтобы самому не стать предметом насмешек. Установки и оценки, которые мы даем детям, как бы невзначай, влияют на структуру его полового самосознания и идентичности. Например, фраза типа: "Ты совсем такой, как твой отец (мать)…" может привести к трудностям в общении с родителями, неадекватной самооценке, упрямству и повторению поведения родителя. "Плакса-вакса, нытик!" - вызывает сдерживание эмоций, внутреннюю озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем. "Ты гадкий утенок" - недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушение в общении, чувство беззащитности. Родители также более определенно отождествляют себя с ребенком своего пола и хотят быть моделью для него. При этом отцы относятся к девочкам как к маленьким женщинам, а матери к мальчикам, как к маленьким мужчинам. В спокойных уравновешенных семьях, где позиция любого члена семьи не становилась диктатом для других, ребенок легко и естественно воспринимает свой пол и половое поведение.

4. Изучение и осознание особенностей своего тела Одним из аспектов полового воспитания ребенка является его интерес к собственным половым органам и возникающая у многих детей в связи с этим проблема онанизма. Интерес ребенка к своим органам естественен и возникает закономерно, однако родители, сами того не подозревая, стимулируют ранний нездоровый интерес ребенка к своим половым органам (поглаживают гениталии и наблюдают возбуждение ребенка). Стимуляцией повышенного интереса к сексу может быть наблюдение за половыми отношениями родителей. Родителям необходимо прикрывать интимные части тела при ребенке, как только он достиг годовалого возраста. Даже самые маленькие дети должны быть ограждены от сцен сексуального характера не только в жизни, но и по телевизору. Все это может стать для ребенка источником нездорового интереса, возбуждения, страха, а также спровоцировать сексуальное поведение в отношениях с другими детьми. Детская мастурбация - это проблема родителей. Во-первых, потому, что большинство взрослых избегают говорить об этом и признавать существование этого явления у своего ребенка. Мастурбации столько же лет, сколько и человечеству. Мир не рухнул и не стал от этого менее гуманным или прекрасным.

Задача родителей - определить, не связано ли стремление ребенка обследовать свои органы с заболеванием мочеполовой или нервной системы. Сделать это можно, обследуя ребенка у детского уролога, педиатра, невропатолога. Не наказывайте ребенка за его действия, которые свяжутся в сознании дитя со стыдом, запретом и страхом. Сексуальные переживания будут ассоциироваться с болью и ужасом, если взрослый будет угрожать ребенку: "отрезать писю или отбить руки". На нездоровой эмоциональной почве вырастут сексуальные нарушения и извращения. Оставьте все, как есть природе. Научите ребенка знать и уважать собственное тело, соблюдать нормы и правила ухода за своими органами. Займите ребенка разнообразными делами, чтобы он развивался не только, как сексуальное существо, но и как существо мыслящее. Ребенок, который пребывает в ладу со всеми проявлениями своей натуры, растет более выносливым и уверенным в себе. У ребенка, который растет в гармонии с собой, больше шансов не поддаться искушениям подросткового возраста. Как только вы воспитаете в себе спокойный подход к вопросам пола, вам будет проще говорить с ребенком на эти темы. А говорить придется!

5. Половые взаимоотношения родителей Интерес ребенка к продолжению рода возникает на разных этапах его взросления. Постепенно вопросы детей становятся все более детальными, а в 4-5 лет интерес ребенка к деторождению приобретает глубокий характер. На вопрос: "почему мама и папа спят вместе", следует ответить, что родители все делают вместе: растят ребенка, хозяйничают, спят. Ваша кривая улыбка, потупленный взгляд, неумение найти простые и нейтральные слова для ответа ребенку укрепят детское непонимание и неуверенность. Информация, которую ребенок не в силах понять, будет не раз всплывать в его памяти, обрастать фантастическими деталями, он будет домысливать и дописывать увиденное. Поэтому ребенок не должен быть свидетелем интимных отношений родителей. Если это случилось, спокойно попросите ребенка выйти и вернувшись к нему в спокойном состоянии займите его привычными делами, не заостряя внимания на произошедшем.

6. Детские игры Часто родителей беспокоит игры половое несоответствие в игровом поведении детей, когда мальчики играют с куклой, а девочки бегают с ружьем. Окрики, запреты, высмеивание глупы и неуместны. Дети реализуют в игре свои потребности, которые не могут реализовать в реальной жизни и, чаще всего, это игровое поведения связано со стремлением ребенка исследовать, приобщится к незнакомому. Дайте им такую возможность и предлагайте ситуации, где у ребенка будет возможность упражняться в типичном для его пола поведении.

15 Июн 2012, Автор: admin

Особое место в формировании личности как субъекта половой принадлежности занимает дошкольный и младший школьный возраст. Половая идентификация и формирование половых ролей в дошкольном детстве происходит необычайно динамично. Пол — это первая категория, в которой ребенок осознает себя как индивидуальность.

На втором году жизни ребенок уже знает, мальчик он или девочка, хотя еще не называет себя и не выделяет себя среди других. Ко времени появления в речи слова «Я» дети знают свой пол, знают некоторые различия и требования к играм, стилю поведения. Идет интенсивное освоение половых ролей и полового репертуара через прямые инструкции взрослых и идентификацию физического «Я»; ребенок узнает о своем теле, сравнивая его устройство с устройством других людей. Таким образом, базовая идентичность формируется к трем годам как достаточно устойчивое измерение личности.

Дальнейшее развитие совершается на эмоциональном и личностно-познавательном уровне и выражается в формировании персональной идентичности и половых ролей, отражающих систему отношений со средой и людьми своего и противоположного пола.

Маленький ребенок еще не воспринимает свои и свой пол как нечто, что не может быть изменено. Но уже к 5-6 годам ребенок понимает, что пол изменить нельзя. С этого времени половая идентичность дошкольников формируется как единство переживаний и ролевого поведения. С возникновением сюжетно-ролевых игр эти процессы обретают характер социосексуальных игр, когда отрабатываются представления детей о своем и противоположном поле. К 6-7 годам дети начинают проявлять элементы полового субъективизма: девочка скорее скажет, что мальчики хулиганы, а мальчик — что девочки капризы и плаксы. Надо отметить, что в данном возрасте, как и ранее, в рассказах детей проявляется довольно низкая осведомленность о половых различиях: младшие дошкольники еще не знают о них, а старшие уже не говорят о них со взрослыми.

Половая идентичность– единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли

Слово «гендер» было введено в обращение, для того чтобы отделить социальные значения «мужественности» и «женственности» от биологических половых различий. Пол определяется анатомо-физиологическими особенностями, позволяющими делить всех людей на мужчин и женщин и причислять себя к одной из групп. Иногда при хромосомном сбое или в результате отклонений в развитии эмбриона рождается человек, сочетающий в себе половые признаки как мужчины, так и женщины (гермафродит). Но это случается крайне редко.

Один психолог в шутку сказал, что пол – это то, что между ног, а гендер – то, что между ушами. Если пол человека определяется при рождении, то гендерная идентичность формируется в процессе воспитания и социализации. Быть в обществе женщиной или мужчиной означает не просто обладать определенным анатомическим строением, но и иметь внешность, манеры, поведение, привычки, соответствующие ожиданиям.

Можно выделить три уровня явлений, которые объясняют возникновение и трансформацию идентичности женщин и мужчин: биологический, психологический и социальный. Биологический уровень – это индивидуальный ресурс и жизненный потенциал человека, начиная от клеток и кончая системой органов. Это возможности функционирования, обусловленные структурными и функциональными способностями организма. Психологический уровень – эт

В современной социальной психологии отсутствует единая теория гендерной социализации, существуют несколько теорий, каждая из которых имеет как силь-ные, так и слабые стороны.

Сторонники психоаналитической теории идентификации, восходящей к взгля-дам З. Фрейда, полагают, что ребенок бессознательно идентифицируется с обра-зом взрослого человека своего пола, чаще всего отца или матери, и затем копиру-ет его поведение .

Теория половой/гендерной типизации У. Мишеля придает решающее значение процессам обучения и положительного и отрицательного подкрепления: посколь-ку взрослые поощряют мальчиков за маскулинное и осуждают за феминное пове-дение, а с девочками поступают наоборот, ребенок сначала учится различать по-лодиморфические образцы поведения, затем - выполнять соответствующие пра-вила и наконец интегрирует этот опыт в своем образе «Я» . Когнитивно-генетическая теория Л. Колберга подчеркивает познавательную сторону этого процесса и особенно роль самосознания: ребенок сначала усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем категори-зует себя в качестве мальчика или девочки, после чего старается сообразовывать свое поведение со своими представлениями о своей гендерной роли

Мужские и женские качества проявляются в рисунке поведения, во внешнем виде, в предпочтении тех или иных увлечений, занятий. Есть различия и в ценностях. Считается, что женщины больше ценят человеческие отношения, любовь, семью, а мужчины – социальную успешность, независимость. Однако в реальной жизни окружающие нас люди демонстрируют сочетание и фемининных, и маскулинных личностных черт, значимые для них ценности могут существенно варьироваться. Кроме того, проявляющиеся ярко в одних ситуациях маскулинные или фемининные черты в других могут быть незаметны.

Половая идентичность происходит в результате сложного биосоциального процесса. В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Генитальная внешность, детерминируя акушерский (паспортный) пол новорожденного, задает взрослым определенную программу его воспитания. Происходит обучение ребенка половой роли в соответствии с культурными традициями данного общества.

Сюда входит система стереотипов маскулинности и фемининности. Психологическое обретение пола начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок по нарастающей начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола.

Как указывает И.С. Кон, самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное «Я»,– это половая принадлежность. На протяжении младенчества и раннего детства главным фактором формирования Я-концепции ребенка остается его общение со взрослым человеком, в том числе и в отношении осознания своей половой принадлежности. Внешние признаки пола новорожденного обозначают для взрослых «программу» его восприятия и их отношения к ребенку (в духе какой половой роли, мужской или женской, он должен воспитываться). С полом у людей (в большей или меньшей мере в зависимости от культурных особенностей) связываются традиционные ассоциации, которые ребенок в течение жизни постепенно усваивает. В последующем эмоционально-когнитивное осознание себя как человека определенного пола уже обусловлено нормами и обычаями соответствующего общества и культуры .

Первичная половая идентичность, т. е. знание своей половой принадлежности формируется у детей в возрасте от полутора до трех лет. В этот период дети научаются правильно относить себя к определенному полу, определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин. С возрастом объем и содержание первичной половой идентичности ребенка меняются. Психологическое самоопределение половой принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году. К 3 годам ребенок ясно различает пол окружающих его людей, однако может не знать, в чем заключается различие между ними. В этом возрасте возникает связанное с полом осознанное предпочтение игрушек. По признаку пола и возраста организуются формальные и неформальные детские коллективы.

Формирование константной половой идентификации у ребенка продолжается в промежутке от 2 до 7 лет. Это совпадает с бурным усилением половой дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, у них проявляются разные интересы, возникают однополые компании. В дошкольном возрасте начинается активное усвоение детьми половых ролей, осознание ими необратимости пола, принятие норм полоролевого поведения. В дальнейшем у ребенка состоится истинная половая идентификация как результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. Осознание своего пола является наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания ребенка

Говоря мальчику: «Дай сдачи, ты же мальчик» или «Не реви, ты не девочка», родители воспроизводят гендерные стереотипы и невольно, а то и сознательно закладывают основу для будущего агрессивного поведения мальчика и ощущения превосходства над девочками. Когда взрослые или друзья осуждают «телячьи нежности», они тем самым запрещают мальчику, а потом и мужчине проявлять внимание, заботу, ласку. Фразы типа «Не испачкайся, ты же девочка», «Не дерись, дерутся только мальчишки» формируют у девочки чувство собственного превосходства над грязнулями и драчунами, а призыв «Веди себя тише, будь скромнее, ты же девочка» ориентирует играть вторые роли, уступая пальму первенства мужчинам.

До 9–10 лет дети особенно восприимчивы к внешним влияниям. Тесное общение со сверстниками противоположного пола в школе и на других занятиях помогает ребенку усвоить поведенческие гендерные стереотипы, принятые в обществе. Ролевые игры, начавшиеся еще в детском саду, со временем становятся все сложнее. Участие в них очень важно для детей: они имеют возможность выбирать пол персонажа в соответствии со своим, учатся соответствовать своей гендерной роли. Изображая мужчин или женщин, они прежде всего отражают стереотипы гендерного поведения, принятые в семье и в школе, проявляют те качества, которые считаются в их окружении фемининными или маскулинными.

Интересно, как по-разному родители и учителя реагируют на отход от стереотипов. Девочку-сорванца, которая любит играть в «войнушку» с мальчиками, и взрослые, и сверстники, как правило, не порицают. А вот мальчика, который играет в куклы, дразнят, обзывают «девчонкой» или «маменькиным сынком». Очевидно различие объема требований к «подобающему» поведению мальчиков и девочек. Трудно представить себе, что какое-нибудь нехарактерное для девочки занятие (лазерные бои, автогонки, футбол) вызовет столь же сильное осуждение, как, например, любовь к игрушечной посуде, шитью и нарядам у мальчика (это хорошо показано в фильме 2000 года режиссера Стивена Долдри «Билли Эллиот»). Таким образом, в современном обществе практически не осталось чисто мужских занятий и увлечений, но по-прежнему существуют типично женские.

В препубертатном периоде (примерно от 7 до 12 лет) дети с самыми разными личностными качествами стремятся объединяться в социальные группы, при этом избегая представителей другого пола. Исследования белорусского психолога Якова Коломинского*** показали, что при необходимости отдать предпочтение трем одноклассникам мальчики выбирают мальчиков, а девочки – девочек. Однако эксперимент, поставленный нами, убедительно доказал, что если дети уверены, что их выбор останется в тайне, то многие из них выбирают лиц противоположного пола****. Это свидетельствует о значимости усвоенных ребенком гендерных стереотипов: он опасается, что дружба или даже общение с представителем другого пола могут заставить окружающих усомниться в правильном усвоении им своей гендерной роли.

Расстройства половой идентичности:

    инверсия пола воспитания, когда ребенок ориентируется на требования соответствующей половой роли, формируя в ходе ее интериоризации половую идентичность. Этот процесс завершается к 5-6 годам. Воспитание ребенка до этого возраста как представителя противоположного пола оказывается необратимым или трудно обратимым.

    особенности семьи: физическое отсутствие отца (развод, пьянство, много времени проводит на работе); побои и издевательство над матерью или ребенком, особенно в возрасте до 6-7 лет, что блокируют идентификацию с отцом;

    женское воспитание - вследствие того, что женщина при этом часто является единственно доступным эталоном для половой идентификации.

Нормальное полоролевое развитие детей требует наличия как женского, так и мужского образцов. Одновременное восприятие обеих ролей предполагает их сравнение, осознание не только противоположности каждой из них, но и необходимости единства.

К признакам нарушений половой идентичности у детей относятся стремление к принятию облика другого пола; влюбленность в людей своего пола; идентификация с персонажами другого пола в восприятии произведений литературы и искусства и т.д. Данные проявления заметны в повседневной жизни, на что необходимо обратить внимание взрослых, чтобы предотвратить нарушения в развитии личности ребенка.

И.С.Кон писал, что в любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. От разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними.

Первичная половая социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда, определив анатомический пол младенца, родители и другие взрослые начинают обучать его половой роли мальчика и девочки.

Первичная половая идентичность, осознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже к 1,5 годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объем и содержание этой идентичности меняются. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. В 3-4 года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциируют его со случайными внешними признаками, например с одеждой, и допускают принципиальную обратимость, возможность изменения пола. В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения и т.д.; такая стихийная половая сегрегация способствует кристаллизации и опознанию половых различий.

Родители обращаются с разнополыми детьми так, чтобы их поведение соответствовало нормативным ожиданиям, принятым для того или другого пола. Отсюда вытекает, что мальчиков поощряют за энергию и соревновательность, а девочек - за послушание и заботливость, тогда как поведение, не соответствующее полоролевым ожиданиям, в обоих случаях влечет за собой отрицательные санкции. Вследствие врожденных половых различий, мальчики и девочки по-разному стимулируют своих родителей и тем самым добиваются от них разного к себе отношения. Кроме того, вследствие тех же врожденных различий, одно и то же родительское поведение может вызывать у мальчиков и девочек разную реакцию. Родители основывают свое поведение по отношению к ребенку на своих представлениях о том, каким должен быть ребенок данного пола.

По данным Э. Маккоби и К. Джэклин, подтвержденным последующими исследованиями, мальчиков, как правило, подвергают более интенсивной половой социализации, чем девочек. На мальчиков оказывают более сильное давление, чтобы они не участвовали в поведении, противоречащем поло-ролевым стереотипам и требованиям. Фемининные роли определяются не столь жестко и внедряются менее последовательно, чем маскулинные. Мальчиков чаще и строже наказывают, зато они, по-видимому, получают также больше поощрений и автономии в своем развитии. Простейшее объяснение этого факта состоит в том, что мальчики по природе более активны и беспокойны, привлекая к себе внимание взрослых.

Мальчикам начиная с раннего детства предоставляют больше автономии в том, что касается внесемейной, социальной активности. В формировании мужского стиля жизнедеятельности очень рано начинает играть важную роль такой внесемейный фактор, как группа сверстников. Зато к девочкам уже в раннем возрасте предъявляются повышенные требования в том, что касается домашней работы, ухода за младшими детьми и т.д. В результате у девочек остается значительно меньше времени для свободной игры, чем у мальчиков. Это явно связано с дифференциацией целей социализации: девочек готовят к выполнению домашних обязанностей, а мальчиков - к анесемейной, публичной деятельности, поэтому им предоставляют большую независимость.

Семья - первый по времени и наиболее близкий к ребенку воспитатель.

Самые общие черты установок связаны со стереотипами обыденного сознания. После рождения эти стереотипы актуализируются: родители видят в поведении ребенка признаки соответствия или несоответствия тому, какими в их представлениях должны быть мальчик или девочка. Соответствие поощряется, несоответствие встречает сопротивление.

В любом случае на формирование половой роли/идентичности влияют свойственные данной культуре стереотипы маскулинности и феминности. Согласно этим стереотипам, маскулинность ассоциируется с активностью, силой, уверенностью, властностью, доминантностью, агрессивностью, интеллектуальностью, а феминность - с мягкостью, слабостью, пассивностью, зависимостью и подчиняемостью, конформностью, эмоциональностью .

Большинство психологов предполагают, что способность сопереживать ребенку, желание защитить его свойственны как женщинам, так и мужчинам. Это предположение было подтверждено экспериментально. В качестве испытуемых выступали мужчины и женщины, которым предлагалось наблюдение за ребенком, попавшим в затруднительное положение (плачет от ушиба, растерялся от неожиданности). Использовались реальные ситуации, а также видеозаписи, кинофрагменты, рисунки. Для определения переживаний испытуемых применялись разные методы. Предлагалось описать свои переживания и оценить их в баллах (например, поставить себе 5 за сильные чувства, 2 - за безразличное отношение). Далее проводились измерения тех непроизвольных реакций, которые сопутствуют эмоциям (частота пульса, задержка дыхания, дрожание рук, потоотделение). И, наконец, фиксировались действия, слова испытуемых, в которых выражалось их сопереживание: как смотрели на ребенка, что говорили, пытались ли помочь. Проанализировав полученные данные, ученые пришли к выводу, что женщины на словах более чувствительны, чем мужчины: выставленные ими себе баллы оказались значительно выше, чем у представителей сильного пола. А вот измерения физиологических процессов, сопровождающих эмоции, выявили, что переживания и мужчин, и женщин совершенно одинаковы. Аналогичная картина получена при изучении поведения испытуемых: сила сопереживания детским проблемам и желания прийти на помощь не зависит от пола. Однако когда опыты проводились в присутствии посторонних людей, мужчины вели себя более сдержанно, чем при индивидуальном испытании, у женщины, напротив, возрастала активность .

Итак, можно говорить о том, что способность сопереживать ребенку, желание защитить его свойственны и мужчине, и женщине. Но традиционно считается, что бросаться на помощь ребенку при первом его сигнале, утешать и уговаривать и т.д. - признаки хорошей матери, поэтому женщины "выплескивают" свои эмоции. А мужчине, согласно сложившимся веками представлениям, неудобно "кипеть" чувствами по поводу детского плача, испуга, растерянности.

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся в неполной семье. И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся в неполной семье, отличается от развития сверстников, растущих в полных семьях. У них отмечаются более замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: средний и низкий уровни интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Дети, воспитывающиеся в неполной семье, характеризуются некоторой дезадаптацией. Особенно это ярко выражено у детей из разведенных, распавшихся семей. Поведение этих детей часто характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними. Для детей разрушение иллюзии идеальной семьи - очень болезненный момент, который трудно подкрепляется положительными жизненными ситуациями. Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем стараться быть хорошим человеком, ходить в детский сад, школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. И очень важно, что последует за этим открытием. Если ребенок сможет выйти из мира иллюзий в мир опасный, но реальный, будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, поверит в себя и свои силы, это означает, что он повзрослел, стал на ступеньку выше как личность. Если он не смог преодолеть трудностей, стоящих перед ним, не преодолел барьер иллюзий, то в нем укрепится убеждение в существовании новых и он поверит в них, останется в мире иллюзий и станет жить в придуманном мире, останется надолго инфантильной личностью.

Дети дошкольного возраста в неполной семье отличаются пониженной познавательной активностью, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками.

Роль семьи, матери в развитии ребенка, его социализации трудно переоценить; поэтому распад семьи, смерть одного из родителей часто оказывают большее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способности разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания. Замедляется и развитие познавательной активности, что делает детей дошкольного возраста мало интересующимися окружающим миром, затрудняет возможность находить увлекательное занятие, делает ребенка пассивным. Эмоциональные проявления детей ребенка бедны и невыразительны.

Недостаток внимания со стороны одного из взрослых (отца или матери) в раннем возрасте приводит к недостаткам социального развития: не складывается потребность в общении и установлении контактов со взрослыми и сверстниками, затруднено сотрудничество с ними. Это приводит к утрате самостоятельности, нарушениям в личностном развитии, полоролевой социализации.

Существенной стороной становления личности является осознание себя представителем определенного пола и овладение соответствующим полоролевым поведением (В.Е. Каган, Д.В. Колосов, И.С. Кон, В.С. Мухина, Т.А. Репина). Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе: ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества друг с другом, строит свое поведение, подражая им, сообразуясь со своим полом. Таким образом, для гармонического развития личности необходимо, чтобы ребенок приобрел опыт взаимоотношений с обоими родителями через адекватные модели материнского (женского) и отцовского (мужского) поведения .

Наиболее отчетливо проявляются недостатки развития эмоциональной сферы. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Особенно это касается поведения взрослого другого пола, т.е. мужчины или женщины.

Дети из неполных семей часто конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У них тормозится развитие познавательной деятельности, что проявляется в отставании в овладении речью, отсутствии инициативы в познании окружающего мира, амбивалентности отношения к предметам (предметы притягивают их внимание и одновременно вызывают чувство страха из-за неумения действовать с ними).

Типичным недостатком развития в дошкольном возрасте у детей из неполных семей являются нарушения самостоятельности - от ее утраты до полного проявления, когда ребенок распоряжается собой по своему усмотрению. Первый тип чаще всего проявляется у детей из внебрачной материнской неполной семьи, где наличествует гиперопека матери. Второй тип - у детей из распавшихся, осиротевших семей, где оставшийся взрослый стремиться не только воспитывать ребенка, но и создать ему достойные социально-экономические, материальные условия жизни .

У детей из неполных семей нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семье у них туманны. Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности. Некоторые дети не могут представить себя маленькими, не знают, чем занимаются маленькие дети, не могут рассказать о том, чем они занимались, когда были маленькими. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее - поступление в школу, учение.

Интеллектуальное развитие детей, воспитывающихся в неполной семье, характеризуется дисгармоничностью, резко выраженной неравномерностью и несбалансированностью видов мышления. Предметное, наглядно-образное мышление остается главным. Вербальное мышление может при этом достигать возрастных норм, а невербальное мышление значительно отстает, так как оно формируется в игре, неформальном общении и нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми.

Отклонения в психическом развитии у детей из неполной семьи имеют иной тип отклонений, чем у детей с задержками психической развития. Необходимым условием формирования мышления в дошкольном возрасте является богатство и разнообразие чувственного опыта ребенка. Можно предположить, что скудость, ограниченность чувственного опыта у детей, воспитывающихся в неполной семье, отрицательно сказывается на формировании их мышления, восприятия, что проявляется в примитивности изобразительной деятельности, в недоразвитии невербального интеллекта. Любой вид мышления требует для своего развития практики решения задач, проблемных ситуаций и т.д. Эта практика чрезвычайно бедна у ребенка, воспитывающегося вне семьи .

Неудовлетворение потребности в общении со взрослыми и сверстниками приводит к нарушениям в овладении игровой деятельностью. Основными видами деятельности на улице у детей из неполной семьи являются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание.

Таким образом, дети дошкольного возраста, растущие без родителей, отличаются от своих сверстников из полноценных семей пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения и конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками. Кроме того, если в семье нет мужчины, то это сказывается на развитии и мальчика, и девочки. У девочки может появиться бессознательная установка, что отец не нужен, а это повлияет на ее семейные ожидания, формирование представлений о семье как главной ценности жизни. И хотя психика девочки более устойчива, чем мальчика, но и ей необходим отец, особенно в подростковом возрасте. Для мальчика, который воспитывается одной матерью, она часто становится образцом мужского поведения. А у нее, несущей в одиночку ответственность за воспитание ребенка, действительно развиваются мужские черты: решительность, собранность, властность, обостренное чувство долга, поэтому она доминирует в семье, подчиняет себе сына или дочь. Прибавьте к этому достаточно распространенную в неполных семьях чрезмерную опеку матери над ребенком, проявляющуюся в лавине забот, в каскаде перестраховочных мер. Ребенок лишается инициативы, самостоятельности, боится без мамы сделать шаг. Особенно пагубна гиперопека матери для мальчика, у которого развивается нерешительность, беспокойство.