План занятия воспитание психологической культуры обучающихся. Формирование психологической культуры у учащихся младшего школьного возраста. Основные направления работы

Разделы: Внеклассная работа

Пояснительная записка

Одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы следует признать формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Как построить воспитательный процесс, чтобы учащиеся были именно такими, социально востребованными?

Основное противоречие, выявленное в процессе воспитательной работы, состоит в том, что очевидна необходимость возрождения и создания духовно-нравственной основы воспитательного процесса, который мог бы эффективно противостоять негативному влиянию улицы, СМИ и другим асоциальным явлениям современной жизни.

Программа «Формирование культуры личности школьника» предназначена для воспитательной работы в 8-х и 9-х классах. Программа помогает классным руководителям профессионально и грамотно организовать внеурочную работу учащихся. Материал программы направлен на то, чтобы школьники могли самостоятельно пребывать в макро- и микросоциуме, взаимодействовать с окружающими людьми.

Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение родителей к совместной работе с детьми, что, несомненно, сплачивает семьи, помогает в решении вечной проблемы «отцов и детей». Программа помогает ученику сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям.

Классный руководитель создает коллектив с благоприятной нравственной и эмоционально-психологической средой, способствующей разностороннему развитию учащихся, формированию у них потребности в самообразовании и самовоспитании, становлению и проявлению индивидуальности каждого ребенка.

Цель программы заключается в создании условий для формирования культуры личности школьника, воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.

Задачи воспитательной работы:

  1. Развитие социальных умений и навыков функционирования коллектива в обществе (взаимодействие с педагогическим коллективом, классом, родителями и т.д.).
  2. Совершенствование условий для развития потребностей в самопознание, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров.
  3. Создание условий для сохранений и укрепления здоровья воспитанников. Пропаганда здорового образа жизни.
  4. Формирование морально- этических жизненных принципов у учащихся, патриотическое воспитание, эстетическое развитие.
  5. Приобретение учащимися навыков ориентирования в мировом информационном пространстве (поиск информации on-line и off-line, работа с удаленными базами данных и знакомство с законами об авторском праве и интеллектуальной собственности)

Основные направления работы:

  1. Культура здорового образа жизни.
  2. Духовно-нравственная культура.
  3. Социальная культура.
  4. Психологическая культура.
  5. Информационная культура.

Данная программа апробирована в течение двух лет.

Результаты апробирования показали, что возрос уровень воспитанности классного коллектива. Сформировались коммуникативные навыки учащихся. Привиты нормы поведения в общественных местах. Значительно расширился кругозор учащихся в области здорового образа жизни, сформирована система специальных знаний и умений в области детско-юношеского туризма. Сформированы психологические качества высоконравственной личности, привиты навыки ценностных ориентаций. Освоены приемы информационного поиска с использованием современных компьютерных технологий.

Культура ЗОЖ – здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая функции. Эта грань культуры личности имеет своей целью сохранение и укрепление здоровья детей как условия существования и развития других сторон образа жизни.

Мероприятия: Тематические классные часы, подвижные игры на свежем воздухе, беседы со специалистами (медицинскими работниками, психологами), КТД по пропаганде здорового образа жизни, спортивные соревнования, экскурсии и турпоходы.

Духовно-нравственная культура. Целью данного направления является формированию основных духовных ценностей культурной личности. В этом направлении выделяются нравственная культура, эстетическая культура, этическая культура и др.

Мероприятия: Тематические классные часы, литературные гостиные, КТД, встречи с интересными людьми (поэтами, работниками музеев, участниками Великой Отечественной войны), участие в благотворительных акциях, посещение Краснодарского академического театра.

Социальная культура включает в себя культуру общения, взаимодействия, культуру поведения, культуру коммуникативной толерантности и др. Главная цель данного направления воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

Мероприятия: Классные часы, Ситуативный практикум по культуре общения, родительско-ученическая конференция (профилактика межнациональных конфликтов).

Психологическая культура. Целью данного аспекта воспитательной работы является гармонизация внутреннего мира ребёнка, создание целостной непротиворечивой «Я- концепции», состояния внутреннего благополучия. Данное направление предполагает активизацию процессов самообразования, самосовершенствования, самореализации, саморазвития.

Мероприятия: Индивидуальные беседы и консультации с психологом, тематические классные часы, КТД.

Информационная культура. Это направление работы имеет целью формирование способности человека идентифицировать потребность в информации, умение ее эффективно искать, оценивать, интерпретировать и использовать, соблюдая этические нормы и правила.

Мероприятия: Классные часы, КТД, брейн – ринг, эрудит-шоу, викторины, конкурсы.

Программа реализуется посредством ученического самоуправления в классе и системы работы с родителями .

Ученическое самоуправление в классе осуществляется через творческие группы (Центры), что является наиболее приемлемой формой, т.к. предполагает добровольное объединение учащихся в группы по интересам.

Каждая группа занимается планированием и организацией КТД, традиционных школьных дел по основным направлениям работы школы (интеллектуальному, патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому, экологическому, трудовому развитию).

Общее Собрание Друзей . Высший орган ученического самоуправления города Друзей (учащихся 8 класса).

Классная Дума планирует классные дела, готовит сценарии дел и мероприятий, заслушивает отчет Мэра города, руководителей Центров, оценивает результаты деятельности Центров, утверждает правила, памятки и другие документы для жителей города Друзей, осуществляет выполнение решений Общего собрания Друзей.

Мэр города Друзей – староста. Это главный представитель города Друзей в общешкольном государстве, избираемый общим тайным голосованием всех учащихся, в начале учебного года сроком на один год. Голосованию предшествует предвыборная кампания. Кандидаты на пост Мэра готовят и представляют свои программы. Итоги выборов подводит счетная комиссия, состоящая из 1 представителя каждого Центра.

Центр Науки и знаний организует взаимопомощь в учении, планирует, организует и проводит познавательные дела в городе, проводит "городские" конференции, участвует в подготовке дней науки и творчества, ведет учет интеллектуальных достижений жителей города Друзей.

Пресс-центр собирает и обрабатывает информацию других Центров и служб, ведет работу по подготовке к публикации сообщений и новостей из города Друзей в общешкольной газете; информирует учащихся о событиях, происходящих в общешкольном государстве, проводимых в нём конкурсах, соревнованиях и сообщает об их результатах;

Центр труда и заботы планирует и организует работу добровольческого отряда (помощь школьной библиотеке, шефство над ветераном Великой Отечественной войны), контролирует деятельность дежурных по классу, вносит предложения по ее улучшению; организует учеников для помощи школе в различных хозяйственных работах (субботник, ремонт мебели, генеральная уборка и т.д.).

В рамках Центра труда и заботы действует комитет "Уютный дом" , который организует работу по озеленению классного кабинета, занимается его благоустройством.

Центр технической службы оказывает помощь Центрам в проведении мероприятий, следит за сохранность школьной мебели и аппаратуры, организует ее мелкий ремонт.

Центр культуры и отдыха организует проведение традиционных праздников («День именинника», «Капустник» и др.); планирует и организует досуг класса, занимается организация концертов, культурных программ, шоу-программ. Оказывает помощь в проведении КТД.

Центр здоровья и спорта проводит дни здоровья, организует работу по подготовке и формированию команды к различным соревнованиям, фиксирует спортивные достижения жителей города Друзей, организует просветительскую работу по здоровому образу жизни.

Вовлечение в работу с учащимися их родителей

Воспитательная система класса не может работать эффективно без тесного сотрудничества с родителями учащихся.

Хорошо организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям, что для развития здоровойи полноценной личности необходимо их непосредственное активное участие в жизни класса и школы.

Совместная работа учащихся и родителей является многоплановой.

Родители класса должны активно участвовать во всех направленияхвоспитательной работы в классе. Они должны иметь высокую заинтересованность не только в повышении успеваемости и качества обучения, но и в формировании духовно - нравственной культуры учащихся. Особое внимание в совместной с родителями деятельности уделяется культуре здорового образа жизни школьников. Важной частью воспитательного процесса является деятельность классного руководителя и родителей по формированию психологической культуры школьников. Родители должны понимать, что только личный пример взрослых способен воспитать личность, готовую к выполнению общественных функций труженика и гражданина, поэтому также активны и в формировании социальной культуры учащихся.

Критерий

Показатели

Диагностические средства

Результат

Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе.

Комфортность, защищённость личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе и школе. Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания ребёнка, его положением в школьном коллективе.

Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью". Методика Е.Н. Степанова "Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения"

Активное участие в КТД, конференциях

Список использованной литературы

  1. Родительские собрания: 9 класс/ Авт. -сост.Л.А. Егорова. -М.: ВАКО, 2009.-224с. -(Учебный год).
  2. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.-272с.-(Педагогика. Психология. Управление).
  3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы.-Изд.5-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. -510, с.: ил. – (Справочник).
  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя.5-11 классы. М.: «ВАКО», 2004, 272с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  5. В компьютерной стране/ ред.-сост. Л.И.Жук.- Минск: Красико- Принт, 2009. В 11 – 128с. - (Праздник в школе).
  6. Гражданско- патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины) / авт.-сост. Е.В. Усатова и др. – Волгоград: Учитель, 2006. – 137 с.
  7. Составители: коллектив соавторов. Система открытых мероприятий в школе: классные часы, внеклассные мероприятия, открытые уроки – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.
  8. Журнал «Классный руководитель» № 3, 2004

Веблиография

  1. www.klass.resobr.ru
  2. www.uroki.net
  3. www.poisk.hotbox

Проблема психологической подготовки к обеспечению безопасности является одной из актуальных в современной теории и практике образования . Тем не менее, до настоящего времени к наименее исследованным в педагогике относится структура воспитания психологической культуры безопасности школьников.

Воспитание психологической культуры безопасности в педагогическом процессе общеобразовательной школы мы рассматриваем и исследуем как составную часть психологической подготовки школьников к обеспечению безопасности. Воспитание психологической культуры безопасности также является составной частью процесса воспитания культуры безопасности школьников. Воспитание психологической культуры безопасности школьников является педагогическим явлением. Психологическая подготовка к обеспечению безопасности является социально-педагогическим процессом, который осуществляется не только в школе, но и в других образовательных организациях, учреждениях культуры, под влиянием средств массовой информации и межличностного общения, в процессе самостоятельной работы учащихся и т.д. Таким образом, воспитанию психологической культуры безопасности школьников присущи одновременно свойства воспитания культуры безопасности и психологической подготовки школьников к обеспечению безопасности. Однако, воспитанию психологической культуры безопасности школьников присущи также свойства, которыми не обладают воспитание культуры безопасности школьников и психологическая подготовка школьников к обеспечению безопасности.

Для целостного познания воспитания психологической культуры безопасности в педагогическом процессе мы использовали метод моделирования. Моделирование – «метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструктивных объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т.п.» . Моделирование выражает всеобщий аспект познавательного процесса . Понятие моделирования является гносеологической категорией, характеризующей один из важнейших путей познания, при котором одна система (объект исследования) воспроизводится в другой (модели). В свою очередь модель – это идеальное отражение важнейших качеств и элементов реальных процессов, это «заместитель оригинала в познании и практике» . Построение модели позволяет глубже понять взаимоотношения, возникающие внутри предмета изучения.

В.С. Безрукова в структуре педагогического процесса выделяет цель, принципы, содержание, средства, методы, формы организации педагогического процесса . В модель организации воспитательной работы со школьниками В. Караковский включает целевую установку, основные направления, содержание, организационные формы, взаимодействие со средой, управление . Н.В. Бордовская, А.А. Реан пришли к выводу, что «структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь следующих элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов» . По мнению Л.Н. Гориной, в модели формирования культуры безопасности жизнедеятельности должны быть выявлены контекст (социальный заказ на личность, владеющей культурой безопасности), ступени подготовки (детский сад, школа, профессиональное образование, дополнительное образование), структурные составляющие культуры безопасности (знания, умения, рефлексия, философия безопасности), уровни достижения культуры безопасности (ассоциативный, репродуктивный, алгоритмический, творческий) .

Опираясь на разработанные в педагогике понятия, изложим итоги обоснования модели воспитания психологической культуры безопасности.

В описании процессуального аспекта культуры адекватными понятиями являются, по мнению Л.С. Колмогоровой, “становление”, “генезис”, “освоение”, “приобщение”, а не “формирование”, “воспитание”, “развитие”, которые встречаются в специальной литературе. Термины “формирование”, “воспитание” Л.С. Колмогорова относит к отдельным компонентам, а не к культуре человека в целом. По мнению Л.С. Колмогоровой, это обусловлено, во-первых, самим понятием культуры личности, означающим одновременно и обученность, и воспитанность, и уровень развития личности. Во-вторых, процесс становления происходит под влиянием множества внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов .

Важно выяснить, как воспитание психологической культуры безопасности школьников включено в состав педагогического процесса. На этот вопрос можно ответить, выяснив в каких формах данная составляющая педагогического процесса реализуется. По мнению П.И. Пидкасистого, в настоящее время формы организации учебного процесса в школе классифицируются следующим образом: урок, как основная форма организации обучения в современной школе; сопутствующие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: экскурсии, консультации, факультативы, группы выравнивания; формы внеклассной и внеурочной работы учащихся: предметные кружки, научные общества, конкурсы, выставки, олимпиады и др. . В.А. Сластенин указывает на то, что «урок как основная форма организации педагогического процесса дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса» . При этом в качестве дополнительных форм организации педагогического процесса выступают экскурсия, дополнительные занятия и консультации, учебная конференция, школьная лекция и др.; к вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся факультативы, кружки, клубы по интересам и др. Исходя из анализа существующих подходов к формам организации учебного процесса в школе, мы выделили следующие формы психологической подготовки школьников к обеспечению безопасности: урок, внеклассная и внеурочная работа, совместная работа родителей, школьников и учителей. На основе выделенных форм психологической подготовки школьников к обеспечению безопасности нами разработана модель, раскрывающая роль педагогического процесса в подготовке школьников к обеспечению безопасности, которая графически представлена на рисунке 1.

Функции: а) подготовка школьников к безопасному изучению психологических проблем человека и современного общества; б) подготовка школьников к безопасному взаимодействию с различными проявлениями психологической культуры и контркультуры; в) подготовка школьников к использованию психологической культуры для обеспечения безопасности; г) профилактика, нейтрализация деструктивного влияния элементов психологической подготовки школьников за пределами педагогического процесса.

Уроки по психологическим проблемам безопасности.

Уроки, включающие отдельные вопросы по психологическим проблемам безопасности.

Внеклассные и внеурочные мероприятия, посвященные психологическим проблемам безопасности.

Внеклассные и внеурочные мероприятия, включающие отдельные психологические проблемы безопасности.

Занятия, мероприятия по психологическим проблемам безопасности с участием родителей.

Педагогический всеобуч родителей по психологическим аспектам безопасности.

Учебный процесс.

Классные часы, вне­классная работа.

Совместные мероприятия учителей, школьников и родителей.

Методические объединения учителей ОБЖ, валеологии, педагогов-психологов, классных руководителей.

Рис. 1. Педагогический процесс как фактор психологической подготовки школьников к обеспечению безопасности

В приведенной выше модели (рис. 1) раскрыты связи учебного процесса, внеклассной и внеурочной работы по психологическим аспектам безопасности, совместной работы родителей, школьников и учителей по психологическим аспектам безопасности. На основе анализа передового педагогического опыта нами выявлены специфические функции психологической подготовки школьников к обеспечению безопасности: подготовка школьников к безопасному изучению психологических аспектов человека и общества; подготовка школьников к безопасному взаимодействию с различными проявлениями психологической культуры и контркультуры (религия, реклама, искусство, псевдоискусство и т.д.); подготовка школьников к использованию психологической культуры для обеспечения безопасности; профилактика, нейтрализация деструктивного влияния элементов психологической подготовки школьников за пределами педагогического процесса.

Опираясь на теоретические положения педагогики и психологии, основываясь на анализе передового педагогического опыта, раскроем существенные свойства изучаемого явления. В процессе совместной деятельности учителей и школьников над психологическими аспектами безопасности реализуются следующие компоненты воспитания психологической культуры безопасности: цели, содержание, средства, критерии диагностики. При этом деятельность воспитателей заключается в проведении уроков, внеклассной и внеурочной работы, совместной работы с родителями по психологическим аспектам безопасности. Деятельность школьников осуществляется в ходе учебного процесса, внеклассной и внеурочной работы, совместной работы с родителями. Процесс воспитания психологической культуры безопасности школьников включает в себя следующие компоненты: диагностика уровня сформированности психологической культуры безопасности школьников; планирование совместной работы учителей и школьников по овладению психологической культурой безопасности; стимулирование школьников к присвоению психологической культуры безопасности; организация совместной работы учителей и школьников по овладению психологической культурой безопасности; коррекция совместной работы учителей и школьников по овладению психологической культурой безопасности. Эти компоненты реализуются как этапы или как функции воспитания психологической культуры безопасности в педагогическом процессе. Обобщая и систематизируя сказанное выше, представим структуру воспитания психологической культуры безопасности школьников в педагогическом процессе в рисунке 2.

Совместная деятельность учителей, школьников и родителей по овладению психологической культурой безопасности.

Деятельность учителей при проведении уроков, внеклассной и внеурочной работы, совместной работы с родителями над психологическими аспектами безопасности

Деятельность школьников в ходе учебного процесса, внеклассной и внеурочной работы, совместной работы с родителями над психологическими аспектами безопасности.

Цели воспитания психологической культуры безопасности школьников.

Средства воспитания психологической культуры безопасности школьников.

Критерии диагностики воспитания психологической культуры безопасности школьников.

Диагностика сформированности психологической культуры безопасности школьников.

Планирование совместной деятельности учителей, родителей и школьников по овладению психологической культурой безопасности.

Стимулирование школьников и родителей к присвоению психологической культуры безопасности.

Организация совместной деятельности учителей, родителей и школьников по овладению психологической культурой безопасности.

Коррекция совместной деятельности учителей, родителей и школьников по овладению психологической культурой безопасности.

Рис. 2. Структура воспитания психологической

Структура воспитания психологической культуры безопасности школьников в педагогическом процессе, изложенная выше (рис. 2), отражает основные, наиболее общие свойства изучаемого явления. На этой основе сформулируем выводы о конкретном содержании структурных компонентов изучаемого явления. Прежде всего, изложим результаты проведенного нами исследования целей, содержания, средств, критериев диагностики воспитания психологической культуры безопасности в педагогическом процессе.

Наиболее обобщенные свойства изучаемых нами явлений (воспитания психологической культуры безопасности, психологической подготовки к обеспечению безопасности) раскрыты психологами М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и В.А. Пономаренко , которые сформировали принципы и пути формирования в ходе обучения готовности к действиям в особо сложных условиях.

М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и В.А. Пономаренко считают, что вычленяемая для самостоятельного изучения часть будущей деятельности должна состоять из действий, по своей психологической структуре одинаковых с действиями, совершаемыми в реальной обстановке. В учебной деятельности прежде всего необходимо создать систему действий для тренировки внимания, восприятия, памяти и мышления, а также определить действия, необходимые для решения сложных задач.

Авторы отмечают, что учебная деятельность должна опираться на физическое и психологическое моделирование реальных условий деятельности. Избранная модель должна психологически соответствовать той, с которой человек будет действовать в реальной обстановке.

По мнению авторов, задачей учебной деятельности является формирование не только автоматизированных действий, но и тех психофизиологических механизмов, которые способствуют активации свойств психики, осуществляющих адаптацию организма к любой вариантности условий деятельности.

В процессе учебной деятельности необходимо учитывать взаимоотношения: человек – орудие труда процесс труда – окружающая среда – продукт труда. Чтобы достичь должного эффекта от обучения, эти взаимоотношения должны соответствовать принципу подобия. Важно учитывать психологические требования подобия применительно к экстремальным условиям.

По мнению авторов, учебная деятельность должна включать задачи, развивающие такие функции психики, как познавательная, регулятивная, коммуникативная. Предполагается, что подготовка к действиям в напряженной ситуации будет обеспечивать выработку соответствующих качеств восприятия, внимания, памяти, мышления, способов принятия решения и т. д. .

Признавая, что приведенные выше выводы М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и В.А. Пономаренко раскрывают некоторые свойства процесса формирования готовности к действиям в особо сложных условиях, отметим, что авторы в основном пишут о том, что должно быть (что более характерно не для научного, а для методического подхода), в меньшей степени раскрывая существенные свойства изучаемого нами явления.

На основе выделения главного из проведённого нами анализа содержания структурных компонентов изучаемого явления представим графически модель воспитания психологической культуры безопасности школьников в педагогическом процессе (рис. 3).

Формирование мотивационной готовности к обеспечению безопасности;

Формирование системы психологических знаний о процессе обеспечения безопасности;

Формирование психологических умений и навыков обеспечения безопасности;

Формирование готовности к творческому решению психологических проблем обеспечения безопасности;

Формирование волевой готовности к обеспечению безопасности;

Формирование опыта осуществления самоконтроля в процессе обеспечения безопасности.

Информация о психологических вредных и опасных факторах, о факторах безопасности, о психологическом опыте обеспечения безопасности, о психологических качествах личности, влияющих на безопасность человека и общества, представленную в содержании педагогического процесса;

Информация о мировоззренческих, волевых, интеллектуальных, коммуникативных, информационных аспектах обеспечения безопасности, содержащаяся в педагогическом процессе;

Психологические понятия, раскрывающие различные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности («виктимность», «деструктивность», «ступор» и т.д.);

Психологические знания, умения, навыки, взгляды и убеждения по обеспечению безопасности, формируемые в педагогическом процессе.

Средства:

Задачи на использование в деятельности информации о психологических факторах риска;

Задачи, требующие использования в деятельности информации о психологических факторах безопасности;

Задачи, предполагающие использование в деятельности информации о психологическом опыте обеспечения безопасности;

Задачи, требующие использования в деятельности информации о психологических качествах личности, влияющих на безопасность человека и общества.

Критерии диагностики:

Психологическая готовность к деятельности по обеспечению безопасности в условиях наличия факторов отрицательно действующих на человека в опасной ситуации;

Психологическая готовность к обеспечению безопасности при взаимодействии с различными факторами риска;

Психологическая готовность к обеспечению безопасности в различных видах ситуаций, возникающих в процессе обеспечения безопасности;

Психологическая готовность к обеспечению безопасности в различных видах деятельности;

Сформированность компонентов безопасной деятельности;

Готовность к самосовершенствованию психологической культуры безопасности в конкретных условиях деятельности.

Рис. 3. Модель воспитания психологической культуры безопасности школьников в педагогическом процессе

Представленная на рисунке 3 модель включает основные компоненты процесса воспитания психологической культуры безопасности (цели, содержание, средства, критерии диагностики). Из анализа модели следует вывод, что системные свойства (функции воспитания) определяются составом целей, содержания, средств воспитания, критериев диагностики психологической культуры безопасности. Данные компоненты воспитания объединены в деятельности субъектов педагогического процесса и их реализация в педагогической практике составляет содержание процесса воспитания.

На основе анализа педагогической теории и практики нами выявлены системообразующие факторы воспитания психологической культуры безопасности в педагогическом процессе:

  • программы психологической подготовки школьников, предполагающие изучение проблем безопасности;
  • программы обучения основам обеспечения безопасности (включающие в качестве одного из аспектов – психологический аспект безопасности);
  • личность педагога, на высоком уровне владеющего психологической культурой безопасности;
  • деструктивные тенденции, психологические факторы риска в обществе, наличие которых стимулирует педагогических работников к организации деятельности школьников по осмыслению данных деструктивных тенденций, к подготовке школьников к психологической защите от факторов риска.

Подводя итоги, отметим, что рассмотрение педагогического процесса как фактора психологической подготовки школьников к обеспечению безопасности; исследование характера взаимосвязи воспитания психологической культуры безопасности школьников с психологической подготовкой к обеспечению безопасности; раскрытие структуры воспитания психологической культуры безопасности; исследование содержания воспитания психологической культуры безопасности; создание модели воспитания психологической культуры безопасности школьников; выявление системообразующих факторов и системных свойств воспитания психологической культуры безопасности позволили нам проникнуть в сущность и структуру изучаемого явления, расширить теоретические знания о данном процессе.

  • Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.
  • Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. − М.: Политиздат, 1981. − 432 с.
  • Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. − Екатеринбург, Деловая книга, 1996. − 344 с.
  • Караковский В. Система воспитательной работы с ученическим коллективом средней школы / В. Караковский // Вопросы воспитания: Системный подход / Под ред. Л.И. Новиковой. − М.: Прогресс, 1981. − С. 91-135.
  • Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. − СПб.: Питер, 2000. – 304 с.
  • Горина Л.Н. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изо- и гомоморфизма: автореф. дис. докт. пед. наук / Л.Н. Горина. – Тольятти, 2002. – 40 с.
  • Колмогорова Л.С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся: автореф. дис. докт. псих. наук / Л.С. Колмогорова. – Барнаул, 2002. – 489 с.
  • ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 640 с.
  • ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
  • Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психол. аспект /М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко. − Минск, Изд-во «Университетское», 1985. − 206 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Внеклассное мероприятие (урок-занятие) по поликультурному воспитанию. Конспект

    Тема: Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила.

    Голобородько Елена Евгеньевна, студентка 4 курса ИОиСН Северо-Кавказского федерального университета

    Цель: формирование всесторонней и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных и семейных традиций, ценностей культуры; создание условий для развития толерантного сознания обучающихся.
    Задачи:
    1.Овладеть основами национальной культуры и приобщить учеников к истории разных народов, представители которых обучаются в классе.
    2. Воспитывать у обучающихся понимание самобытности культуры народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям.
    3. Показать учащимся, что они абсолютно разные и непохожие друг на друга, но каждый из них – это личность; содействовать осознанию школьником своей уникальности.
    4. Дать возможность каждому ученику задуматься над своим поведением в классе, в семье, в кругу друзей и оценить поведение других; помочь понять учащимся, что дискриминация в любой форме способствует отчуждению.
    5. Расширить кругозор воспитанников.
    Планируемые результаты:
    Личностные:
    1. Положительное отношение к культуре всех народов.
    2. Желание приобретать новые поликультурные знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
    3. Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивая новые виды поликультурной деятельности.
    Метапредметные:
    Регулятивные УУД

    1. Самостоятельно определять цель внеурочной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью.
    2. Составлять план выполнения заданий внеурочной деятельности под руководством воспитателя.
    3. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиям выполнения, результатом действия на определенном этапе.
    4. Осуществлять выбор под определённую задачу литературы.
    5. Оценивать собственную успешность в выполнении заданий.
    Познавательные УУД:
    1.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации в рамках проектной деятельности.
    2. Извлекать информацию, представленную в разных формах.
    3. Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
    4. Активно участвовать в обсуждении заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.
    Коммуникативные УУД:
    1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
    2. Читать вслух и про себя тексты художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятное.
    3. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.
    4. Участвовать в работе группы в ходе проектной деятельности, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
    5. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
    Оборудование: мультимедиа-проектор, презентации PowerPoint; музыка представленных народов, костюмы, карточки с названием стран, свеча.
    Участники: учащиеся начальной школы(4-7 класс), педагоги и родители.
    Эпиграф
    (Записан на доске или на плакате)

    «Наша школа - наш общий дом,
    Наше общее счастье,
    С нею встречи мы ждем,
    Чтобы вместе собраться,
    Разных народов сыны -
    Здесь как одна мы семья.
    Разные мы, но равны,
    Будь это ты или я…»
    Ход мероприятия:
    I. Организационный момент
    Деятельность учащихся: Под музыку дети заходят в зал и садятся на заранее поставленные стулья перед проектором, приветствуют гостей пришедших на мероприятие.
    Приветствие:
    Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие друзья! Приветствуем наших гостей собравшихся на нашем открытом мероприятии.
    Видеоролик - (что такое толерантность, как переводится это слово, что означает; как стать толерантным)
    Вводное слово:
    - Все мы разные, и, тем не менее, у нас много общего. В школе, как и везде, есть маленькие, большие, худые, полные, инвалиды, иностранцы, цыгане, девочки, мальчики. Все мы разные. Почему иногда мы некоторых отвергаем, подсмеиваемся над ними? Потому что мы их боимся, не хотим делиться с ними или мы не уверены в себе. Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди, даже если они бедные, старые или больные, имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребёнок, неповторим и значим.
    На нашей планете живут люди разных национальностей. Между ними есть, что - то схожее, а есть и различия. Сегодня, в преддверии дня толерантности мы поговорим на тему: «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила».
    Упражнение «Самый главный человек ».
    Учитель: Я предлагаю вам познакомиться с самым главным человеком, портрет которого находиться в «волшебном сундучке».
    (Дети заглядывают в шкатулки и видят своё отражение в зеркале.)
    Вывод – самый главный человек на земле это они сами.
    Учитель: Кто вы такие?
    Дети : Сын, дочь, брат, сестра, житель России, внук, внучка, ученик (ца)…
    Далее учитель задаёт вопросы: Ребята,…
    1. Поднимите руки – кто родился зимой…, весной и т.д.
    2. Встаньте те, у кого глаза голубые…, карие…, зелёные…
    3. Встаньте в шеренгу по росту (от самого маленького до самого высокого), по цвету волос (от самого тёмного до самого светлого).
    Учитель: Вот видите, какие вы все разные. А что вас объединяет?
    Учащиеся: - мы учимся в одном классе
    - мы живём в одном городе
    - одинаковые по возрасту и т.д.
    Учитель: Вас объединяет коллектив, определённые правила, которые действуют в обществе.
    1. Упражнение-приветствие.
    Цель:
    оказывать содействие установлению контакта между участниками группы и настрой на работу в группе.
    познакомиться с приветствиями разных народов.
    Учитель: раздает карточки с названиями стран и учащиеся здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах (предлагается на выбор страна листочки с названиями стран)
    - объятие и троекратное целование поочередно в обе щеки (Россия);
    - легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
    - рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
    - легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
    - легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
    - поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
    - простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
    - мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
    - потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).
    Теперь Вы стали чуточку ближе друг другу, почувствовали энергию другого человека, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни».

    2.Учитель: Наша страна очень огромна и многонациональна, богата и удивительна. В ней сосуществуют разные вероисповедания и разные национальности. Живут, дружат, помогают друг другу на протяжении многих веков.
    Ребята назовите известные вам национальности, живущие на планете.
    Учащиеся называют известные им национальности
    Учитель: посмотрите на доску (презентация о людях разных национальностей – картинки людей в национальных костюмах и музыка). Чем отличаются национальности друг от друга?
    Учащиеся называют отличия.

    3. Учитель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение А. Усачёва, а вы представьте себе главного героя.
    У речки стоял удивительный домик,
    В домике жил удивительный гномик,
    До пола росла у него борода,
    А в той бороде проживала Звезда.
    Не знал ни забот, ни тревог этот Гном.
    Звезда освещала собою весь дом
    И печку топила, и кашу варила,
    И сказки ему перед сном говорила…
    И Гном с восхищеньем чесал в бороде,
    Что было, конечно, приятно Звезде.
    Кормилась она только крошками хлеба,
    А ночью гулять улетала на небо.
    Так шли потихоньку года и века…
    Но кончилась в доме однажды мука.
    И Гном, распростившись с насиженной печкой,
    С рассветом отправился в город за речкой.
    А в городе том не носили бород.
    «Ха-ха, хи-хи-хи» - стал смеяться народ.
    «Вот чучело» - каждый ему говорил.
    И Гном испугался, и бороду сбрил.
    И на пол упала его борода,
    И тут же его закатилась Звезда.
    У речки теперь есть обычнейший дом,
    Живёт в этом доме обычнейший Гном.
    Опять отросла у него борода,
    Но больше к нему не вернулась Звезда.

    Учитель: Почему люди отнеслись к нему так, а не иначе?
    Как бы вы поступила в такой ситуации?
    Учитель выслушивает ответы учащихся и делает выводы, которые дети записывают в тетрадь: каждый человек единственный и неповторимый, каждый человек – личность, имеющая права и обязанности перед собой и другими людьми.
    4.Учитель: Ребята, а теперь давайте подумаем о Золотом правиле – «Поступай с другими людьми так, как ты хотел бы, чтоб они поступали с тобой».

    Можете ли вы ответить, почему люди должны следовать этому правилу и заботиться о других?
    Ученики: - так советуют вести себя родители и учителя. Если вести себя иначе, можно попасть в беду.
    - если заботишься об окружающих, то они, скорее всего, будут заботиться о тебе.
    - если ты добрый и честный человек, о тебе будут хорошо думать окружающие.
    - возможны другие варианты ответов.
    Учитель: допустим, что вы представляете общество, где уже царят жестокость и гнёт, ваше собственное поведение должно соответствовать установленным правилам. Значит ли это, что следует плохо вести себя по отношению к окружающим?
    Учащиеся: Нет, люди имеют право на то, чтобы к ним относились с уважением. У других людей есть такие же права, как и у тебя.
    Этот вывод записывается в тетради.
    5.Учитель: Давайте все вместе попробуем отгадать загадки разных народов мира.

    Загадки народов мира
    Никто не обижает, а ее все толкают (казах.). - дверь
    Целый день летает,
    Всем надоедает,
    Ночь настанет,
    Тогда перестанет (белорус.). - муха
    На четырех парней одна шапка надета (башк.) - стол
    Деревянная шея, железный клюв, кричит: «Тук-тук-тук!» (нан.) – молоток
    Учитель: На нашей планете живут люди разных национальностей. Каждый народ славит и чтит свои традиции, обычаи, праздники, у каждого народа есть свои национальные костюмы, блюда, народные поэты и художники, у каждой национальности есть свой родной язык и даже президент, герб, флаг и гимн. Между ними есть, что - то схожее, а есть и различия. Мы с вами живем на большой-большой территории, которая правильно называется Российская Федерация, в которой живут много людей с разными национальностями. Наш класс тоже многонационален и сегодня ребята подготовили для вас интересную информацию о своих народах.
    Далее выступают учащиеся класса, каждый рассказывает о своей национальности. (Фоном звучит музыка народа)
    Учитель: А теперь поиграем.
    6. Игра «Что нас отличает?»
    Цель: осознание индивидуальности окружающих людей
    Если ребят немного, можно работать всем вместе, если более 15 человек, можно поделить их на две команды и провести между ними соревнование.
    Задания:
    построиться по первой букве своего имени (в качестве проверки выполнения задания просим ребят назвать свое полное имя);
    построиться по цвету волос: от самых светлых, блондинов, до самых темных, брюнетов;
    построиться по цвету глаз: от светло-голубых до темно-карих (это задание вызывает обычно бурные эмоции, потому что, проучившись вместе десять лет, многие не знают, какого цвета глаза у его одноклассника).
    Возможны вариации заданий на усмотрение учителя и учащихся, можно предложить ребятам придумать задания такого типа.
    Вывод: что нас отличает? (ответы ребят):
    Рост
    Цвет волос и глаз
    Одежда
    Знания
    Имя
    Национальность
    Фигура
    Возраст
    Характер
    Культура…
    Мы все такие разные: блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, грустные и веселые…
    Нас объединяет то, что- Все мы люди
    Живем в одной стране, на одной планете
    Живем в одном городе, республике
    Учимся в одной школе, в одном классе
    Занимаемся одним делом и проч.
    Стихотворение С.Я Маршака «Всемирный хоровод» - читают дети.

    1 ученик:
    Стихи для ребят всех народов и стран:
    Для абиссинцев и англичан,
    Для испанских детей и для русских,
    Шведских, турецких, немецких, французских.
    2 ученик:
    Негров, чья родина – Африки берег;
    Для краснокожих обеих Америк.
    Для желтокожих, которым вставать
    Надо, когда мы ложимся в кровать.
    3 ученик:
    Для эскимосов, что в стужу и снег
    Лезут в мешок меховой на ночлег.
    Из тропических стран, где на деревьях
    Не счесть обезьян;
    4 ученик:
    Для ребятишек одетых и голых.
    Тех, что живут в городах и селах.
    Весь этот шумный, задорный народ
    Пусть соберется в один хоровод.
    Север планеты пусть встретится с Югом,
    Запад – с Востоком,
    А дети – друг с другом.
    Учитель: О чём это стихотворение?
    Дети: Дети разных цветов кожи должны дружить друг с другом
    Учитель: А почему они должны жить дружно?
    Дети: Чтобы не было войны.
    7. Упражнение «Дерево качеств нашего класса»

    Цель: осознание ценности и неповторимости собственной личности и личности других людей и наличия объединяющего начала вопреки всем различиям.
    Итак, мы говорим о том, что каждый человек неповторим, но в то же время есть нечто, что может объединять нас, таких непохожих. Сейчас каждый из вас получит два небольших листочка разного цвета- зеленого и оранжевого. Объясним значение каждого цвета:
    зеленый – “как все”;
    оранжевый – “как никто больше”.
    Каждому ученику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты. При этом
    на листочке “как все” должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его (как ему кажется) со всеми другими участниками группы.
    на листочке “как никто больше” написать свои уникальные черты характера, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее выражены именно в вас.
    На магнитной доске с помощью маркера рисуем ствол. Дерево можно назвать
    «Качества нашего класса» После заполнения листочков всеми участниками просим каждогонаклеить на дерево два листочка и озвучить оба качества. В результате на доске получается дерево с пышной кроной, состоящей из разноцветной листвы: зеленых листочков (сходств), которых столько же, сколько и оранжевых (отличий).
    Вывод: каждый смог убедиться в том, что в классе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем – с другой.
    Упражнение проходит довольно лирично и искренне. Оно позволяет участникам увидеть себя как некоторое “единство непохожих”, помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.
    9. Упражнение «Давайте пофантазируем…»
    Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
    1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
    2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
    3. Как жить в мире, где столько разных людей?
    Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
    Не оценивайте людей, а цените!

    Рефлексия. «Проблема на ладошке».
    Свеча – символ домашнего очага передается по кругу. Все говорят о том, чему научились, что поняли на занятии.
    Заключительное слово учителя: Однажды Антуан де Сент - Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова - это не только урок нам, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традиции и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что мы – люди этой планеты. Каждый из нас должен помнить - «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила»!!! «Ключевое слово в этой фразе – «мы», именно оно объединяет нас, таких разных, но живущих вместе россиян!
    Социальный ролик- Все мы разные.

    СТРУКТУРА ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

    Мошкин Владимир Николаевич,

    Лапаева Анна Ивановна

    В статье на основе разработанных в педагогике и психологии понятий изложены итоги обоснования модели воспитания психологической культуры безопасности, раскрыты результаты исследования структуры, функций, целей, содержания, средств, критериев оценки эффективности воспитания психологической культуры безопасности в педагогическом процессе.

    Ключевые слова: безопасность, воспитание, критерии, культура, модель, психологический, системные свойства,содержание, средства, структура, факторы, функции, цели, школьники

    Проблема психологической подготовки к обеспечению безопасности является одной из актуальных в современной теории и практике образования . Тем не менее, до настоящего времени к наименее исследованным в педагогике относится структура воспитания психологической культуры безопасности школьников.

    Воспитание психологической культуры безопасности в педагогическом процессе общеобразовательной школы мы рассматриваем и исследуем как составную часть психологической подготовки школьников к обеспечению безопасности. Воспитание психологической культуры безопасности также является составной частью процесса воспитания культуры безопасности школьников. Воспитание психологической культуры безопасности школьников является педагогическим явлением. Психологическая подготовка к обеспечению безопасности является социально-педагогическим процессом, который осуществляется не только в школе, но и в других образовательных организациях, учреждениях культуры, под влиянием средств массовой информации и межличностного общения, в процессе самостоятельной работы учащихся и т.д. Таким образом, воспитанию психологической культуры безопасности школьников присущи одновременно свойства воспитания культуры безопасности и психологической подготовки школьников к обеспечению безопасности. Однако, воспитанию психологической культуры безопасности школьников присущи также свойства, которыми не обладают воспитание культуры безопасности школьников и психологическая подготовка школьников к обеспечению безопасности.

    Для целостного познания воспитания психологической культуры безопасности в педагогическом процессе мы использовали метод моделирования. Моделирование - «метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструктивных объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т.п.» . Моделирование выражает всеобщий аспект познавательного процесса . Понятие моделирования является гносеологической категорией, характеризующей один из важнейших путей познания, при котором одна система (объект исследования) воспроизводится в другой (модели). В свою очередь модель - это идеальное отражение важнейших качеств и элементов реальных процессов, это «заместитель оригинала в познании и практике» . Построение модели позволяет глубже понять взаимоотношения, возникающие внутри предмета изучения.

    В.С. Безрукова в структуре педагогического процесса выделяет цель, принципы, содержание, средства, методы, формы организации педагогического процесса . В модель организации воспитательной работы со школьниками В. Караковский включает целевую установку, основные направления, содержание, организационные формы, взаимодействие со средой, управление . Н.В. Бордовская, А.А. Реан пришли к выводу, что «структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь следующих элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов» . По мнению Л.Н. Гориной, в модели формирования культуры безопасности жизнедеятельности должны быть выявлены контекст (социальный заказ на личность, владеющей культурой безопасности), ступени подготовки (детский сад, школа, профессиональное образование, дополнительное образование), структурные составляющие культуры безопасности (знания, умения, рефлексия, философия безопасности), уровни достижения культуры безопасности (ассоциативный, репродуктивный, алгоритмический, творческий) .

    Опираясь на разработанные в педагогике понятия, изложим итоги обоснования модели воспитания психологической культуры безопасности.

    В описании процессуального аспекта культуры адекватными понятиями являются, по мнению Л.С. Колмогоровой, “становление”, “генезис”, “освоение”, “приобщение”, а не “формирование”, “воспитание”, “развитие”, которые встречаются в специальной литературе. Термины “формирование”, “воспитание” Л.С. Колмогорова относит к отдельным компонентам, а не к культуре человека в целом. По мнению Л.С. Колмогоровой, это обусловлено, во-первых, самим понятием культуры личности, означающим одновременно и обученность, и воспитанность, и уровень развития личности. Во-вторых, процесс становления происходит под влиянием множества внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов . психологический культура безопасность воспитание

    Важно выяснить, как воспитание психологической культуры безопасности школьников включено в состав педагогического процесса. На этот вопрос можно ответить, выяснив в каких формах данная составляющая педагогического процесса реализуется. По мнению П.И. Пидкасистого, в настоящее время формы организации учебного процесса в школе классифицируются следующим образом: урок, как основная форма организации обучения в современной школе; сопутствующие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: экскурсии, консультации, факультативы, группы выравнивания; формы внеклассной и внеурочной работы учащихся: предметные кружки, научные общества, конкурсы, выставки, олимпиады и др. . В.А. Сластенин указывает на то, что «урок как основная форма организации педагогического процесса дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса» . При этом в качестве дополнительных форм организации педагогического процесса выступают экскурсия, дополнительные занятия и консультации, учебная конференция, школьная лекция и др.; к вспомогательным формам организации педагогического процесса относятся факультативы, кружки, клубы по интересам и др. Исходя из анализа существующих подходов к формам организации учебного процесса в школе, мы выделили следующие формы психологической подготовки школьников к обеспечению безопасности: урок, внеклассная и внеурочная работа, совместная работа родителей, школьников и учителей. На основе выделенных форм психологической подготовки школьников к обеспечению безопасности нами разработана модель, раскрывающая роль педагогического процесса в подготовке школьников к обеспечению безопасности, которая графически представлена на рисунке 1.

    Функции: а) подготовка школьников к безопасному изучению психологических проблем человека и современного общества; б) подготовка школьников к безопасному взаимодействию с различными проявлениями психологической культуры и контркультуры; в) подготовка школьников к использованию психологической культуры для обеспечения безопасности; г) профилактика, нейтрализация деструктивного влияния элементов психологической подготовки школьников за пределами педагогического процесса.

    Уроки по психологическим проблемам безопасности.

    Уроки, включающие отдельные вопросы по психологическим проблемам безопасности.

    Внеклассные и внеурочные мероприятия, посвященные психологическим проблемам безопасности.

    Внеклассные и внеурочные мероприятия, включающие отдельные психологические проблемы безопасности.

    Занятия, мероприятия по психологическим проблемам безопасности с участием родителей.

    Педагогический всеобуч родителей по психологическим аспектам безопасности.

    Учебный процесс.

    Классные часы, внеклассная работа.

    Совместные мероприятия учителей, школьников и родителей.

    Методические объединения учителей ОБЖ, валеологии, педагогов-психологов, классных руководителей.

    Рис. 1 Педагогический процесс как фактор психологической подготовки школьников к обеспечению безопасности

    В приведенной выше модели (рис. 1) раскрыты связи учебного процесса, внеклассной и внеурочной работы по психологическим аспектам безопасности, совместной работы родителей, школьников и учителей по психологическим аспектам безопасности. На основе анализа передового педагогического опыта нами выявлены специфические функции психологической подготовки школьников к обеспечению безопасности: подготовка школьников к безопасному изучению психологических аспектов человека и общества; подготовка школьников к безопасному взаимодействию с различными проявлениями психологической культуры и контркультуры (религия, реклама, искусство, псевдоискусство и т.д.); подготовка школьников к использованию психологической культуры для обеспечения безопасности; профилактика, нейтрализация деструктивного влияния элементов психологической подготовки школьников за пределами педагогического процесса.

    Опираясь на теоретические положения педагогики и психологии, основываясь на анализе передового педагогического опыта, раскроем существенные свойства изучаемого явления. В процессе совместной деятельности учителей и школьников над психологическими аспектами безопасности реализуются следующие компоненты воспитания психологической культуры безопасности: цели, содержание, средства, критерии диагностики. При этом деятельность воспитателей заключается в проведении уроков, внеклассной и внеурочной работы, совместной работы с родителями по психологическим аспектам безопасности. Деятельность школьников осуществляется в ходе учебного процесса, внеклассной и внеурочной работы, совместной работы с родителями. Процесс воспитания психологической культуры безопасности школьников включает в себя следующие компоненты: диагностика уровня сформированности психологической культуры безопасности школьников; планирование совместной работы учителей и школьников по овладению психологической культурой безопасности; стимулирование школьников к присвоению психологической культуры безопасности; организация совместной работы учителей и школьников по овладению психологической культурой безопасности; коррекция совместной работы учителей и школьников по овладению психологической культурой безопасности. Эти компоненты реализуются как этапы или как функции воспитания психологической культуры безопасности в педагогическом процессе. Обобщая и систематизируя сказанное выше, представим структуру воспитания психологической культуры безопасности школьников в педагогическом процессе в рисунке 2.

    Совместная деятельность учителей, школьников и родителей по овладению психологической культурой безопасности.

    Деятельность учителей при проведении уроков, внеклассной и внеурочной работы, совместной работы с родителями над психологическими аспектами безопасности

    Деятельность школьников в ходе учебного процесса, внеклассной и внеурочной работы, совместной работы с родителями над психологическими аспектами безопасности.

    Цели воспитания психологической культуры безопасности школьников.

    Средства воспитания психологической культуры безопасности школьников.

    Критерии диагностики воспитания психологической культуры безопасности школьников.

    Диагностика сформированности психологической культуры безопасности школьников.

    Планирование совместной деятельности учителей, родителей и школьников по овладению психологической культурой безопасности.

    Стимулирование школьников и родителей к присвоению психологической культуры безопасности.

    Организация совместной деятельности учителей, родителей и школьников по овладению психологической культурой безопасности.

    Коррекция совместной деятельности учителей, родителей и школьников по овладению психологической культурой безопасности.

    Рис. 2 Структура воспитания психологической культуры безопасности школьников в педагогическом процессе

    Структура воспитания психологической культуры безопасности школьников в педагогическом процессе, изложенная выше (рис. 2), отражает основные, наиболее общие свойства изучаемого явления. На этой основе сформулируем выводы о конкретном содержании структурных компонентов изучаемого явления. Прежде всего, изложим результаты проведенного нами исследования целей, содержания, средств, критериев диагностики воспитания психологической культуры безопасности в педагогическом процессе.

    Наиболее обобщенные свойства изучаемых нами явлений (воспитания психологической культуры безопасности, психологической подготовки к обеспечению безопасности) раскрыты психологами М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и В.А. Пономаренко , которые сформировали принципы и пути формирования в ходе обучения готовности к действиям в особо сложных условиях.

    М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и В.А. Пономаренко считают, что вычленяемая для самостоятельного изучения часть будущей деятельности должна состоять из действий, по своей психологической структуре одинаковых с действиями, совершаемыми в реальной обстановке. В учебной деятельности прежде всего необходимо создать систему действий для тренировки внимания, восприятия, памяти и мышления, а также определить действия, необходимые для решения сложных задач.

    Авторы отмечают, что учебная деятельность должна опираться на физическое и психологическое моделирование реальных условий деятельности. Избранная модель должна психологически соответствовать той, с которой человек будет действовать в реальной обстановке.

    По мнению авторов, задачей учебной деятельности является формирование не только автоматизированных действий, но и тех психофизиологических механизмов, которые способствуют активации свойств психики, осуществляющих адаптацию организма к любой вариантности условий деятельности.

    В процессе учебной деятельности необходимо учитывать взаимоотношения: человек - орудие труда процесс труда - окружающая среда - продукт труда. Чтобы достичь должного эффекта от обучения, эти взаимоотношения должны соответствовать принципу подобия. Важно учитывать психологические требования подобия применительно к экстремальным условиям.

    По мнению авторов, учебная деятельность должна включать задачи, развивающие такие функции психики, как познавательная, регулятивная, коммуникативная. Предполагается, что подготовка к действиям в напряженной ситуации будет обеспечивать выработку соответствующих качеств восприятия, внимания, памяти, мышления, способов принятия решения и т. д. .

    Признавая, что приведенные выше выводы М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и В.А. Пономаренко раскрывают некоторые свойства процесса формирования готовности к действиям в особо сложных условиях, отметим, что авторы в основном пишут о том, что должно быть (что более характерно не для научного, а для методического подхода), в меньшей степени раскрывая существенные свойства изучаемого нами явления.

    На основе выделения главного из проведённого нами анализа содержания структурных компонентов изучаемого явления представим графически модель воспитания психологической культуры безопасности школьников в педагогическом процессе (рис. 3).

    • - формирование мотивационной готовности к обеспечению безопасности;
    • - формирование системы психологических знаний о процессе обеспечения безопасности;
    • - формирование психологических умений и навыков обеспечения безопасности;
    • - формирование готовности к творческому решению психологических проблем обеспечения безопасности;
    • - формирование волевой готовности к обеспечению безопасности;
    • - формирование опыта осуществления самоконтроля в процессе обеспечения безопасности.
    • - информация о психологических вредных и опасных факторах, о факторах безопасности, о психологическом опыте обеспечения безопасности, о психологических качествах личности, влияющих на безопасность человека и общества, представленную в содержании педагогического процесса;
    • - информация о мировоззренческих, волевых, интеллектуальных, коммуникативных, информационных аспектах обеспечения безопасности, содержащаяся в педагогическом процессе;
    • - психологические понятия, раскрывающие различные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности («виктимность», «деструктивность», «ступор» и т.д.);
    • - психологические знания, умения, навыки, взгляды и убеждения по обеспечению безопасности, формируемые в педагогическом процессе.

    Средства:

    • - задачи на использование в деятельности информации о психологических факторах риска;
    • - задачи, требующие использования в деятельности информации о психологических факторах безопасности;
    • - задачи, предполагающие использование в деятельности информации о психологическом опыте обеспечения безопасности;
    • - задачи, требующие использования в деятельности информации о психологических качествах личности, влияющих на безопасность человека и общества.

    Критерии диагностики:

    • - психологическая готовность к деятельности по обеспечению безопасности в условиях наличия факторов отрицательно действующих на человека в опасной ситуации;
    • - психологическая готовность к обеспечению безопасности при взаимодействии с различными факторами риска;
    • - психологическая готовность к обеспечению безопасности в различных видах ситуаций, возникающих в процессе обеспечения безопасности;
    • - психологическая готовность к обеспечению безопасности в различных видах деятельности;
    • - сформированность компонентов безопасной деятельности;
    • - готовность к самосовершенствованию психологической культуры безопасности в конкретных условиях деятельности.

    Рис. 3 Модель воспитания психологической культуры безопасности школьников в педагогическом процессе

    Представленная на рисунке 3 модель включает основные компоненты процесса воспитания психологической культуры безопасности (цели, содержание, средства, критерии диагностики). Из анализа модели следует вывод, что системные свойства (функции воспитания) определяются составом целей, содержания, средств воспитания, критериев диагностики психологической культуры безопасности. Данные компоненты воспитания объединены в деятельности субъектов педагогического процесса и их реализация в педагогической практике составляет содержание процесса воспитания.

    На основе анализа педагогической теории и практики нами выявлены системообразующие факторы воспитания психологической культуры безопасности в педагогическом процессе:

    • · программы психологической подготовки школьников, предполагающие изучение проблем безопасности;
    • · программы обучения основам обеспечения безопасности (включающие в качестве одного из аспектов - психологический аспект безопасности);
    • · личность педагога, на высоком уровне владеющего психологической культурой безопасности;
    • · деструктивные тенденции, психологические факторы риска в обществе, наличие которых стимулирует педагогических работников к организации деятельности школьников по осмыслению данных деструктивных тенденций, к подготовке школьников к психологической защите от факторов риска.

    Подводя итоги, отметим, что рассмотрение педагогического процесса как фактора психологической подготовки школьников к обеспечению безопасности; исследование характера взаимосвязи воспитания психологической культуры безопасности школьников с психологической подготовкой к обеспечению безопасности; раскрытие структуры воспитания психологической культуры безопасности; исследование содержания воспитания психологической культуры безопасности; создание модели воспитания психологической культуры безопасности школьников; выявление системообразующих факторов и системных свойств воспитания психологической культуры безопасности позволили нам проникнуть в сущность и структуру изучаемого явления, расширить теоретические знания о данном процессе.

    Библиографический список

    • 1. Богуцкая Т.В. О некоторых вопросах системы социального воспитания детей и молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1. С. 126-129.
    • 2. Жарикова Л.И. Ценностное отношение к непрерывному образованию как фактор безопасности жизнедеятельности молодежи // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология: материалы международной научно-практической конференции, 5-9 июля2012 г. / под. ред. С.Д. Каракозова, П.Г. Воронцова. Барнаул: АлтГПА, 2012. С. 88-90.
    • 3. Каширский Д.В. Субъективные ценности современной молодежи [Текст]: монография / Д.В. Каширский. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2012. 224 с.
    • 4. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.
    • 5. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
    • 6. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. Екатеринбург, Деловая книга, 1996. 344 с.
    • 7. Караковский В. Система воспитательной работы с ученическим коллективом средней школы / В. Караковский // Вопросы воспитания: Системный подход / Под ред. Л.И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981. С. 91-135.
    • 8. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. СПб.: Питер, 2000. 304 с.
    • 9. Горина Л.Н. Многоуровневая педагогическая система формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека на основе изо- и гомоморфизма: автореф. дис. докт. пед. наук / Л.Н. Горина. Тольятти, 2002. 40 с.
    • 10. Колмогорова Л.С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся: автореф. дис. докт. псих. наук / Л.С. Колмогорова. Барнаул, 2002. 489 с.
    • 11. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2001. 640 с.
    • 12. ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
    • 13. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психол. аспект /М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко. Минск, Изд-во «Университетское», 1985. 206 с.

    FORMATION OF PSYCHOLOGICAL CULTURE AT PUPILS OF PRIMARY SCHOOL AGE

    Galina Vinokurova

    candidate of Sciences, Dean of faculty of Psychology and Defectology, assistant professor of Mordovian State Pedagogical institute,

    Russia, Republic of Mordovia, Saransk

    Maria Dementieva

    4 th year student of faculty of Psychology and Defectology Mordovian State Pedagogical institute,

    Russia, Republic of Mordovia, Saransk

    АННОТАЦИЯ

    Статья посвящена актуальной для современной психологии проблеме – формированию психологической культуры у учащихся младшего школьного возраста. Раскрывается понятие психологической культуры, ее структурные компоненты. Предложена технология формирования психологической культуры у детей младшего школьного возраста посредством целенаправленно организованной работы по развитию основных структурных компонентов данного личностного образования. Представлены результаты апробированной программы по формированию психологической культуры у учащихся младшего школьного возраста.

    ABSTRACT

    The article is devoted topical the problem for modern psychology – the formation of psychological culture at pupils of primary school age. Reveals the notion psychological culture, her structural components. Offered the technology of formation of psychological culture among children of primary school age by means of purposefully organized work on the development of the main structural components of the personal education. Presented the results of a proven program on forming of psychological culture among pupils of primary school age.

    Ключевые слова: психологическая культура; структура психологической культуры; технология формирования психологической культуры; младший школьный возраст.

    Keywords: psychological culture; the structure of psychological culture; technology of formation of psychological culture; primary school age.

    Поступательное развитие общества невозможно без воспитания нового поколения людей, в полной мере вобравших в себя все достижения материальной и духовной культуры. Важнейшим направлением этого процесса является формирование у подрастающего поколения психологической культуры .

    В самом общем виде психологическую культуру можно определить как систему психических процессов и свойств человека, благодаря которым осуществляется понимание себя и других людей как субъектов и личностей, эффективное воздействие на других людей и на самого себя, адекватное отношение к людям (включая и самого себя) как к личностям . В соответствии с этим, основными структурными компонентами данной культуры являются: интеллектуальный (когнитивный), регулятивно-практический (поведенческий) и ценностно-смысловой (духовно-нравственный) .

    Проблема психологической культуры на современном этапе развития общества активно решается как на теоретическом, так и на практическом уровне. Однако, несмотря на многочисленные исследования, проделанные учеными (С.В. Борисовой, Е.В. Дементьевой, Л.С. Колмогоровой, К.М. Романовым, О.Н. Романовой и др.) по различным аспектам изучения психологической культуры личности, проблема ее формирования является актуальной. Особенно значимой она становится в период младшего школьного возраста, когда происходят наиболее важные изменения в познавательной и личностной сферах человека. Уже в начальной школе у учащихся отмечается повышенный интерес как к изучению собственного внутреннего мира, собственных особенностей и возможностей межличностных отношений, так и духовной составляющей их жизни в целом . Именно поэтому важно уже с данного момента формировать психологическую культуру как целостное личностное образование.

    Для формирования психологической культуры и ее повышения в последние десятилетия в школьную практику начали внедрять самостоятельные учебные курсы психологии для начальной и основной школы (И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин, М.В. Попова, Г. Бардиер, И.М. Никольская и др.), а также интегрированные курсы, включающие психологический аспект: «Человекознание» (Л.С. Колмогорова и др.); «Человековедение» (Л.И. Маленкова и др.), «Валеология» (В.В. Колбанов и др.). Технологии формирования психологической культуры также представлены в работах С.В. Борисовой, Е.В. Дементьевой, К.М. Романова, О.Н. Романовой и др. Однако, следует отметить, что в настоящее время в системе психологического образования не существует комплексных методов, методик, приемов, ориентированных на формирование психологической культуры как целостного личностного образования. Чаще всего методики направлены на формирование лишь отдельных ее компонентов. В связи с существующей проблемой нами предпринята попытка разработки и апробации комплексной программы, направленной на формирование психологической культуры у учащихся младшего школьного возраста.

    С целью изучения уровня сформированности компонентов психологической культуры у младших школьников на этапе констатирующего эксперимента мы провели соответствующую диагностику, в которой приняли участие двадцать два ученика четвертого класса МОУ «Гимназия № 23» г. о. Саранск. В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики: опросник «Психологическая грамотность» (Л.С. Колмогорова) , анкета «Как я веду себя?» (Л.С. Колмогорова) , методика «Неоконченные предложения» (в модификации Л.С. Колмогоровой) , методика «Диагностика уровня развития рефлексивности» (А.В. Карпов) , методика «Определение самооценки» (Дембо–Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан) . Полученные данные представлены ниже:

    1. Большинство младших школьников обладают низким уровнем сформированности психологической грамотности и психологической компетентности (54,5 %), средний уровень наблюдается у 36,4 %, высокий – у 9,1 % испытуемых.
    2. Положительный характер отношений по отношению к окружающим и себе наблюдается у 9,1 % младших школьников, отрицательный – у 36,4 % испытуемых. Большинство детей (54,5 %) имеют нейтральный характер отношений.
    3. У большинства детей младшего школьного возраста выявлен средний уровень развития рефлексивности (54,5 %), высокий уровень обнаружен у 9,1 % испытуемых, а низкий – у 36,4 %.
    4. Большинство младших школьников имеют завышенный уровень самооценки (54,5 %), адекватный уровень самооценки выявлен у 36,4 % детей, низкий – у 9,1 %.

    Анализируя представленные выше данные, можно говорить о том, что большинство учащихся младшего школьного возраста не обладают определенными психологическими знаниями, осведомленностью в сфере психической деятельности человека, следовательно – не умеют их применять в ходе межличностного взаимодействия и общения с окружающими. У детей в большинстве случаев наблюдается нейтральный характер отношений, средний уровень рефлексивности как осознания особенностей своей личности и завышенный уровень самооценки, который характерен для данного этапа развития.

    Для организации эффективной работы мы в произвольном порядке поделили группу на две равные подгруппы (по 11 человек) и осуществляли с одной из них (группой № 1 – экспериментальной) формирующую работу по разработанной ранее программе, предварительно определив, существуют ли между данными подгруппами статистически значимые различия в показателях сформированности компонентов психологической культуры. Математическая обработка данных, осуществляемая с помощью применения U-критерия Манна-Уитни и критерия φ٭ – угловое преобразование Фишера показала, что различия минимальны и статистически незначимы.

    Хотелось бы немного описать нашу программу. Данная программа ориентирована на развитие психологической культуры у учащихся младшего школьного возраста (10–11 лет) и состоит из диагностического, установочного, развивающего этапов, а также блока эффективности развивающих занятий. Включает различные психологические технологии (диагностические, развивающие, просветительские), которые построены в определенной последовательности и представлены развивающими упражнениями, ролевыми играми, анализом и моделированием разнообразных ситуаций, приемами арттерапевтической работы и др. Опирается на следующие методологические принципы формирования психологической культуры: принцип активности, принцип целостности, принцип опоры на индивидуальный житейский психологический опыт, принцип опоры на элементарные единицы и генетически ранние формы существования психологической культуры, принцип учета возрастных и индивидуальных психологических особенностей .

    На этапе контрольного эксперимента была проведена повторная диагностика уровня сформированности компонентов психологической культуры посредством диагностического инструментария, используемого на диагностическом этапе реализации исследования. Общие данные по экспериментальной и контрольной группам представлены в таблицах 1–5.

    Таблица 1.

    Результаты изучения психологической грамотности испытуемых экспериментальной и контрольной групп после формирующего эксперимента

    Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что уровень сформированности психологической грамотности у испытуемых группы № 1 после формирующего эксперимента стал значительно выше, чем у испытуемых группы № 2 (контрольная группа) на p≤0,01. Это обстоятельство позволяет нам сделать следующий вывод: младшие школьники экспериментальной группы обладают определенными психологическими знаниями, большей осведомленностью в области окружающей действительности, психической деятельности и особенностях человека, нежели ребята контрольной группы.

    Таблица 2.

    Результаты изучения компетентности в поведении и общении испытуемых экспериментальной и контрольной групп после формирующего эксперимента

    Показатель

    Группа № 1

    Группа № 2

    Уровень сформированности компетентности в поведении и общении

    Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что уровень сформированности компетентности в поведении и общении у испытуемых группы № 1 после формирующего эксперимента стал значительно выше, чем у испытуемых группы № 2 (контрольная группа) на p≤0,01. Это обстоятельство позволяет нам сделать следующий вывод: младшие школьники экспериментальной группы способны лучше контролировать свои поступки и высказывания, находить способы гармоничного взаимоотношения и общения с окружающими их людьми.

    Таблица 3.

    Результаты изучения особенностей характера отношений испытуемых экспериментальной и контрольной групп после формирующего эксперимента

    Уровень значимости: * – р≤0,05 (1,64); ** – р≤ 0,01 (2,31)

    Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что в целом у испытуемых группы № 1 преобладающим является положительное отношение (45,4 %), а у испытуемых группы № 2 – нейтральное отношение (54,5 %). Значимое различие между показателями испытуемых данных групп было получено по положительной сфере отношений на p≤0,05. Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство младших школьников экспериментальной группы имеют положительный характер самоотношения и отношения к окружающим, нежели их одноклассники.

    Таблица 4.

    Результаты изучения уровня развития рефлексивности испытуемых экспериментальной и контрольной групп после формирующего эксперимента

    Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что уровень рефлексивности у испытуемых группы № 1 после формирующего эксперимента стал значительно выше, нежели у испытуемых группы № 2 (контрольная группа) на p≤0,05. Это говорит о том, что младшие школьники экспериментальной группы постепенно начали обращать внимание на самих себя, анализировать свои поступки, речь, продукты собственной активности и др.

    Таблица 5.

    Результаты изучения уровня самооценки испытуемых экспериментальной и контрольной групп после формирующего эксперимента

    Показатель

    Группа № 1

    Группа № 2

    Уровень самооценки

    Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что уровень самооценки у испытуемых группы № 1 после формирующего эксперимента стал значительно выше, нежели у испытуемых группы № 2 (контрольная группа) на p≤0,05.

    В соответствии с вышеизложенными результатами можно сделать вывод о том, что апробированная программа является достаточно эффективной, может быть использована школьными психологами при работе с младшими школьниками. Целенаправленная работа по формированию психологической культуры способствует развитию основных ее структурных компонентов у младших школьников.

    Список литературы:

    1. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. – 2003. – № 5. – С. 13–23.
    2. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: практическое пособие для школьных психологов. – М.: Владос-Пресс, 2002. – 360 с.
    3. Романов К.М. Психологическая культура: учеб. пособие. – М.: Когито–Центр, 2015. – 314 с.
    4. Романова О.Н. Формирование психологической культуры младших школьников: дис. … канд. психол. наук. – Казань, 2003. – 203 с.
    5. Шукшина Л.В. Влияние уроков психологии на формирование психологической культуры // Психологическая культура человека: теория и практика: материалы Всерос. научно-практической конф. с международным участием (Саранск, 27–28 февраля 2012 г.). – Саранск, 2012. – С. 100–104.
    6. Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2007. – 234 с.