Современная философия (позитивизм, неопозитивизм, экзистенциализм, фрейдизм, прагматизм). §3. Методологические принципы педагогических исследований

Книга: Конспект лекций Педагогика

4. Философские основы педагогики.

Мы уже знаем, что методологической основой педагогики является философия. Сегодня одновременно сосуществуют различные философские направления, выступающие в качестве методологии педагогики: экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, неопрагматизм, бихевиоризм, диалектический материализм и другие.

Философия - это наука об общих законах развития природы, общества и мышления, общая методология научного познания.

Экзистенциализм (от лат. existencia - существование). Основное понятие экзистенциализма - существование - индивидуальное бытие человека, углубленной в свое "я". Внешний мир является таким, каким его воспринимает внутреннее "я" каждого. Объективные знания и объективные истины отсутствуют. Экзистенциализм признает личность высшей ценностью мира. Главные положения: каждая личность-неповторимая, уникальная, особенная. Каждый человек является носителем своей нравственности; общество пытается унифицировать личность и этим наносит огромный вред ее моральной самостоятельности. Теория воспитания не знает объективных закономерностей, их нет; у каждого человека свое субъективное видение мира, и она сама творит свой мир таким, каким хочет его видеть.

Центром воспитательного воздействия представители современной екзистенціалістичної педагогики Дж.Кнеллер, Г.Гоулд, Е.Брейзах (США), У.Баррей (Великобритания), Г.марсель (Франция), А.Ф. Больнов (ФРГ), Т.Моріта (Япония) и др. считают подсознание: настроения, чувства, импульсы, интуицию человека. Сознание, интеллект, логика, на их взгляд, имеют второстепенное значение. Нужно подводить личность к самовыражению, природной индивидуальности, чувство свободы. Учитель должен предоставить право каждому идти своим путем, меньше давать наставлений, больше проявлять дружеское участие и т.д.

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Поскольку смысл вещей и явлений определяет сам ученик, учитель должен предоставить ему полную свободу для их усвоения. При этом главную роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм является философской основой индивидуализации обучения.

Неотомизм - религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского (1225-1274). Выдающиеся представители современного неотомизма - Ж.Марітен (Франция), У.Каннінгам, У.Макгакен (США), М.Казотті, М.Стефаніні (Италия) и др.

Основные положения педагогики неотомизма определяются «двойной природой» человека: человек является единством материи и духа, поэтому она одновременно и индивид, и личность, как индивид, человек - материальная, телесная существо, которое подчиняется всем законам природы и общества; как личность, она обладает бессмертной душой, поднимается над всем земным и подчиняется только Богу; наука бессильна определить цели воспитания, это может сделать только религия, которая знает настоящую ответ о сути человека, его жизни; главное - душа, поэтому воспитание должно строиться на приоритете духовного начала.

Неотомизм признает греховную слабость человека и выдвигает задачу помочь ей и стать нравственно лучше. Главным предметом внимания является развитие совести человека, который предостерегает его от зла, указывает на моральную сторону осуществленного поступка, трактует последний как грех. Неотомісти выступают за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и др., а также смирения, терпения, непротивления Богу, который испытывает всех по-разному: одних богатством, других бедностью, и против этого невозможно бороться.

Неотомісти доказывают стержневую роль религии в воспитании молодежи. Они резко критикуют падение моральных устоев, указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, приводящие к деструкции общества. Система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть лишена излишней рациональности и направлена на развитие "досвідомого" стремления приблизиться к Богу.

Неотомістська стратегия сегодня доминирует в воспитании в Австрии, Голландии, Бельгии, Швеции, Испании и других странах.

Неопозитивизм - философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, порожденных научно-технической революцией. Современный педагогический неопозитивизм называют «новым гуманизмом». Самыми выдающимися его представителями являются П.Херс, Дж.Вільсон, Р.С. Питер, Л.Кольберг и др.

Основные положения педагогики неопозитивизма: воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в «рациональном мышлении», а не идеологии. Полная гуманизация системы воспитания, ибо именно она является главным средством утверждения справедливости как высшего принципа отношений между людьми во всех сферах общественной жизни. Необходимо прекратить манипуляцию поведением личности, создать условия для ее свободного самовыражения. Это поможет человеку осуществить осмысленный выбор в конкретной ситуации и тем самым предупредить формирование унифицированных форм поведения. Основное внимание необходимо уделить развитию интеллекта, формированию человека, который мыслит рационально.

Влияние рациональности идей педагогики неопозитивизма ощутимый в перестройке воспитательных систем многих стран, в том числе и нашей.

Прагматизм (от греч. «прагма» - дело, дело) - философское направление, возникшее на рубеже ХІХ-ХХ вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму.

Основатели прагматической философии Ч.Пірс (1839-1914) и У.Джеме (1842-1910) заявили о создании новой философии, что стоит вне идеализмом и материализмом. Идеи ранних прагматистів развил американский философ и педагог Дж. Дьюи (1859-1952). Он свел их в систему, которую назвал інструменталізмом. Основные положения этой системы: школа не должна быть оторвана от жизни, обучение - от воспитания; обучение и воспитание должны осуществляться не в теоретико-абстрактных формах, а путем выполнения конкретных практических дел; в учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на активность учащихся, всесторонне ее развивать и стимулировать. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы как мотивы учения ребенка и прочее.

Главные понятия в прагматизме "опыт", "дело". Познания действительности они отождествляют с индивидуальным опытом человека, игнорируют объективное научное знание. Каждое знание, утверждают они, является действительным, если оно получено в процессе практической деятельности человека и является полезным для неї.Опираючись на базовое понятие прагматизма "опыт", Дж. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса.

В 60-е годы прикладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями Дж. Дьюи привела к снижению качества обучения и воспитания. В условиях научно-технической революции возникла потребность в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это обусловило пересмотр и модернизацию классического прагматизма, который появился в 70-х годах под флагом неопрагматизму. Методологические установки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, согласованные с новыми тенденциями понимание воспитания как процесса социализации личности.

Главная суть неопрагматичної концепции воспитания - самоутверждение личности. ее сторонники (А.Маслоу, А.Комбс, Е.Келлі, К.Роджерс и др.) усиливают личностную направленность воспитания. "Источники роста и гуманности личности, - пишет Маслоу, - находятся только в самой личности, они отнюдь не созданы обществом. Последнее может лишь помочь или помешать росту гуманности человека подобно тому, как садовник может помочь или помешать росту куста роз, но он не может спрогнозува-ты, чтобы вместо куста роз вырос дуб". Люди, окружающие личность, с их мыслями, общественными нормами и принципами не могут быть засадовими для выбора, потому что их функция заключается в контроле, критике поведения человека. Они могут только мешать его самовыражению, роста. Образование, по их мнению, сводится к процессу "самовыражения" инстинктов и наклонностей, заложенных в ребенке самой природой.

Несмотря на критику многих положений, неопрагматизм остается ведущим направлением американской педагогики и все больше распространяется в других странах запада.

Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, которое базируется на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение.

У истоков классического бихевиоризма находился известный американский философ и психолог Дж.Уотсон. Он обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), подал эту связь в виде формулы S -> R. Необіхевіористи Б.Ф. Скиннер, К.Халл, Е. Толмен, С. Прессы и др. дополнили это положение, в результате чего формула приобрела вид «стимул - реакция - подкрепление».

Главная идея необіхевіоризму отношении воспитания заключается в том, что человеческое поведение является управляемым процессом. Она обусловлена применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того, чтобы вызвать определенное поведение, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить. При этом не имеют значение желания, мотивы, характер, способности человека; значение имеют только действия - ответные реакции на применяемые стимулы. Скорость достижения нужного поведения регулируется факторами положительного или отрицательного подкрепления, обеспечивается повторением действий.

Критерий нравственности связан с системой подкрепления, с одобрением или неодобрением поступков человека. Моральные качества (храбрость или трусость, преступность или благотворительность) также полностью определяются обстоятельствами, стимулами подкрепление. Соответственно и моральное совершенствование, по их мнению, заключается в умении наилучшим образом приспособиться к окружающей среде.

В современном обществе, считают сторонники необіхевіоризму, процесс воспитания должен быть направлен на то, чтобы в стенах учебных заведений создавалась атмосфера напряженной умственной деятельности, которая могла бы управляться с помощью рациональных алгоритмов с широким использованием электронно-вычислительной техники. Необходимо всячески стимулировать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе за высокие результаты, воспитывать качества "индустриальной" человека - деловитость, организованность, дисциплинированность, заповзятість.Діалектичний материализм - философское учение о наи-более общие законы движения и развития природы, общества и мышления. Он зародился в 40-х годах XIX века, широкое распространение получил в XX веке, особенно в странах социализма. Самыми известными его представителями были К.Маркс и Ф.энгельс, которые распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику.

Основные положения диалектического материализма: материя первична, а сознание вторичная; сознание возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма (гр. monos - один); явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принцип детерминизма); все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принцип развития).

Важное место в философии диалектического материализма занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицаний.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность является объектом и субъектом общественных отношений. ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание. Воспитание является сложным социальным процессом, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности.

Философский уровень методологии педагогики является сегодня одной из самых актуальных ее проблем.

Философия - это любовь к мудрости. Мудрость помогает найти путь к истине.

1. Конспект лекций Педагогика
2. 2. Объект, предмет и функции педагогики.
3. 3. Связь педагогики с другими науками и ее структура
4. 4. Философские основы педагогики.
5. 5. Суть новой методологии педагогики.
6. 6. Аксиологический подход к изучению педагогических явлений.
7. 7. Педагогические ценности.
8. 8. Обще - и конкретно-научная методология педагогики.
9. 9. Методы педагогических исследований.
10. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. 1. Личность и условия ее развития
11. 2. Наследственность в человеческом развитии.
12. 3. Социализация и становление личности.
13. 4. Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности.
14. Тема 3. Цель воспитания. Тема 3. Цель воспитания. 1. Понятие о цели воспитания.
15. 2. Условия и факторы определения целей воспитания.
16. 3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности.
17. 4. Цель воспитания в современной педагогике.
18. 5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания.
19. 6. Основные тенденции развития образования.
20. Тема 4. Педагогический процесс. Тема 4. Педагогический процесс. 1. Суть педагогического процесса.
21. 2. Движущие силы педагогического процесса.
22. 3. Педагогический процесс как система.
23. 4. Целостность педагогического процесса.
24. 5. Закономерности педагогического процесса.
25. 6. Организация педагогического процесса.
26. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. 1. Суть педагогической деятельности, основные виды, специфика.
27. 2. Структура педагогической деятельности учителя.
28. 3. Педагог демократической школы.
29. 3.1. Гуманистическая направленность личности учителя.
30. 3.2. Педагогическая и гуманитарная культура.
31. 3.3. Профессионально значимые качества.
32. 3.4. Профессиональная компетентность.
33. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Тема 6. Дидактика: сущность, дидактические концепции, современные подходы.
34. 1. Понятие о дидактику.
35. 2. Основные дидактические концепции.
36. 3. Обучение и развитие в гуманистической дидактике.
37. Тема 7. Процесс обучения. Тема 7. Процесс обучения. 1. Суть процесса обучения.
38. 2. Процесс обучения как система.
39. 3. Цели процесса обучения (целевой компонент).
40. 4. Стимулирование процесса обучения (стимуляційно-мотивационный компонент).
41. 5. Содержание учебного процесса (содержательный компонент).
42. 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (операционно-деятельностный компонент).
43. 7. Контроль и регулирование учебно-познавательной деятельности (контрольно-регулировочный компонент).
44. 8. Оценка и самооценка результатов учебного процесса (оценочно-результативный компонент).
45. 9. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения.
46. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. 1. История проблемы.
47. 2. Классификация закономерностей обучения.
48. 3. Понятие о принцип, правило.
49. 4. Система дидактических принципов.
50. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. 1. Понятие о содержании общего среднего образования.
51. 2. Факторы, обусловливающие формирование содержания образования.
52. 3. Теории организации содержания образования.
53. 4. Научные требования к формированию содержания образования.
54. 5. Реализация содержания образования в современной школе.
55. Тема 10. Формы обучения. Тема 10. Формы обучения. 1. Понятие о формах обучения
56. 2. Из истории форм организации обучения.
57. 3. Индивидуализация и дифференциация обучения.
58. 4. Урок - основная форма организации обучения.
59. 5. Типы и структура уроков.
60. 6. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.
61. 7. Нестандартные уроки.
62. 8. Вспомогательные формы обучения.
63. 10. Самоанализ урока.
64. Тема 11. Методы обучения. Тема 11. Методы обучения. 1. Понятие о методах обучения.
65. 2. Классификация методов обучения.
66. 3. Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности.
67. 4. Методы стимулирования и мотивации умения.
68. 5. Методы контроля и самоконтроля в обучении.
69. 6. Бинарные методы обучения.
70. 7. Ситуационный метод.
71. 8. Выбор методов обучения.
72. Тема 12. Средства обучения. Тема 12. Средства обучения. 1. Понятие о средствах обучения.
73. 2. Простые средства.
74. 3. Сложные средства.
75. Тема 13. Диагностика обучения. Тема 13. Диагностика обучения. 1. Диагностика результатов обучения
76. 2. Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся.
77. 3. Тестирование уровня усвоения содержания образования.
78. 4. Оценивания результатов обучения.
79. Тема 14. Процесс воспитания. Тема 14. Процесс воспитания. 1. Суть процесса воспитания
80. 2. Процесс воспитания как система.
81. 3. Особенности воспитательного процесса.
82. 4. Цель и задачи гуманистического воспитания.
83. 5. Механизмы становления личности.
84. 6. Школы гуманистического воспитания.
85. 7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания.
86. 8. Самовоспитания учащихся.
87. Тема 15. Содержание процесса воспитания. Тема 15. Содержание процесса воспитания. 1. Понятие о содержании воспитания.
88. 2. Особенности содержания воспитания в современной школе.
89. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3.1. Воспитание гражданской культуры.
90.

Основными течениями новейшей философии являются прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм.

Прагматизм . Он возник в конце XIX в. как реакция на фи­лософию англо-американского неогегельянства. Его создателем и теоретиком является выдающийся логик и философ Чарльз Пирс (1839-1914), а самыми известными систематизаторами его идей - У. Джеймс (1842-1914) и Дж. Дьюи (1859-1952).

Термин «прагматизм» был введен Пирсом и означает «фи­лософию действия». Исследуя соотношение знания, веры и дей­ствия, философы этого течения полагали, что уровень познания и теоретической разработки проблем, которые выдвигает жизнь, не является вполне достаточным. Поэтому человек постоянно нахо­дится в «проблемной ситуации» поиска эффективных решений. Прагматики ввели понятие прагматической веры как подлинного основания действия и несколько методов. Это «метод упорства» в достижении цели, «метод авторитета», требующий согласовать личные цели с «общим мнением», «априорный метод», по кото­рому необходимо действовать согласно установкам общей разум­ности интеллекта, и «научный метод», утверждающий возмож­ность объективного познания. Цель познания Пирс сформулиро­вал в «Прагматической максиме»: «Мы, постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно могли бы иметь практическое значение; наше представление об этих свойствах, и образует в целом понятие данного предмета».

Позитивизм. В конце XIX в. позитивизм Конта, Милля и Спенсера вступил в полосу кризиса, потому что их философские построения не находили логического обоснования и не были достаточно конструктивны. В результате возник «второй» позити­визм Маха-Авенариуса, получивший название эмпириокрити­цизма, или философии критического опытного знания. При этом опыт понимался только как чувственный опыт определенного человека, а не как общественно-историческая практика человечества. Они считали, что имеется ряд физических событий, а им соответствует ряд психического восприятия. Самопознание - это экономное приспособление мысли к фактам. Субъект и объект в познании связаны через принципиальную координацию.

К 20-м годам XXв. возникает «третий» позитивизм - неопозитивизм. В отличие от предшественников неопозитивизм фиксирует внимание на проблеме языка, стремясь прояснить его структуру и тем самым провести границу между его идеалом и таким употреблением, которое чревато метафизикой. Неопозитивисты обратили внимание на недостатки обыденной речи, в которой правильная лингвистическая форма предложения может затемнять его логическую структуру. В 1905 г. Б. Рассел (1872-1970) опубликовал статью «Об обозначении», где сформулировал идею создания идеального языка путем исключения из состава предложений науки таких, которые не могут быть отнесены ни к ложным, ни к истинным, поскольку лишены смысла. В основе языка науки находятся «атомарные высказывания», которые фиксируют единичные факты. Задача же философии - дать логический анализ таких предложений.

Участники Венского кружка делят все высказывания на: логико-математические (аналитические), эмпирические (синтетические) и метафизические (научно не осмысленные). Первые, - отвечающие правилам логики и математики, и вторые, - фиксирующие непосредственный чувственный опыт, неопозитивисты признавали научно значимыми, а последние - метафизическими и бессмысленными. Для того чтобы снять это противоречие, неопозитивисты выдвинули принцип верификации, который гласит: теория выполнима, имеет смысл, если ее положения переводятся как язык наблюдения, опыта. Критерий истинности - в согласовании суждений с «фактами» (теория корреспонденции).

Дальнейшее развитие этой концепции связано с «философией лингвистического анализа». Ее автор, австрийский философ Витгенштейн (1889-1951), в «Логико-философском трактате» 1918) выдвинул целостную концепцию языка. В структуре языка он различал аналитические и синтетические предложения. Аналитические предложения - это те, в которых предикат вытекает из субъекта. Это тавтологии типа «2x2=4», «Сократ смертен». В синтетических предложениях предикат содержит новое знание, которое черпается из чувственного опыта. Например, «Роза крас­на». Те предложения, которые не могут быть отнесены ни к раз­ряду аналитических, ни к разряду синтетических предложений, объявляются метафизическими, лишенными смысла. Отсюда следует, что мировоззренчески важные вопросы о смысле жизни, о сущности добра и зла и т.д. оказываются «ненаучными», бес­смысленными, относящимися, по мнению Витгенштейна, к сфере «мистического».

В 60-х годах XXв. логический позитивизм практически перестал существовать и был заменен «постпозитивизмом», или «философией науки». Ее основатель, английский философ Карл Поппер (1902-1988), отказался от верификационной концепции значения и идеи индуктивного обоснования науки и выдвинул принцип фальсификации, согласно которому предложение явля­ется научным, если возможно хотя бы в принципе найти такой факт, который опровергал бы это предложение. Теорию нельзя обосновать ссылкой на опыт, поскольку последний всегда огра­ничен, но опытом ее можно фальсифицировать.

Фальсифицируемость - это демаркационный критерий науки и метафизики. Эта концепция Поппера заложила основы критического рационализ­ма - нового направления в эпистемологии, в котором на первый план выступает проблема рациональности: существует ли единый стандарт научности, рациональности и в чем состоит его обосно­вание?

Экзистенциализм - философское течение, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование.

Его цели, средства и методы принципиально не согласуют­ся с традициями академической философии. Экзистенциальная интерпретация важнейших философских проблем базируется на предельно специфической предпосылке. Эта предпосылка состоит в допущении особого - экзистенциального - способа мышления. Его содержание - это внерациональная логика антиспекулятивных понятий из области аксиологии, морали, эстетики и т.п. Его метод является субъективным, поскольку экзистенциальное мышление следует релятивным установкам индивидуального, как правило, сознания. Экзистенциализм имеет своих предшественников в лице Б. Паскаля (1623-1662) и С. Кьеркегора (1813-1855). К ним иногда относят М. Унамуно (1864-1936), Ф. Достоевского (1821-1881), ф. Ницше.

Развитие экзистенциализма связано с именами Л. Шестова и Н. Бердяева в России, М. Хайдеггера и К. Ясперса в Германии, Ж.П. Сартра и А. Камю во Франции для философского стиля мышления экзистенциализма, час­то использующего для своего выражения язык искусства, харак­терно стремление «понять» бытие как нечто непосредственное и преодолеть рационалистическую ограниченность интеллектуа­лизма.

Родоначальником немецкого экзистенциализма стал Мартин Хайдеггер (1889-1976). В основной своей работе «Бытие и время» основу человеческого существования он определяет как конечность, вневременность. Пока человеческое существование длится, есть мир, оно исчезнет, исчезнет и мир. Время же пони­мается им как переживание человеческим существованием своей ограниченности и протекает между рождением и смертью.

Человек, считает Хайдеггер, стремится к безусловному, однако реальностью стала потеря Бога. Правда, и здесь Ясперс на­талкивается на противоречие, так как если главной ценностью в человеке является его неповторимая индивидуальность, то ком­муникация, даже и подлинная, оказывается для нее опасной, на­носит вред («С кем поведешься - от того и наберешься»).

Французский философ Жан Поль Сартр (1905-1980) пред­ставляет атеистическое направление экзистенциализма. В своей работе «Экзистенциализм - это гуманизм» он прямо пишет, что экзистенциализм «есть лишь попытка извлечь все выводы из по­следовательной атеистической позиции».

Мир, по Сартру, - это «универсальное не то», полное отсут­ствие чего-либо соответствующего человеческим ожиданиям. Мир - «в себе бытие» и противостоит человеку как «для себя бы­тию». Неустранимый антагонизм между ними порождает мета­физическую тоску как самое глубокое переживание человеком своего положения в мире. Человек привносит в мир свою свобо­ду, свободно организует свой собственный значимый мир. Он должен быть свободным, чтобы действовать, иначе, им будут манипулировать. Следовательно, человек ответственен за все происходящее в мире. А потому человек должен действовать. В этом Сартр видит гуманизм экзистенциализма. Русская философия XXв. разделила судьбу русского наро­да и его культуры. Испытав несомненный взлет в начале века, она после революции 1917 г. постепенно утратила национальное своеобразие своих сущностных характеристик, превратившись в интернациональную марксистско-ленинскую философию, чем она очень гордилась. Идеалистическими направлениями русской философииXX в. культивировались не политические, а нравственные или рели­гиозные пути спасения России. Эта направленность русской фи­лософской мысли могла быть осмыслена в категориях свободы, совпадения идеала и действительности.

Как материалистические, так и идеалистические течения русской философии были далеки от схоластицизма и абстрактных схем, были философией жизни. Для них характерно преимущественное внимание к проблемам философии истории, социологии, проблеме человека, этики, т.е. тем, которые напрямую выводили на решение животрепещущих проблем современности. Русская философия утверждает нерасчлененность субъекта и объекта. Субъект познания в ней не отражает бытие, как, например, в английском эмпиризме, не тождественен бытию, как в немецком панлогизме, а выступает как факт внутри бытия. Онтологизм означает не просто примат реальности над «чистым соз­нанием», но означает включенность познавательного процесса в жизнь субъекта в мире. В результате бытие превращается в событие, или в «житие». Другими словами, русская философия осмысливает объективную реальность не как безличную, проти­востоящую реальности, а переживает ее как свою судьбу, сопрягая, таким образом, гносеологию с оценкой и моралью. Это, прав­да, не означало, что в русской философии этого периода не раз­рабатывались так называемые метафизические проблемы онтоло­гии, методологии, гносеологии.

В XXвв. в русской философии больше, чем раньше, обна­руживается тяга к синтезу знания, к обретению подлинно «цель­ного знания», объединяющего в себе философию, науку и религию.

В конце XIXв. промышленное производство развивалось настолько бурно, что порой доходило до самоотрицания, а авто­матизация производства приводила к механизации духа. В этой ситуации наиболее прозорливые и совестливые русские мыслите­ли предупреждали: «Человека забыли!» (А.П. Чехов).

Годы первой мировой войны, революции 1917 г., гражданской войны, послереволюционных преследований инакомыслящих со стороны победивших большевиков постепенно снизили потенциал этого развития, сведя его на нет, хотя о полном пре­кращении существования русской философии говорить нельзя поскольку даже после 1917 г. выходили философские журналы и книги отдельных философов-идеалистов. Однако судьба русской философии была предопределена. Начался «исход» русских философов за пределы родины. Часть из них эмигрировала самостоятельно: П.Б. Струве (1917), П.И. Новгородцев (1917), Л.И. Петражицкий (1918), П.Н. Милюков (1920), Л. Шестов (1920), В. Иванов (1924), Г.П. Федотов (1925) и др. А в 1922 г.

По инициативе В.И. Ленина была предпринята беспримерная акция по депортации русских мыслителей за пределы России. Вы­сылка шла различными путями, железной дорогой - через Прибалтику и морем - из Севастополя, Одессы, Петрограда. Не по своей воле покинули родину И.И. Лапшин, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин, Б.В. Лковенко, { ф.А. Степун, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др. Оставшиеся в России русские философы немарксистской ориентации (П. Фло­ренский, А. Лосев, Г. Шлет и др.) вскоре были арестованы и большей частью погибли в тюрьмах и лагерях.

Антропологическая ориентация русской философии является общепризнанной ее национальной особенностью. На протяжении всей своей истории она демонстрировала неизменное внимание к проблемам сущности и существования человека, предлагая большой спектр их решения. Начиная с середины XIXв. вопросы существования человека, его ценности, свободы выходят в рус­ской философии на первое место; она вся проникнута тревогой в связи с осознанием несовершенства бытия, наличия в нем ирра­циональных начал. Неудивительно, что именно русская филосо­фия еще в началеXXв. сформулировала и предложила решение основных вопросов философии существования - экзистенциализ­ма, став как бы предтечей ее европейских течений. И первым эк­зистенциалистом среди русских философов должен быть назван Л.И. Шестов (Шварцман) (1866-1938) - один из самых загадоч­ных, неповторимых («одиноких») мыслителей.

Мы уже знаем, что методологической основой педагогики является философия. Сегодня одновременно сосуществуют различные философские направления, которые выступают в роли методологии педагогики: экзистенциализм, неотомизм, неоп позитивизм, прагматизм, неопрагматизм, бихевиоризм, диалектический материализм и др.і.

Философия - это наука об общих законах развития природы, общества и мышления, общая методология научного познания

. Экзистенциализм (от лат existencia - существование). Основное понятие экзистенциализма - существование - индивидуальное бытие человека, углубленной в свое"я"Внешний мир является таким, каким его воспринимает внутреннее"я"каждого объема объективные знания и объективные истины отсутствуют. Экзистенциализм признает личность высшей ценностью мира. Основные положения: каждая личность неповторима, уникальна, особая. Каждый человек является носителем своей нравственности; общество пытается унифицировать личность и этим наносит огромный вред ее моральной самостоятельности. Теория воспитания не знает объективных закономерностей, их нет; у каждого человека с вое субъективное видение мира, и она сама творит свой мир таким, каким хотим его видетьтаким, яким хоче його бачити.

Центром воспитательного воздействия представители современной екзис-тенциалистичнои педагогики. ДжКнеллер,. ГГоулд,. ЕБрейзах (США),. УБаррей (Великобритания),. ММарсель (Франция),. ОФ. Больнов (ФРГ),. ТМорита (Япония) и и др. считают подсознание: настроения, чувства, импульсы, интуицию человека. Сознание, интеллект, логика, на их взгляд, имеют второстепенное значение. Нужно подводить личность к самовыражению, естественной индивидуальности, чувство свободы. Учитель должен предоставить право каждому. Идти своим путем, меньше давать установок, больше проявлять дружеское участие тощ участь тощо.

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против в школах. Поскольку смысл вещей и явлений определяет сам ученик, учитель должен предоставить ему полную свободу их за асвоення. При этом главную роль играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм является философской основы индивидуализации обученияння.

. Неотомизм - религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова. Фомы (Томы). Аквинского (1225-1274). Выдающиеся представители современного неотомизма -. ЖМаритен (Франция),. УКаннингам,. УМакгакен (США),. МКазотти,. МСтефанини (Италия) и и та ін.

Основные положения педагогики неотомизма определяются"двойной природой"человека; человек есть единство материи и духа, поэтому она одновременно и индивид, и личность; как индивид, человек - материальная, телес сна существо, подчиняется всем законам природы и общества; как личность, она обладает бессмертной душой, поднимается над всем земным и подчиняется только. Богу; наука бессильна определить цели вых ованный, это может сделать только религия, знает настоящую ответ о сущности человека, его жизни; главное - душа, поэтому воспитание должно строиться на приоритете духовного началого начала.

Неотомизм признает греховную слабость человека и выдвигает задачу помочь ей и стать нравственно лучше. Главным предметом внимания является развитие совести человека, предостерегает ее от зла, указывает на моральное бы сторону совершенного проступка, трактует последний как грех. Неотомисты выступают за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и др. а также покорности, терпения, непротивления. Богу, который испытывает всех по-разному: одних - богатством, других - бедностью, и против этого невозможно боротьсяися.

Неотомисты доказывают основная роль религии в воспитании молодежи. Они резко критикуют падение моральных устоев, указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, приводящие к деструкции сплошь ьства. Система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть лишена излишней рациональности и направлена??на развитие"досвидомого"попытки приблизиться к. Богтися до. Бога.

Неотомистська стратегия сегодня доминирует в воспитании в. Австрии,. Голландии,. Бельгии,. Швеции,. Испании и других странах

. Неопозитивизм - философско-педагогический направление, пытается осмыслить комплекс явлений, порожденных научно-технической революцией. Современный педагогический неопозитивизм называют"новым гуманизмом"выдающимися йог го представителями являются. П. Херс,. ДжВильсон, PC. Питере,. ЛКольберг да и. Л.Кольберг та ін.

Основные положения педагогики неопозитивизма: воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса требует"рационального мышления", а не идеолого логии. Полная гуманизация системы воспитания, поскольку именно она является главным средством утверждения справедливости как высшего принципа отношений между людьми во всех сферах общественной жизни. Необходимо прекратить манипул яцию поведением личности, создать условия для ее свободного самовыражения. Это поможет человеку осуществить осмысленный выбор в конкретной ситуации и тем самым предупредить опасность формирования унифицированных ф. Орм поведения. Основное внимание необходимо уделить развитию интеллекта, формированию человека, который мыслит. Рациональнымть раціонально.

Влияние рациональности идей педагогики неопозитивизма ощутимо в перестройке воспитательных систем многих стран, в том числе и нашей

. Прагматизм (от гр"прагма"- дело, дело) - философское направление, возникшее на рубеже XIX-XX вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог прот тистояты материализмматеріалізму.

Основатели прагматической философии. М. Пирс (1839-1914) и. Удже (1842-1910) заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализмом и материализмом. Идеи ранних прагматистов развил американский кий философ и педагог. Дж.. Дьюи (1859-1952). Он свел их в систему, которую назвал инструментализмом. Основные положения этой системы: школа не должна быть оторванной от жизни, обучение - от воспитания; уч. Ання и воспитание должны осуществляться не в теоретико-абстрактных формах, а путем выполнения конкретных практических дел; в учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на активность учащихся, всесторонне в ее развивать и стимулировать. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы как мотивы учения ребенка и др.та інше.

Главные понятия в прагматизме"опыт","дело"Познание действительности они отождествляют с индивидуальным опытом человека, игнорируют объективное научное знание. Каждое знания, утверждают они, является настоящим если оно получено в процессе практической деятельности человека и является полезным для неи і є корисним для неї.

Опираясь на базовое понятие прагматизма"опыт",. Дж. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса

В 60-е годы прикладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями. Дж. Дьюи привела к снижению качества обучения и воспитания. В условиях научно-технической революции возникла потребность в людя семьях с более жесткими и благоустроенными знаниями и принципами поведения. Это обусловило пересмотр и модернизацию классического прагматизма, который появился в 70-х годах под флагом неопрагматизму. Методологические у обстановки. Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, согласованные с новыми тенденциями понимания воспитания как процесса социализации личноститості.

Главная суть неопрагматичнои концепции воспитания - самоутверждение личности ее сторонники (АМаслоу,. АКомбс,. ЕКелли,. КРоджерс и др.) усиливают личностную направленность воспитания"Источники роста и г гуманности личности, - пишет. АМаслоу, - находятся только в самой личности, они отнюдь не созданы обществом. Последнее может только помочь или помешать росту гуманности человека подобно т ого как садовник может помочь или помешать росту куста роз, но он не может спрогнозировать, чтобы вместо куста роз вырос дуб"Люди, окружающие личность, с их мнением, общественными нормами и принципами не могут быть засадовимы для выбора, потому что их функция заключается в контроле, критике поведения человека. Они могут лишь мешать ее самовыражению, роста. Образование, по их мнению, сводится к п роцесу"самовыражения"инстинктов и склонностей, заложенных в ребенке самой природокладених у дитині самою природою.

Несмотря на критику многих положений, неопрагматизм остается ведущим направлением американской педагогики и все больше распространяется в других странах запада

. Бихевиоризм (от англ behavior - поведение) - психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, которое базируется на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования ее интересам есив, потребностей, способностей, детерминирующих поведениеу.

Бели источников классического бихевиоризма находился известный американский философ и психолог. ДжУотсон. Он обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), подал этот свя"связь в виде формулыи S R. Необихевиористы. БФ. Скиннер,. КХалл,. Е. Толмен,. С пресс и др. дополнили это положение, в результате чего формула приобрела вид"стимул - реакция - подкрепление"

Главная идея необихевиоризма относительно воспитания заключается в том, что человеческое поведение является управляемым процессом. Она обусловлена??применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того, чтобы вызы икаты определенное поведение, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить. При этом не имеют значения желания, мотивы, характер, способности человека; значение имеют только действия - ответные реакции н а примененные стимулы. Скорость достижения нужного поведения регулируется факторами положительного или отрицательного подкрепления, обеспечивается повторением ди дій.

Критерий нравственности связан с системой подкрепления, с одобрением или неодобрением поступков человека. Моральные качества (храбрость или трусость, преступность или благотворительность) также полностью определяют ься обстоятельствами, стимулами подкрепление. Соответственно и нравственное усовершенствование, по их мнению, заключается в умении наилучшим образом приспособиться к окружающей средща.

В современном обществе, считают сторонники необихе-виоризму, процесс воспитания должен быть направлен на то, чтобы в стенах учебных заведений создавалась атмосфера напряженной умственной деятельности которая могла управляться с помощью рациональных алгоритмов с широким использованием электронно-вычислительной техники. Необходимо всячески стимулировать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе с а высокие результаты, воспитывать качества"индустриальной"человека - деловитость, организованность, дисциплинированность, упорствоаповзятість.

. Диалектический материализм - философское учение о наиболее общие законы движения и развития природы, общества и мышления. Он зародился в 40-х годах XIX века, широкое распространение получил в XX веке, особенно в социал изма известными его представителями были. КМаркса и. ФЕнгельс, которые распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материале изм и диалектиктику.

Основные положения диалектического материализма: материя первична"а сознание вторично; сознание возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизм м (гр monos - один) явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принцип детерминизма) все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются ются и изменяются (принцип развитиявитку).

Важное место в философии диалектического материализма занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание возражений

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность с объектом и субъектом общественных отношений ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека провел идну роль в развитии личности играет воспитание. Воспитание является сложным социальным процессом, имеющий исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность п роявляеться и формируется в деятельностиості.

Философский уровень методологии педагогики является сегодня одной из самых актуальных ее проблем

Философия - это любовь к мудрости. Мудрость помогает найти путь к истине

В настоящее время сосуществуют различные философские направления, выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм.

Экзистенциализм – это философия существования, переживания человеком своего бытия в мире. Представители этого направления – Н.А. Бердяев и Л.И. Шестов (Россия), М. Хайдеггер и К. Ясперс (Германия), Ж.П. Сартр и А. Камю (Франция), Э. Брейзах и П. Тиллих (США) и др.

Основное понятие экзистенциализма – «экзистенция» (человеческое существование). Экзистенциалисты считают, что объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта, отрицают существование объективного знания и объективных истин, полагают, что внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого человека. Они отмечают деформацию личности в современном мире – ее отчуждение, утерю ею своеобразия и т. п., а выход из этого положения видят в том, что индивид должен творить себя сам. Цель школы, по мнению экзистенциалистов, состоит в том, чтобы научить школьников творить себя как личностей, учить так, чтобы они создавали себя.

Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах, ценность знаний определяют тем, насколько они важны для конкретной личности, а к учителю предъявляют требование предоставить ученику полную свободу в их усвоении: ученик сам определяет смысл вещей и явлений, при этом ведущую роль играют не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Неотомизм – учение, идущее от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского, который в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Пытаясь примирить религию и науку, он отводил последней роль служанки, обслуживающей «высшую» сферу знания – религию. Неотомисты, развивая идеи средневекового философа в современных условиях, учитывают тот факт, что новые знания прочно вошли в жизнь людей, но делят мир на материальный и духовный. Материальный мир для них – мир «низшего ранга», «он мертв», «не имеет цели и сущности», его изучением занимается наука; собирая эмпирические данные, наука в то же время оказывается не способной раскрыть сущность мира, поскольку она определена богом. Поэтому, утверждают неотомисты, высшая истина постигается только «сверхразумом», посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения.

Неотомисты настаивают на ведущей роли религии в воспитании подрастающих поколений. В их работах (Ж. Маритен, У. Канингхем, М. Адлер, М. Казотти и др.) содержится резкая критика падения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж. Маритен, двойственен, в нем встречаются два мира – физический и духовный. Последний – более богатый, более благородный и имеет более высокую ценность. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни. Неотомисты обвиняют школу в излишней рациональности и забвении «досознательного», в котором якобы находятся источники любви, счастья, свободы и смысла жизни. Поэтому вся система обучения и воспитания, по их мнению, должна быть направлена на развитие «досознательного» – стремления приблизиться к Богу.

Великие открытия, сделанные в области химии, биологии на стыке XIX–XX вв., обусловили появление в философии нового направления – позитивизма. Для его представителей, зачастую крупных ученых-естественников, пытавшихся философски осмыслить научные достижения, характерна абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими. Для позитивистов верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов. Они объявляют псевдонаучными проблемы, связанные с классовой борьбой, с развитием общества, социальными противоречиями. Позитивисты признают наукой лишь математику и естествознание, а обществознание относят к области мифологии.

Научно-технический прогресс дал новый импульс возрождению позитивистских идей. Оставаясь в своей сути прежним, позитивизм вобрал в себя некоторые современные понятия и термины и занял видное место в современной философии как неопозитивизм. Слабость педагогики неопозитивисты усматривают в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Ярким представителем неопозитивизма является Дж. Конант, крупный ученый-атомщик и политический деятель США. Он был одной из главных фигур перестройки американской школы в три последних десятилетия. Его книги «Американская средняя школа сегодня», «Подготовка американских учителей» оказали большое влияние на педагогическую мысль США.

Крупные ученые – физики, химики, математики, разделяющие позиции неопозитивизма, несомненно, воздействовали на перестройку содержания естественно-математического образования в 60–70-е гг. XX в. Они отдают приоритет методам познания, а не его содержанию: главное– «незнания, а методы их приобретения».

Прагматизм как философское течение возник на рубеже XIX–XX вв. Быстрые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Основатели прагматизма заявили о создании новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Главные понятия в прагматизме – «опыт», «дело» (гр. pragma – дело, действие), познание действительности сводится к индивидуальному опыту человека, отрицается объективность научного знания, всякое знание признается истинным, если получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него.

Наиболее ярким представителем прагматизма является американский ученый Дж. Дьюи. Он считается основателем прагматической педагогики, которая оказывала и продолжает оказывать сильное влияние на школьное образование во многих странах, в первую очередь в США. В своих многочисленных педагогических работах Дж. Дьюи, критикуя старую схоластическую школу, выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей, возбуждение интереса как мотива учения ребенка и др.

Опираясь на базовое понятие прагматизма «опыт», Дж. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка основой образовательногот процесса, а цель воспитания сводит к процессу «самовыявления» данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей.

С позиций индивидуального опыта Дж. Дьюи и его последователи (Т. Брамельд, А. Маслоу, Э. Келли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания, утверждая, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-либо заранее сформулированными принципами и правилами, а должен вести себя так, как диктует ему данная ситуация и поставленная цель, нравственно все, что помогает достижению личного успеха.

Диалектический материализм как философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления зарождается в 40-е гг. XIX в. Широкое распространение он получил в XX в., особенно в странах социализма. Наиболее крупные его представители К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин распространили материализм на понимание истории общества, обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику. Основные положения диалектического материализма сводятся к следующим:

¨ материя первична, а сознание вторично, оно возникает в результате развития материи (мозга человека) и является его продуктом (принцип материалистического монизма);

¨ явления объективного мира и сознания причинно обусловлены, поскольку взаимосвязаны и взаимозависимы (принцип детерминизма);

¨ все предметы и явления находятся в состоянии движения, развиваются и изменяются (принцип развития).

В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие обусловлено внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность проявляется и формируется в деятельности.

Философский уровень методологии педагогики сегодня представляет одну из актуальных ее проблем.

Эпоха конца Х1Х – начала ХХ вв. характеризуется тем, что философские школы пытаются интегрировать накопленные научные знания на одной из философских основ после гегелевского периода.

В ХХ веке появляются многочисленные философские направления: неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, персонализм, интуитивизм, фрейдизм и другие.

Позитивизм (лат. Positivus – положительный) - направление философии, зародившееся в 30-е - 40-е годы XIX в. Во Франции и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание.

По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод. Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 - 1857).

В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

Классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера);

Неопозитивизм;

Постпозитивизм.

Очень популярным и распространенным в первой половине и середине XX в. был неопозитивизм. Основными представителями неопозитивизма были:

Философы "Венского кружка" (М. Шлик - основатель; его последователи - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах);

Представители Львовско-Варшавской школы (А. Тарский, Я. Лукасевич);

Главная идея неопозитивизма - философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, - главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир.

Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближается с герменевтикой). Основной принцип неопозитивизма - принцип верификации - сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать - подвергнуть опытной проверке фактами.

Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) - верификации не подлежат, а следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии.

Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Экзистенциализм происходит от латинского слова existentia – существование. Появился экзистенциализм в Германии после I мировой войны, а вторая волна экзистенциализма поднялась во Франции в период её оккупации и сразу после II мировой войны.

Наиболее известными представителями экзистенциализма являются К. Ясперс, М. Хайдеггер (Германия), Жан-Поль Сартр, А. Камю (Франция), Ф. Кафка (Австрия), Л. Шестов и Н. Бердяев (Россия).

После второй мировой войны экзистенциализм стал самым модным и влиятельным этическим течением в Западной Европе. Он получил широкое распространение благодаря тому, что более других направлений в этике, отразил настроения людей, живущих в современном буржуазном обществе. Обычно различают религиозный экзистенциализм – (марсель, Ясперс, Костелли, Тиллих, Бубер) и так называемый «атеистический» (Хайдеггер, Камю, Бовуар, Сартр), сторонники которого на словах отрицают бога.

Проблемы, к которым обратились экзистенциалисты, были близки многим: смысл жизни, человеческая судьба, выбор жизненного пути и личная ответственность за свой выбор, «пограничные» ситуации, отношение к проблеме жизни и смерти, право выбора добровольного ухода из жизни. По их мнению, на всё происходящее человек реагирует, прежде всего, эмоционально, поэтому основным содержанием экзистенциализма становится описание эмоциональной структуры человеческого бытия. Человек, по мнению экзистенциалистов, рождается «никаким», он никем не задан, полностью свободен, не имеет никакой сущности, он сам себя свободно «выбирает», «проектирует», «делает» себя тем, кем хочет стать, выбирает различные возможности и несёт ответственность за свой выбор.

Экзистенциалисты рассуждали об абсурдности жизни, о том, что истинное предназначение человеческой жизни – смерть, поэтому человек имеет право уйти из жизни по своему собственному усмотрению. В целом, экзистенциализм достаточно пессимистичен, он стал выражением глубокого кризиса западной философии и культуры в XX веке.

Фрейдизм - общее название различных школ и направлений, стремящихся применить психологическое учение 3. Фрейда для объяснения явлений, относящихся к человеку, обществу и культуре. Первоначально фрейдизм возник на основе концепции объяснения и лечения неврозов, учитывающей взаимоотношения бессознательной сферы с сознанием, процесс самоутверждения личности, попавшей в конфликтную ситуацию. Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие не только большинство психических действий человека, но и все исторические события и общественные явления: извечные конфликты в глубинах психики человека становятся причиной и содержанием (часто скрытым от непосредственного осознания) морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. п. Представители фрейдизма – А. Адлер, К. Г. Юнг и др. В кон. 30-х годов возник неофрейдизм (Э. Фромм, В. Райх и др.), который, сохранив осн. логику рассуждений Фрейда, отказался видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку.

Прагматизм (от греч. praqma - дело, действие, философия действия –как философское и этическое течение возникло в конце Х1Х столетия и получило особенно широкое распространение в США.

Его создателем и теоретиком является выдающийся логик и философ Чарльз Пирс (1839-1914), а самыми известными систематизаторами его идей - У. Джеймс (1842-1914) и Дж. Дьюи (1859-1952).

Вскоре после официального провозглашения прагматизма с кафедры Калифорнийского университета (1898) это философское этическое направление быстро проникает и в страны Европы, а спустя некоторое время и в страны Азии. Прагматистская этика была провозглашена американской национальной этикой – этикой «утренней зари» американского капитализма. Американский прагматизм не хотел быть «обычным» философским и этическим направлением. Прагматисты делают вид, что они заняли «нейтральную» третью линию в философии и этике. Одной из характерных черт этики прагматизма является ее стремление выйти за рамки философских кабинетов университетских аудитории и стать доступной широким массам народа. Прагматисты наводняют книжный рынок множеством «новинок, « в которых даются советы на все случаи жизни.

Человек может поступать, как ему вздумается, ибо все средства хороши для достижения цели, цель оправдывает любые средства. Вот почему идеи прагматистской этики пришлись по вкусу американским бизнесменам, дельцам, стяжателям. Прагматисты ставят в упрек прошлым этическим системам, невнимание к человеку. Свою систему считают единственной, утверждающий свободу человеческой личности. Но человек у прагматистов выступает как биологическое существо, а не интеллектуальное, общественное: деятельность человека определяется, по их мнению, субъективным желанием, вызываемым соответствующим инстинктом, бессознательными импульсами.