Блеск и нищета непрерывного экологического образования в россии. Непрерывное экологическое образование учащихся в условиях сельской школы Некоторые формы проведения внеурочных занятий

г.Советский, ХМАО-Югра

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чащихина Е.Е., педагог дополнительного образования

МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза Гришина И. Т.,

г.Советский, ХМАО-Югра

Желание каждого педагога воспитать компетентную, ответственную личность, это требование времени, подкрепленное законодательством. Формирование личности осуществляется, как минимум, посредством двух процессов: социализации и творческого саморазвития . Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений.

Моя педагогическая задача: воспитание экологически грамотного гражданина, знающего общие закономерности развития природы и общества, понимающего, что история общества непрерывно связана с историей природы, умеющего все виды своей деятельности подчинить требованиям рационального природопользования.

В рамках моей деятельности модель непрерывного экологического образования (далее нэо) подрастающего поколения имеет три ступени.

Первая ступень представлена одногодичной программой «Игровая экология» рассчитанная на детей дошкольного возраста и реализуемая на базе детского сада «Тополёк». Целью программы является: создание условий для формирования личности ребёнка, обладающей экологическим мировоззрением.

Вторая ступень – реализация программы «Ребятам о зверятах», направленная на развитие детей младшего школьного возраста, рассчитанная на 3 года и реализуемая на базе мини-зоопарка Центра «Созвездие». Цель программы: формирование экологической культуры детей посредством общения с животными мини-зоопарка.

Третья ступень представлена трехгодичной программой «Лесной патруль», рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста, реализуется на базе Советского лесхоза. Цель данной программы: создание условий для воспитания у детей бережного, экологически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области экологии и лесного хозяйства, умение осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств.

Процесс активизации и социализации личности прослеживается от знакомства с ребенком и его родителем до профессионального самоопределения выпускника объединения.

Актуальность моей деятельности заключается в том, что:

1. В условиях дополнительного образования имеется больше возможностей для непрерывного подхода к рациональному сочетанию теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

2. В формирование и повышение уровня экологической культуры воспитанников осуществляется через нэо посредством использования современных педагогических технологий, усовершенствованных методов и форм обучения;

3. Развитие непрерывной системы экологических знаний и умений, эмоционально-ценностных ориентаций воспитанников протекает посредством постоянного совершенствования программно-методического сопровождения деятельности детей.

Активизация и социализация личности как и модель нэо трёхступенчата. На каждой ступени воспитанник должен обладать своими характерными признаками социализированности.

На первой ступени активизация и социализация личности осуществляется через образно-эмоциональное обучение. На второй ступени через проектное обучение. На третьей ступени через проблемное обучение. Обучением в сотрудничестве охвачены все ступени.

Основными показателями уровня социализации личности являются деятельность (образовательная, социально-значимая), общение и самосознание.

Рассмотрим социализацию личности на каждой ступени подробнее.

Дошкольный и младший школьный возраст рассматривается как период накопления знаний об окружающем мире на основе эмоционального восприятия природы. На занятиях первой ступени большее время уделяется различным видам деятельности, меньшее время на самосознание. Приоритетными технологиями в образовательной деятельности для младших воспитанников являются такие технологии как игровая, обучения ЗОЖ, ИКТ и технология сотрудничества. На данной ступени я организую экскурсии, игры, творческие задания, связанные с лепкой, рисованием, изготовлением поделок, сочинение сказок и рассказов на экологическую тему. Общение на данной ступени внутригрупповое, т.е. межличностное. Развитие самосознания реализуется через простейшие формы рефлексии. На данной ступени осуществляется реализация технологии сотрудничества: ребята проявляют активность при участии в массовых мероприятиях (в т.ч. природоохранных акциях), а родители им в этом помогают. Следующая используемая технология - игровая. Как вы знаете, игры бывают разные: активные и пассивные. Чаще для этого возраста я использую активные игры. ЗОЖ технология реализуется не только посредством активных форм деятельности, но и посредством практики. Например, на занятии по теме «Лекарственные растения» раскрывается польза для здоровья при их употреблении. На первой ступени используется также ролевая технология, где ребята примеряют на себя различные социальные роли, например роль педагога. Дети при помощи родителей готовят определенную информацию, а затем представляют её другим ребятам.

На второй ступени средством активизации личности является технология развивающего обучения. Основу активизации личности ребенка составляет умение учиться – познавать мир в сотрудничестве с другими воспитанниками. Использование метода проектов на данной ступени, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему объединения открытой для активного участия родителей. На данной ступени я не только формирую знания о взаимодействии человека и природы, но и способствую развитию эмоциональной и волевой сферы ребенка. Воспитанники данной ступени закрепляют свои знания на практике и являются первыми помощниками сотрудников зоопарка. К концу уже второго года обучения каждый воспитанник знает, как найти подход к каждому животному, какое у него настроение и чем вкусным можно его угостить. На переменах и в свободное время большинство воспитанников навещает своих любимцев. На фоне такого общения у ребят рождаются мини проекты о своих питомцах. Игровая технология на данной ступени сохраняется, но меняется форма и содержание игр. Характеристикой социализированности воспитанников на данной ступени является: высказывание детьми своих идей; проявление доброжелательности в оценках работ других; осознание значимости посещения детского объединения; стремление исправить указанные ошибки. Преимуществом развивающей технологии с личностно-ориентированным подходом является развитие индивидуальных качеств. Ребята учатся выступать и защищать свою точку зрения. Что влечет за собой личностную самореализацию. При подготовке мероприятий мной используется интеграция развивающего обучения и проектной деятельности. Ребята выполняют несложные проекты. Например, участие воспитанницы с проектом «Особенности ухода за комнатным растением» в экомероприятии «Цветы – начало всей красы».

Нужно отметить, что на третьей ступени экологического образования неотъемлемым компонентом является проблемное обучение как основное средство активизации познавательной деятельности воспитанников и формирования экологического и критического мышления. Внедрение проблемного обучения, проектно-исследовательской работы в организацию учебной деятельности потребовало пересмотра содержания образовательной программы и упор сделан на практическую деятельность, в результате этого больше времени уделяется практическим занятиям, наблюдениям, проектной работе. Занятия на экологической тропе доставляют воспитанникам много эмоций, в тоже время часть тем для исследовательских проектов связано с экологической тропой. Именно систематическая и целенаправленная исследовательская деятельность воспитанников расширяет их кругозор, формирует практические навыки и развивает творческие умения, помогает лучше понять практическую значимость приобретаемых знаний, вызывает устойчивый интерес к занятиям, а так же значительно улучшает познавательную деятельность. При экологическом образовании и воспитании детей этого возраста осуществляется единство учебы, игры (деловой, ролевой) и труда. Это способствует выработке у воспитанников умений выражать свою точку зрения, отстаивать ее в дискуссии, приобретается опыт выступления перед различной аудиторией. На данном этапе расширяется общение с социальными партнерами, на занятия привлекаются специалисты лесхоза и природоохранных предприятий города. Воспитанники старшей группы самостоятельно разрабатывают театрализованные выступления для детских садов и начальной школы и выступают перед данной аудиторией. В проекте «Экотеатр» задействованы все воспитанники старшей ступени. У каждого своя роль (сценарист, актер, оформитель и т.д.). При подготовке к значимым экологическим мероприятиям применяю с подростками метод дебаты, мозговой штурм.

Посредством нэо у участников программ формируются такие компетенции как:

Умение планировать деятельность объединения в различных массовых мероприятиях;

Владение способами систематизации и получения информации;

Проявление творческого подхода к делу;

Умение анализировать свои достижения в процессе деятельности;

Предположение перспективы использования полученных знаний в своей жизнедеятельности;

Понимание значимости своей работы;

Демонстрировать навыки сотрудничества, приобретенные в объединении и переносить их в другие социальные группы; особенно ярко это выражено в ходе проведения окружных слетов, где ребятам приходится взаимодействовать не только между собой, но и с представителями школьных лесничеств из различных городов.

Результатами реализации программ является

- увеличение числа воспитанников;

- увеличение числа участников конкурсов, занявших призовые места. Особенно мы гордимся, тем, что уже три года подряд команда воспитанников старшей группы является победителями окружной сетевой имитационной игры «Глобальный вопрос», хочется отметить, что в прошлом году ребята смогли обойти команды из таких городов как Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Сургут, проявив свои знания, сплоченность и находчивость. В этом году из 70 команд России, ребята заняли почетное 4 место;

Увеличение количества воспитанников принявших участие в мероприятиях учреждения, города, района, таких как: экомарафон, районный и окружной слет школьных лесничеств, международный молодежный экофорум, природоохранные акции «Кедросад», «Кормушка», «Елочка». К социально значимым делам, в которых принимают участие воспитанники относятся трудовые десанты, субботники, акции «Чистый лес».

Ежегодно мной ведется мониторинг приобретенных воспитанниками компетенций, заполняется карта участия в различных мероприятиях и достижений воспитанников.

В заключении подведу итог - социализация является одним из путей решения задачи ответственности человека перед природой, обществом и каждым конкретным человеком. Система нэо и внедрение инновационных форм:проектная деятельность, дебаты, совместная деятельность, тренинги по формированию социальных навыков, позволяют быстрее решать проблемы социализации воспитанников.

И хочется сказать, что активизация и социализация личности может осуществляться только в системе нэо с привлечением социальных партнеров.

Улучшая показатели социализации такие как: «деятельность», «общение», «самосознание» воспитанники приобретают определённую ценностную структуру, умение общаться, а значит, легко интегрируются в обществе.


С.А. Фоменко МОУ ДОД ЦЭВД, г. Стрежевой
На каждом новом этапе развития человечества возникает необходимость в воспитании экологически грамотного гражданина, знающего общие закономерности развития природы и общества, понимающего, что история общества непрерывно связана с историей природы, умеющего все виды своей деятельности подчинить требованиям рационального природопользования.
Экологическое образование должно стать непрерывным процессом обучения, воспитания и развития личности, направленным на формирование системы научных и практических знаний, умений обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде и здоровью.
Особая роль в реализации непрерывного экологического образования принадлежит учреждениям до-полнительного образования, так как именно они обладают гибкой системой, быстро реагирующей на изменения индивидуальных и образовательных потребностей детей. Здесь удается создать условия для проявления и развития индивидуальных способностей учащихся, когда знания, полученные в школе, становятся личностно-значимыми: оказать помощь в социальном самоопределении, в практической подготовке школьников к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.
В Центре экологического воспитания детей г. Стрежевого создана модель непрерывного экологического образования подрастающего поколения, реализация которой поэтапно формирует экологическую культуру ребенка, включающую в себя: - дошкольное экологическое образование воспитанников детских садов;
экологическое образование учащихся 1-4-х классов, так называемая "Школа раннего развития";
экологическое образование учащихся 5-8-х классов - "Школа выбора";
экологическое образование учащихся 9-11-х классов - "Творческая лаборатория".
Цель системы непрерывного экологического воспитания и образования - формирование ответственного отношения каждого человека к окружающей среде и обучение навыкам компетентного приятия решений в процессе природопользования.
Педагогические задачи экологического образования:
обучение знаниям о взаимосвязи природы общества и человека;
формирование практических умений в разрешении экологических проблем;
воспитание и выработка ценностной ориентации, мотивов, потребностей и привычек, активной деятельности по охране окружающей среды;
развитие способности анализировать экологические ситуации и оценивать состояние окружающей среды.
Именно систематическая и целенаправленная исследовательская деятельность учащихся расширяет их кругозор, формирует практические навыки и развивает творческие умения, помогает лучше понять практическую значимость приобретаемых знаний, вызывает устойчивый интерес к занятиям, а так же значительно улучшает познавательную деятельность.
Дошкольный и младший школьный возраст рассматривается как период накопления знаний об ок-
ружающем мире на основе эмоционального восприятия природы.
С этой целью реализуются такие образовательные программы, как: "Природа наш дом", "Природа глазами души", "Юные натуралисты", "Юные экологи", "Валеология", КВД "Изюминка".
В дошкольном возрасте и в начальной школе эмоциональному развитию детей способствуют экскурсии, игры, творческие задания, связанные с лепкой, рисованием, поделками, чтением сказок, сочинением сказок и рассказов на экологическую тему.
При экологическом образовании и воспитании детей этого возраста осуществляется единство учебы, игры и труда. Это способствует выработке у учащихся умений выражать свою точку зрения, отстаивать ее в дискуссии. В процессе реализации этих программ большое внимание уделяется работе учащихся со специальной литературой под руководством преподавателей, освоению различных методик исследования, приобретается опыт выступления перед аудиторией.
Действует городская экологическая конференция исследовательских проектов "Первые шаги в мир науки" ориентированная на учащихся младшего и среднего звена школ города и воспитанников центра. Тематика работ отличается большим разнообразием: "Влияние моющих и чистящих средств на чистоту посуды", "Особенности атмосферного дыхания аквариумных рыбок", "Березкины слезки", "Влияние состава почвы на рост растений", "Контейнерные композиции в интерьере школьного коридора", "Влияние разных стилей музыки на животных" и т.д.
Для учащихся среднего звена (5-8-е классы) разработаны программы: "Цветоводство - растениеводство", "Цветоводство", "Ландшафтная архитектура", "Фитодизайн интерьера", "Фенологи", "Кактусоводы", "Орнитологи", "Микробиологи", "Зоологи", "Аквариумисты", "Помоги себе сам", "Чудеса природы", "Валеология", "Час занимательной Биологии", "Час занимательной Зоологии", пресс-клуб "Экологический вестник", театр цветов "Фея".
Учащиеся занимаются в различных объединениях экологического направления по интересам, углубляя и расширяя свои знания в конкретных областях: цветоводстве, овощеводстве, аранжировке и фитодизайне, микробиологии, зоологии, аквариумистике, краеведении, здоровье человека и т.д.
Занятия объединений проводятся на базе теплиц отдела растениеводства, в которых собрана коллекция экзотических растений, на опытническом участке расположен дендрарий с акклиматизированными деревьями и кустарниками 39 видов.
Зоологический отдел располагает выставочными залами: "Аквариумное рыбоводство" (более 60 видов рыб), "Террариум" (34 вида животных), "Декоративное птицеводство" (20 видов птиц), а также богатым гербарным материалом и энтомологическими коллекциями.
Программы, по замыслу авторов, призваны не только развивать знания о взаимодействии человека и природы, но и способствовать развитию эмоциональной и волевой сферы ребенка. Для этого используются задания, ориентированные на личность учащегося и вызывающие его сопереживание, восхищение, тревожные чувства, связанные с состоянием окружающей среды.
Формирование экологической культуры у школь- ников старшего возраста (9-11-е классы) осуществляется исходя из того, что в старших классах проис-ходит обобщение экологических знаний о предметах историко-обществоведческого и естественно-научного циклов. Важно соотнести полученные знания об экологических проблемах области с национальными и глобальными проблемами, выявить их общие черты и особенности, сопоставить общечеловеческие ценности с ценностными ориентациями учащихся.
На третьей ступени экологического образования реализуются: программа "Школа экологических знаний" и индивидуальные консультации с членами научного общества учащихся.
Главная задача данных программ - воспитание экологической ответственности у учащихся. Связь человека с природой и воздействие его на окружающий мир раскрывается с помощью таких понятий, как "ценность природы", "антропогенный фактор", "мо-ниторинг", "экологическая проблема".
Преимущество отдается комплексным экологическим экспедициям, рейдам, походам, т.к. одним из условий реализации непрерывного экологического образования является взаимосвязь теоретической и практической работы по изучению окружающей среды.
Нужно отметить, что на всех ступенях экологического образования неотъемлемым компонентом является опытническая и исследовательская работа как основное средство активизации познавательной деятельности учащихся и формирования экологического мышления.
Учащиеся 9-11-х классов, входящие в "Научное общество учащихся", все чаще и чаще при написании научно-исследовательских работ обращаются к социальным проблемам своего города, разрабатывая темы: "Проблемы озеленения г. Стрежевого", "Окружающая среда и здоровье жителей г. Стрежевого", "Городская среда - как среда обитания человека" и др.
Одновременно с этим для работы на учебно-опытническом участке составляются проекты практической направленности. Так в течение 5 последних лет реализован проект "Выращивание сирени виргинской из семян в условиях Крайнего Севера". Жителям города и организациям передано более тысячи саженцев.
В августе 2005 г. совместно с городской станцией туристов нами был организован выездной летний экологический лагерь в устье реки Стерлядка (приток р. Обь, Александровский район), а в июле 2006 г. организованна выездная экспедиция на озеро Голубое. По итогам экспедиций проведен качественный и количественный анализ болезней древесных пород, видового состава, численности и проективного покрытия травянистых растений и лишайников. Собраны гер- барные экземпляры растений, составлены паспорта водных объектов, проведена паспортизация муравейников, очищена от мусора прибрежная территория. Практические навыки и знания, полученные учащимися в процессе подготовки и проведения полевых экологических экспедиций, как нельзя лучше отвечают целям школьного и дополнительного образования.
Внедрение опытно-исследовательской работы в организацию учебного процесса потребовало от педагогов Центра пересмотреть содержание образовательных программ и сделать упор на практическую деятельность, в результате этого от 30 до 50% учебного времени уделяется практическим занятиям, наблюдениям, опытнической работе.

3.1. Непрерывное экологическое образование

Сущность понятия «экологическое образование». В последние годы в России и во всем мире образование рассматривается как фундаментальная категория, выполняющая функцию воспроизводства общественного интеллекта - науки и культуры в целом.

Образование может быть рассмотрено и как процесс, и как результат, и как система. Оно отражает процесс освоения личностью системы знаний, умений, навыков, опыта практической, познавательной и творческой деятельности, а также процесс формирования ценностных отношений, взглядов и убеждений.

Концепция модернизации российского образования и Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяют направленность образования на сохранение, распространение и развитие национальной культуры, на воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Кроме этого, в этих документах четко обозначена ориентация образования на воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

В России, как и в других государствах, в соответствии с решением Конференции ООН по устойчивому развитию (1992 г.) началась разработка стратегии устойчивого развития страны. Среди основных направлений перехода России к устойчивому развитию наряду с созданием его правовой основы, разработкой системы стимулирования хозяйственной деятельности и установлением пределов ответственности за ее экологические результаты указано на формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (ст. 73) указано: «В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации».

В постановлении Министерства образования Российской Федерации и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (1994 г.) четко обозначены его приоритеты:

Создание инфраструктуры для обеспечения системы непрерывного экологического образования;


Преобразование всех учебных курсов с точки зрения экологически безопасного устойчивого развития;

Наполнение реальным содержанием понятия «гражданин планеты»;

Обращение к экологическим глобально значимым проблемам;

Создание системы практической деятельности учащихся по улучшению окружающей среды;

Координация школьной и внешкольной систем образования; начального, среднего и высшего профессионального образования, эколого-просветительской деятельности неправительственных организаций;

Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по вопросам экологического образования.

Уникальность экологического образования состоит в том, что оно по-новому ставит цели образования. Важнейшей целью экологического образования выступает формирование экологической культуры личности и общества.

В настоящее время экологическая культура становится не чем- то желательным, а строго обязательным требованием жизни в мировом сообществе. Приобщение к экологической культуре сугубо обязательно не только для граждан каждой страны, но и для человечества в целом. Экологическая культура - это часть культуры, которая обусловливает соответствие социальной деятельности требованиям жизненной пригодности природной среды.

Развитая экологическая культура предполагает умение по достоинству оценить каждый компонент природы и становится необходимым условием сохранения и развития современной цивилизации. Она проявляется как совокупность идейных и морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и правил, обеспечивающих устойчивое качество окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное природопользование.

В экологическом образовании по-новому происходит отбор учебного содержания, так как ему присущ принцип «нового синтеза», имеющий особое методологическое значение (т.е. синтез всех знаний человечества о природе, знаний по сохранению и оптимизации окружающей среды).

Экологическое образование должно быть прогностически направленным, связанным с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; оно по-новому оценивает эффективность образовательных систем. Кроме знаний, умений, навыков, в оценку результатов экологического образования необходимо включать действия по сохранению и улучшению качества окружающей среды, а также ценностное отношение учащихся к природе.

Экологическое образование как система представляет собой совокупность образовательных программ, государственных образовательных стандартов и реализующих их образовательных учреждений.

Структура процесса экологического образования. Внастоящее время в структуре процесса экологического образования условно вычленяют:

Экологическое обучение - целенаправленный процесс, включающий формирование системы общих экологических, социально-экологических и прикладных знаний, а также развитие способов и видов экологической деятельности и умений применять эти знания на практике;

Экологическое воспитание - формирование у учащихся отношений, взглядов, убеждений и норм поведения, характеризующихся эмоционально-нравственным, бережным и ответственным отношением к природе;

Экологическое просвещение - непрерывный процесс формирования общественного сознания экологического типа на основе активизации, расширения и поддержания в обществе интереса к проблемам окружающей среды. Это процесс распространения экологических знаний и экологической информации, повышение экологической грамотности населения в вопросах экологической безопасности и охраны окружающей среды.

Непрерывное экологическое образование. Следует отметить, что в современном понимании образование должно сопровождать бытие каждого человека в течение всей его жизни. Поэтому в научный обиход вошло понятие «непрерывное образование», в том числе «непрерывное экологическое образование», направленное на усвоение системных экологических знаний, умений и навыков природоохранной деятельности и формирование экологической культуры.

В настоящее время экологическое образование осуществляется во многих учебных заведениях путем введения разнообразных форм и видов обучения. Все большее значение приобретает деятельность экологических клубов, учебных центров и кружков в системе дополнительного образования школьников.

Непрерывное экологическое образование предполагает не только обучение и воспитание личности в учебных заведениях в системе дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального образования, но и повышение квалификации специалистов.

Ирина Коваленко
Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка

Консультация.

Тема : «Экологическое образование – непрерывный процесс обучения , воспитания и развития ребенка ».

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать : стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить лес, высушить озеро) дорога очень короткая.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения , включая и подрастающие поколение.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования , поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту и всему живому, только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Пока дети малы, все цветы и травы, жучки – паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им. Поэтому тема экологического воспитания в детском дошкольном возрасте так актуально.

Основная цель : воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Задачи педагогов сводятся к следующему :

1. Воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относится к растениям и животным.

2. Сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формировании на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и не живой природы.

3. Информировать дошкольника об экологической ситуации в городе , крае, мире и о влиянии её на здоровье людей.

Экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях, не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием . Изучение материала, составляется с учетом возрастных особенностей детей. По принципу «от простого к сложному» ; С развивающим компонентом ; основывается на принципе повторяемости.

Занятия проводятся простые и комплексные. Концепция, дошкольного воспитания , нацеливает на использование, нетрадиционных форм занятий, с детьми («КВН» , «Что? Где, Когда» , «Поле чудес» , «Секреты лесовик» , «Айболит» ). Интересны комбинированные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной ) .

Формы и методы работы используются самые разнообразные . Это экскурсии; наблюдения; рассматривание картин; занятия-беседы, познавательно - эвристического характера. Разнообразные сюжетно – ролевые ; дидактические и развивающие игры ; игровые упражнения; эксперименты и опыты; экологические тесты и задачи ; видео, аудиозаписи и т. д. Детей младшей и средней группы необходимо знакомить (на конкретных примерах) . Например, связь живого организма со средой обитания (комнатные растения, животные нуждаются в пище, воде, свете, тепле) .

Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение видеть, делать выводы и обобщения. Большую ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки) . Наблюдения дают обогащенную почву для размышлений, побуждают в детях пытливость и любознательность. У них возникают бесчисленные «почему» и зачем».

Очень нравятся детям народные приметы. Надо объяснять им, народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. А сколько будет радости, когда приметы эти подтвердятся собственными наблюдениями.

В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке надо учить детей видеть прекрасное, показывать, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака., наблюдать за животными птицами, насекомыми в естественных условиях. Впечатления дети передают в рисунках, играх, аппликации, сами составляют рассказы и придумывают сказки.

Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей , дает возможность формировать любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. Чуковского, С. Маршака, Л. Барто, С. Михалкова и других. Очень любят малыши сказки о животных, их привлекают легкие шуточные, стихи стихи-потешки.

В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. Ознакомление должно базироваться на живом интересе ребят и проводиться в увлекательной форме. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности, в игровой форме, в «лаборатории природы» . На таких занятиях дети, узнают : «какой песок - сухой или мокрый» , «что тонет в воде – камень, песок или дерево» «что происходит с зажженной свечёй, если её закрыть банкой» , «как можно обнаружить воздух «и так далее.

Чтобы активизировать и закрепить полученные на занятиях экологические знания , совместно с музыкальным руководителем проводят музыкально – экологические развлечения и праздники , вечера досуга(«люблю березку русскую» , «на Кубани родились мы» , кукольные театры, на экологические темы , очень нравятся дошкольникам.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей природной среды : 1. Познавательному развитию ребенка . 2. Эколого – эстетическому развитию . 3. Оздоровлению ребенка . 4. Формированию нравственных качеств ребенка . 5. Формированию экологически грамотного поведения. 6. Развитию сенсорных , творческих, умственных способностей. 7. Экологизация различных видов деятельности ребенка .

В каждой группе должен находиться : * Экспериментальный уголок. В данном уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать) * Уголок природы. В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдения за ними (например, посажен лук) . Здесь же находятся книги, иллюстрации содержащие информацию о растениях, животных, природных явлениях. Календари природы и так далее. *Выставочный уголок. На занятиях по программе дошкольники рисуют, делают поделки, работы выставляются в уголок. Здесь же можно проводить выставки, вывешивать фотографии детей и родителей во время общения с природой.

Нетрадиционный элемент развивающей предметной среды – Альпийская горка. Это композиция из множества разнообразных растений и другого природного материала. Её можно сделать на территории детского сада или в группе «Мини – альпинарий» , например в аквариуме.

Большое значение имеет правильно оформленный и возделанный участок, дающий возможность постоянного непосредственного общения с природой, приобщение детей к регулярному труду. Выращивание цветов – это самое доступное для детей практическое занятие. Еще более ценное значение имеет наличие на территории детского сада огорода, где дети могут самостоятельно выращивать овощи. Дети, занимавшиеся посадкой, как правило, не ломают их, не рвут впоследствии. Уход за цветами и овощами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков, обучая ребят , простейшим приемам труда нужно объяснить необходимость и целесообразность этого труда . Научить испытывать радость от хорошо выполненной работы.

Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Необходимо знакомить детей с природой нашего края. Уголок «Я родился на Кубани» поможет детям больше узнать о природе родного края. Здесь можно поместить иллюстрации, фотографии с изображением природы Кубани , достопримечательностями города-курорта Анапа. Создать отдельные папки «Анапа осенью» , «Весна в Анапе» .

Чтобы расширить представления детей, усилить их впечатления, надо проводить целевые прогулки и экскурсии. Можно организовать, в выходной день, экскурсию, вместе с родителями, в дельфинарий или встречу на набережной, у моря. Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносятся в календарь наблюдений. В результате этого знание у детей систематизируются. Параллельно можно проводить работу с народным календарем.

Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд . Здесь и слова знаменитых людей; статьи, воспитывающие добрые чувства , милосердие, бережное отношение к природе, дающие конкретные экологические знания .

На специальном родительском собрании «Природа – любовь – красота» : родителей знакомят с предметом экологии , обговаривают принципы экологического воспитания ребенка в семье .

На протяжении всего учебного года в уголке для родителей или специальных папках даются рекомендации, консультации, родителей знакомят с результатами обучения детей .

Воспитатель , проводит индивидуальные беседы с родителями, предлагает сходить с детьми рассмотреть те или иные объекты (например «Цветочные часы» , «Фонтаны» и т. д., советует какие книги прочитать, какие стихи разучить.

Организует различные мероприятия с участием родителей. Осенью «Праздник урожая» . «Птицы улетели» . Вначале апреля «День птиц» . Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры. Дается домашнее задание : сделать дома поделку из природного материала, смастерить скворечник или осенью смастерить кормушки для птиц. Провести соревнования : «Папа, мама и я – здоровая семья» .

Таким образом , воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать её красоту – одна из важнейших задач, решая которую необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

А самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать всех детей, пробудить у них желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания.

Система непрерывного экологического образования включает семь уровней: домашнее (семейное) экологическое воспитание, общее экологическое образование (период детства, школа), профессиональное образование (начальное, среднее, высшее), послевузовское, дополнительное экологическое образование на всех уровнях, профессионально-экологическая переподготовка, повышение квалификации руководителей всех типов учреждений, предприятий и организаций, специалистов и служащих, чья профессиональная деятельность связана с использованием природных ресурсов, прямым или косвенным влиянием на состояние городской природной среды и воспитанием личности. Уровневую структуру экологического образования дополняет организационноуправленческая структура, направленная на экологическое просвещение населения. Она охватывает все слои населения и позволяет реализовать информационные и практические интересы жителей в области экологии, экологической безопасности и качества окружающей природной среды мегаполиса.[ ...]

Ведущим направлением экологической политики должно стать формирование системы непрерывного экологического образования, охватывающей все структуры общества. Для этого на местах необходимо всячески содействовать гуманизации и экологизации сферы образования и воспитания детей. В системе профессионального образования необходимо объединять процессы приобретения профессиональных знаний и освоения экологических аспектов конкретной производственной деятельности.[ ...]

Назаренко В. М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис. д-ра пед. наук. - М., 1994.[ ...]

В силу жизненной важности экологической проблематики обязательным принципом методологии экологического образования Должен стать принцип его непрерывности. Экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения.[ ...]

Таким образом, преподавание экологического права осуществляется на стабильной основе и даже имеет тенденцию к расширению. Этого нельзя сказать о преподавании общего курса, экологии. В резолюции парламентских слушаний «Об экологической культуре» (ноябрь 2000 г.) подчеркивалось, что система непрерывного экологического образования в стране деформируется и фактически срывается. Из базисного учебного плана общеобразовательной школы исключен курс «Экология», не вошел данный курс в программу 12-летнего образования, а педагогические вузы прекращают подготовку преподавателей-экологов. Наконец, в Федеральном экспертном совете Министерства образования РФ упразднена секция по экологии1.[ ...]

Принятые подходы к развитию системы непрерывного экологического образования в условиях мегаполиса позволили более отчетливо структурировать содержание и уровни образования, формировать преемственность, горизонтальное и вертикальное взаимодействие учреждений образования, культуры, науки, общественных организаций и их некоммерческое сотрудничество с администрацией в области развития экологической культуры городского сообщества.[ ...]

Система обеспечивает всем студентам получение непрерывного экологического образования: на первом этапе - общего, формирующего мировоззрение; на втором этапе - общеинженерного, развивающего понимание экологических проблем различных отраслей промышленности; на третьем этапе - специального, формирующего у студентов способности и умения принимать рациональные, инженерные решения и анализировать последствия этих решений для состояния окружающей среды. При выполнении квалификационных работ студенты решают задачи по обоснованию и обеспечению экологической безопасности и эффективности проводимых исследований и разрабатываемых проектов.[ ...]

В. М. Назаренко доказывает, что создание системы непрерывного экологического образования требует новой парадигмы: экологическое образование - это не часть формального образования, а его новый смысл, его цель. Мировоззренческую основу экологического образования составляют два взаимосвязанных подхода: биоцентрический и антропоцентрический, которые позволяют сформировать представления о единстве природы и человека, о путях гармонизации их взаимодействия, о коэволюции природы и общества как единственно возможном пути развития современной цивилизации, а также о структуре личности, отвечающей требованиям экологической этики.[ ...]

Наиболее ответственная роль в этом процессе принадлежит науке и образованию, на основе которых в рамках Стратегического плана строится муниципальная система непрерывного экологического образования и просвещения. Для создания такой системы были проанализированы научно-образовательные ресурсы города, нор-мативно-правовая база, материально-технические возможности, информационные потоки, международный и местный опыт; проведены конкретные социологические исследования. Вопросы по развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования решались на нескольких научно-практических конференциях.[ ...]

В Уральском государственном техническом университете (УГТУ) система непрерывного экологического образования и воспитания включает обучение студентов и аспирантов, подготовку и повышение квалификации специалистов промышленности, государственных служащих и преподавателей по проблемам экологии и природопользования.[ ...]

Действующим законодательством провоза, „на всеобщность, комплексность и непрерывность экологического образования и воспитания. Принцип комплексности экологического образования и воспитания означает, что эти два процесса воздействия на сознание людей должны осуществляться совместно. Принцип непрерывности экологического образования обусловлен необходимостью постоянного овладения новыми сведениями по мере быстрого развития человеческой цивилизации.[ ...]

Анализ итогов реализации первой программы по развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования и просвещения показывает, что научно-педагогический потенциал мегаполиса позволил на принятых концептуальных основаниях приступить к формированию многоуровневой муниципальной системы непрерывного экологического образования и просвещения. Об этом свидетельствуют показатели успешности: призовые места екатеринбургских школьников и студентов на республиканских и международных олимпиадах и конкурсах в области экологии; престижные национальные премии; рост числа специальностей экологического профиля в вузах; появление на телевидении экологической передачи; более 500 (за последние три года) изданий учебной и методической литературы.[ ...]

Значительно увеличился объем научных исследований в области теории и практики экологического образования, утверждается принцип непрерывного экологического образования, разработана последовательность такого образования в школе, написаны учебники для школьников и методические пособия для учителей, идет экологизация всего дошкольного и школьного образования и воспитания. В итоге, наверное, можно сказать, что экологическое образование становится важным фактором реформирования, осовременивания российского образования в целом.[ ...]

Исходя из вышесказанного, в Нижегородской государственной медицинской академии разработана система непрерывного экологического образования, которая действует на трех этапах подготовки специалистов медицинского профиля: на уровне медицинского лицея и медицинского колледжа, в процессе обучения в вузе и на этапе последипломного образовательного процесса.[ ...]

В 1995 г. завершился период формирования научно обоснованных понятий и положений, определяющих место и роль экологического образования в системе мер по обеспечению национальной безопасности России. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» в стране устанавливается система всеобщего непрерывного экологического образования населения. Так, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 1997 г. Госкомэкология и Минобразования России завершили доработку федеральной целевой программы «Экологическое образование населения России». Программа рассчитана на период до 2010 г.[ ...]

Чтобы быть настоящими реалистами, необходимо думать уже теперь о школе будущего. Интересные мысли о школе и образовании в XXI в. высказывает профессор Г.А. Ягодин в статье «Школа будущего - школа развития личности. Рекомендации по созданию непрерывного экологического образования»2.[ ...]

Немаловажное значение в формировании кадрового потенциала, реализующего все вышеуказанные функции и методы, составляет всеобщее непрерывное экологическое образование.[ ...]

Мы благодарим всех авторов за участие в подготовке материалов пособия и надеемся на дальнейшее сотрудничество по внедрению системы непрерывного экологического образования в вузе.[ ...]

Даже аргументированное изложение статьи Г.А. Ягодина дает представление о школе будущего как школе развития личности. Речь идет о создании системы непрерывного экологического образования и экологическом воспитании от младенчества до взрослого человека. Существо авторского кредо сводится к следующему.[ ...]

НЕОФИТЫ [от гр. neos новый и phyton растение] - растения-новички в местной флоре. Появление Н. в ряде случаев требует принятия мер по предупреждению их распространения (напр., новых видов сорняков в агроценозах). Неофитом [гр. neophyíos] называют также нового сторонника к.-л. учения, религии. НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - см. Образование экологическое непрерывное. НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ - экономически малоэффективное и экологически необоснованное использование земельных ресурсов, приводящее к снижению плодородия почв и ухудшению состояния окружающей среды.[ ...]

Для осуществления координационных функций Г. РФ: согласовывает нормы, нормативы и правила использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты и квоты на их изъятие; разрабатывает и утверждает перечень работ и услуг природоохранного назначения; аннулирует лицензии (разрешения) или дает представления об их аннулировании; организует работу по нормативному и метрологическому обеспечению, стандартизации в сфере экологии; разрабатывает, согласовывает или утверждает нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по проведению сертификации экологической и паспортизации производств, хоз. и иных объектов и территорий; участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания; публикует либо передает для публикации информацию, имеющую отношение к экологической безопасности населения.