Критерии гигиенической нормы двигательной активности детей. Нормы двигательной активности у детей. Карта физического состояния

Работами советских и зарубежных ученых показано, что совершенствование качеств двигательной деятельности и прогрессивный рост спортивных результатов возможны при максимальном и высоком уровне двигательной активности. Максимальный уровень двигательной активности сопровождается преимущественным развитием качеств, обеспечивающих успех в избранном виде спорта. Понятие максимума остается при этом весьма условным и определяется возрастом, полом, видом спортивной специализации.

Оптимальное влияние на развитие физических качеств оказывает высокий уровень двигательной активности. При таком двигательном режиме повышается устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды (охлаждению, перегреванию, ускорениям и перегрузкам). Физическое развитие в этом случае носит гармоничный характер и соответствует средним возрастным нормам. При определении величины доступных школьнику физических нагрузок следует исходить прежде всего из оптимальных норм, обеспечивающих разностороннее, гармоническое его развитие, а не из потребностей форсированного спортивного роста.

Существует ли какая-либо генетически запрограммированная норма двигательной активности? По-видимому, да. Однако она может быть многократно перекрыта при целенаправленной тренировке. В 1983 г. победительницей марафонского забега в Австрии стала 13-летняя Моника Фриш. Она перекрыла допустимую норму бега (3 км) в 14 раз!

Двигательная активность детей при среднесуточном числе локомоций, превышающих 30 000 шагов, превосходит эволю-ционно приобретенную биологическую потребность в движении. В то же время количество локомоций в пределах 10 000 шагов в день является недостаточным. Дефицит суточной потребности в движениях в этом случае составляет от 50 до 70% (табл. 9).

Таблица 9. Ориентировочные нормы двигательной активности школьников 11-15 лет (по А.Г. Сухареву, 1972)

Таблица 10. Ориентировочные нормы суточной двигательной активности (по АХ. Сухареву, 1972)

Ориентировочные возрастные нормы суточной двигательной активности, обеспечивающие нормальный уровень жизнедеятельности, совершенствование соматических, вегетативных и естественных защитных функций организма, приведенные к малоинтенсивной работе циклического характера (бег, ходьба), колеблются от 7,5 до 10 км для детей 8 - 10 лет, от 12 до 17 км - для 11 -14-летних подростков обоего пола. Суточный объем движений у девушек 15 - 17 лет значительно меньше, чем у юношей (табл. 10).

Приведенные в этой таблице данные могут служить не более чем условными ориентировочными нормами для школьников. Регламентирование физических нагрузок по объему и интенсивности должно быть строго индивидуальным. Разумеется, указанные нормативы двигательной активности намного уступают физическим нагрузкам, применяемым в условиях специализированных занятий спортом.

Фомин А. Ф. Физиология человека, 1995 г.

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

Шихаева Маржамат Вагифовна

студент 2 курса, специальность «Сестринское дело», ГБОУСПОРО «Шахтинский медицинский колледж им. Г.В. Кузнецовой», г. Шахты

Павлычева Мария Александровна

студент 3 курса, кафедра «Физическая культура и спорт», ФБГОУ ВПО ЮРГУЭС, г. Шахты

Ефремова Татьяна Геннадьевна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, кафедра «Физическое воспитание и спорт», ФБГОУ ВПО ЮРГУЭС, г. Шахты

Одной из непременных составляющих здорового образа жизни является оптимальный уровень двигательной активности.

Определение рационального двигательного режима различных возрастных контингентов уже давно привлекают внимание ученых и педагогов. Интерес к различным аспектам этой проблемы обусловлен взаимосвязью двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в период развития организма.

В соответствии с современным пониманием механизма гомеостаза, важным показателем здоровья является постоянство внутренней среды организма, стабильность ее показателей. Известно, что в основе всех физиологических функций организма, обеспечивающих его взаимодействие с внешней средой, лежит движение. «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение» . Это высказывание И.М. Сеченова подтверждает современное представление о том, что на этапе расцвета полное развитие организма возможно лишь при условии максимального удовлетворения его естественной потребности в движении. Невыполнение этого условия приводит к возникновению дефектов физического развития, патологии отдельных функциональных систем .

Наблюдающаяся в последние годы в силу высокой учебной нагрузки у большинства студентов недостаточная двигательная активность, обусловливает появление гипокинезии. Это значимый фактор риска в развитии различных заболеваний, снижении умственной и физической работоспособности человека.

Особую актуальность приобретает организация двигательной активности до 25-летнего возраста (до момента набора пика моторного потенциала), в период профессионального становления молодого человека, когда предъявляются высокие требования не только к умственной деятельности, но и физической работоспособности.

Вопрос нормирования двигательной активности, количества тренировочных занятий, их интенсивности, оптимального двигательного режима для лиц различных возрастных категорий в литературе остается открытым. Наблюдается расхождение мнений как относительно методов оценки двигательной активности, так недельного и суточного объема занятий .

Таким образом, возникает своеобразное противоречие: с одной стороны, необходимость формирования оптимального уровня двигательной активности как одного из непременных составляющих здорового образа жизни, с другой стороны, разноречивые мнения в научной литературе о нормах двигательной активности, интенсификация умственного труда студентов в образовательном процессе, недостаточное развитие самодеятельных и самостоятельных форм занятий физическими упражнениями. Сформулированные положения определяют актуальность исследования.

Объект исследования - двигательная активность студентов Шахтинского медицинского колледжа.

Предмет исследования - объем, содержание и структура двигательной активности студентов медицинского колледжа.

База исследования - ГБОУСПОРО «Шахтинский медицинский колледж им. Г.В. Кузнецовой».

Цель исследования - выявить особенности двигательной активности студентов медицинского колледжа.

Для реализации цели были поставлены основные задачи:

· определить гигиеническую норму двигательной активности студентов в процессе обучения;

· выявить уровень двигательной активности студентов в режиме учебных занятий;

· провести сравнительный анализ содержания локомоций студентов, имеющих разный уровень двигательной активности.

В работе использовались следующие методы исследования:

· анализ научно-методической литературы;

· суточная и недельная шагометрия;

· методы математической статистики.

Организация исследования

В исследовании принимали участие 22 студента (девушки) Шахтинского медицинского колледжа 2 курса специальности «Сестринское дело». Выполнено 161 измерение в течение III семестра.

Обследование включало недельную шагометрию, проводившуюся с помощью электронно-механических шагомеров OMRON HJ-005, с ежесуточной регистрацией полученных результатов и фиксацией видов двигательной активности.

Обследуемым было предложено носить шагомер на поясе в течение недели с момента пробуждения и до сна. Ежедневно испытуемые фиксировали результаты в протоколе. Таким образом, это позволило определить количество и структуру локомоций за сутки и за неделю.

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием метода средних величин.

Считается установленным, что у людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность ограничена, а расход энергии составляет 2550-2800 ккал/сутки . Это присуще и студентам, у которых соотношение динамического и статического компонентов жизнедеятельности составляет по времени в период учебной деятельности 1: 3, а по энерготратам 1: 1; во внеучебное время соответственно 1: 8 и 1: 2 .

В современных исследованиях чаще всего упоминаются следующие методы оценки двигательной активности: по затратам времени в сутки или в неделю, по затратам энергии, по количеству суточных локомоций (шагометрия). Безусловно, на двигательный режим студентов оказывают влияние множество других факторов, определяющих их привычное поведение в повседневной жизни.

В научно-методической литературе представления о нормах двигательной активности студентов существенно различаются. Так, установлено, что в среднем двигательная активность студентов в период учебных занятий колеблется от 8000-11 000 до 14000-19000 шагов в сутки; в экзаменационный период - 3000-4000 шагов, а в каникулярный период - 14 000-19 000 шагов . Очевидно, что уровень двигательной активности студентов во время каникул отражает естественную потребность в движениях, ибо в этот период они свободны от учебных занятий. Исходя из этого, можно отметить, что уровень их двигательной активности в период учебных занятий составляет 50-65 %, в период экзаменов - 18-22 % биологической потребности. Это свидетельствует о реально существующем дефиците движений на протяжении 10 месяцев в году.


Исследователи


Нормы двигательной активности


М.Я. Виленский, Б.Н. Минаев, 1975



П.А. Назаров, 1977



Л.П. Матвеев, 1982



Вниифк, 1983



В.В. Матов, 1984



Н.М. Амосов, И.В. Муравов, 1985



Б.Г. Фадеев, 1986


Каковы же конкретные показатели двигательной активности, принятые в качестве нормы? Известно, что занятия большим спортом не гарантируют укрепления здоровья. Оптимальные границы должны определить тот уровень физической активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень выполнения учебно-трудовой и социальной деятельности. Такой режим носит оздоровительно-развивающий характер. Отсюда следует, что в указанном режиме целесообразно ориентировать студентов на показатели двигательной активности спортсменов массовых разрядов. При этом для студентов с низким исходным уровнем физического состояния это может быть уровень спортсменов III разряда (1200 ккал), с высоким - не выше II разряда (1500 ккал), для остальных в этой совокупности - промежуточные значения между верхним и нижним пределами. Чтобы выполнить указанный двигательный режим, необходимо на целенаправленные занятия физическими упражнениями затрачивать не менее 1,3-1,8 часа в день. В рекомендациях для взрослых оптимальным считается режим 3-5 - разовых занятий в неделю, продолжительностью 30-40 минут .

Проанализировав данные, полученные о количестве локомоций студентов медицинского колледжа за сутки и в неделю, все испытуемые были разделены на 3 группы по уровню привычной двигательной активности (табл. 2):1 группа - высокий уровень двигательной активности (ВДА);2 группа - средний уровень двигательной активности (СДА); 3 группа - низкий уровень двигательной активности (НДА).

Таблица 2.

Двигательный режим студентов Шахтинского медицинского колледжа


Уровень двигательной активности


Среднегрупповое значение

(кол-во шагов в сутки)


Интервал среднесуточных значений




11673,67-14418,71




8491,43-10963,67




К среднему уровню двигательной активности были отнесены студенты, показавшие результат 8000-11000 шагов в сутки.

Это позволило оценить процентное соотношение студентов с различным уровнем двигательной активности. Первая группа - девушки с низкой двигательной активностью - 21,74 % (рис. 1). В иерархической структуре привычной моторики она соответствует первому уровню, или уровню двигательной пассивности. Вся сумма накопленных здесь локомоций (за сутки, неделю и т. д.) целиком навязана условиями повседневной учебной и бытовой деятельности студентов, в ней отсутствуют элементы целенаправленного использования физических упражнений. Таким образом, пятая часть обследованных находится в состоянии гипокинезии.


Рисунок 1. Соотношение студентов с различным уровнем двигательной активности (в %)

Вторая группа - девушки со средней двигательной активностью - составила 64,60 % от общего числа обследованных. Они представляют второй уровень двигательной активности, в котором помимо локомоций, обусловленных повседневной деятельностью студентов, присутствуют обязательные формы движений, в основном в виде уроков физической культуры.

Студенты с высокой двигательной активностью, включенные в третью группу, составили 13,66 %. Высокий уровень объединяет в себе два предыдущих вида моторики плюс объем двигательных действий, получаемых в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также в спортивных секциях, мероприятиях выходного дня, спортивных соревнованиях.

Сравнительный анализ содержания привычной двигательной активности показал, что наиболее распространенными видами локомоций данного контингента являются: ходьба, урочные занятия физкультурой, домашняя работа, самостоятельные тренировочные занятия (волейбол, настольный теннис, танцы).

Учебные занятия по физическому воспитанию (два академических часа в неделю) в среднем обеспечивают возможность движений в объеме 3778,44256,56 шагов, что не может компенсировать общий дефицит двигательной активности за неделю. К сожалению, в выходные дни малоподвижный образ жизни доминирует у большинства студентов. Полученные нами результаты согласуются с литературными данными о среднем объеме обязательных занятий физкультурой (4000-7300 шагов за 2 занятия в неделю) .

Анализ вышеприведенных данных дает основание предполагать, что всего лишь 13,66 % обследованных студентов соблюдают двигательный режим, соответствующий естественной потребности в движениях. Большинство же в течение учебного года испытывают дефицит двигательной активности. В целях формирования здорового стиля жизни и уменьшения гипокинезии студентов мы разработали проект «Свободная минутка: движение вместо курения». Суть его заключается в организации студентами старших курсов подвижных перемен с использованием элементов спортивных игр: настольного тенниса, бадминтона, волейбола, баскетбола, футбола.

Выводы

1. В результате литературного анализа определен оптимальный двигательный режим (двигательная деятельность в объеме 1,3-1,8 ч в день, 14000-19000 шагов в сутки), причем на целенаправленные занятия физическими упражнениями желательно затрачивать не менее 6-8 часов в неделю мужчинам и 5-7 ч женщинам. Целесообразны 3-5 - разовые занятия в неделю продолжительностью 30-40 минут. Средний уровень двигательной активности колеблется в пределах 8000-11000 шагов в сутки.

2. Выявлены три уровня двигательной активности студентов медицинского колледжа: низкий (4865,44-7597,17 шагов в сутки, 21,74 % от общего числа обследованных), средний (8491,43-10963,67 шагов в сутки, 64,60 %) и высокий (11673,67-14418,71 шагов в сутки, 13, 66 %).

3. Повседневная учебная и бытовая деятельность студента не обеспечивает необходимый объем двигательной активности, создавая предпосылки для развития состояний гипокинезии и гиподинамии.

4. Основными и наиболее распространенными видами локомоций данного контингента студентов в зимнее время являются различные виды ходьбы, обязательные занятия физкультурой, повседневная домашняя работа, самостоятельные занятия физическими упражнениями и тренировки по видам спорта.

5. Доля аудиторных занятий физкультурой (3778,44256, 56) составляет более трети от среднего уровня двигательной активности (в суточном количестве шагов), что говорит о важности и необходимости данной дисциплины в плане формирования потребностей и навыков организации собственного двигательного режима.

Использование результатов исследования позволило нам выработать практические рекомендации , способствующие реализации потребностей студентов в наиболее предпочтительных видах двигательной активности:

1. В самостоятельной деятельности студентов использовать различные формы двигательной активности, включая «малые»: утренняя гимнастика, микропаузы в учебном труде с использованием упражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня.

2. Включать в спортивно-оздоровительную работу в колледже разнообразные средства, виды и формы физкультурной деятельности (соревнования по традиционным и нетрадиционным видам спорта (волейбол, баскетбол, легкая атлетика, настольный теннис, аэробика, городки, ДАРТС, русская лапта);

3. Способствовать формированию знаний и навыков физического самосовершенствования с учетом половозрастных особенностей обучающихся и их индивидуальных предпочтений на учебных занятиях и во внеурочное время (участие в агитационных и спортивно-массовых мероприятиях, санпросветдесанты, походы, туристические слеты, Дни бега, Дни здоровья и т. д.).

4. В учебной и повседневной деятельности студентов придерживаться рекомендованного оптимального уровня двигательной активности с соблюдением требований необходимого объема и интенсивности, используя доступные виды спорта и средства физической культуры.

5. Внедрить разработанный социальный проект в образовательное пространство медицинского колледжа.

Список литературы:

1.Амосов Н.М., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения. - М.: Знание, 1985. - 64 с.

2.Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. - В. кн.: Физическая культура студента. - М.: Гардарики, 2001. - С. I3I-174.

3.Кобяков Ю.П. Двигательная активность студентов: структура, нормы, содержание / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 5. - С. 44-46.

4.Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 11. - С. 20-23.

5.Козлов Д.В. Повышение двигательной активности студентов на основе интеграции форм физического воспитания в вузе: дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Д.В. Козлов. - Красноярск, 2009. - 157 с.

6.Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга / Элементы мысли. - СПб.: Питер, 2001 г. - С. 5-6.

Норма двигательной активности

Величина двигательной активности, соответствующая запросам организма в разнообразных движениях и способствующая укреплению здоровья, признается нормой. Это понятие включает в себя объем и интенсивность движений и является основой физического воспитания детей и подростков. Отличительной особенностью нормирования двигательной активности детей и подростков является учет их возрастно-половых различий. Чем старше ребенок, тем большая величина двигательной активности (как по объему, так и по интенсивности) рекомендуется в качестве нормы.

Для решения задач по контролю за суточной величиной двигательной активности детей и подростков их объединяют в несколько возрастно-половых групп. Ведь гигиеническая норма разработана для детских и подростковых коллективов, а не для отдельных лиц с их индивидуальными психофизиологическими особенностями и спецификой развития физических качеств. В связи с этим выделены следующие группы: дети дошкольного возраста (3–4 и 5–6 лет), младшие школьники (7-10 лет), школьники среднего (11–14 лет) и старшего возраста (15–17 лет).

Дифференцировка нормы суточной двигательной активности в зависимости от пола проводится только в старшем школьном возрасте. Дело в том, что моторная доминанта становится более выраженной в подростковом возрасте, и у юношей биологическая потребность в движениях оказывается на 20–25 % выше, чем у девушек того же возраста.

Суммарная величина локомоций (шагов) с возрастом увеличивается. Однако при этом следует учесть, что у юношей и девушек 15–17 лет естественные локомоции могут адекватно заменяться другими движениями, выполненными в процессе трудовой и спортивной деятельности.

Длительность двигательного компонента с возрастом уменьшается. Такое уменьшение времени, отводимого на двигательный компонент, свидетельствует об увеличении их интенсивности в более старшем возрасте.

Двигательная активность в течение суток должна распределяться на весь период бодрствования. Это распределение не должно быть одинаковым: наибольшее число движений следует выполнять в период между 9 и 12 и между 15 и 18 ч в соответствии с суточными биологическими ритмами. Функциональное состояние организма, как известно, на протяжении суток меняется.

Неравномерно распределяется двигательная активность не только в течение дня, но и в течение недели и в разные сезоны. Дети не обладают врожденным «недельным» ритмом, но в функционировании организма ученика это проявляется.

Некоторое уменьшение двигательной активности в течение суток в отдельные дни учебной недели и последующее увеличение в воскресенье, т. е. свободный день, можно рассматривать как нормальное явление.

Возможность изменения средней величины двигательной активности в течение суток в разные сезоны имеет биологическую основу. Многими биологами отмечена ее сезонная периодичность у животных. У детей она летом выше, чем в другие сезоны (особенно зимний). Колебания суточной двигательной активности детей на протяжении учебной недели или в разное время года не должны выходить за пределы гигиенической нормы. Как только эти показатели выходят за ее верхнюю или нижнюю границы, создается опасность появления гипо– или гиперкинезии.

Обязательным условием построения двигательного режима является разнообразие движений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Школьников

Двигательной активностью в гигиене называют сумму движе­ний, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Двига­тельная активность детей и подростков условно делится на три части, выполняемая:

в процессе физического воспитания и во время обучения;

в процессе общественно полезной трудовой деятельности;

в свободное время.

Эти составляющие, дополняя друг друга, обеспечивают опре­деленный уровень суточной двигательной активности школьни­ков разных возрастно-половых групп.

Влияние двигательной активности на здоровье школьников. Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения, или гипоки­незия, вызывает многообразные морфологические и функцио­нальные изменения организма. Комплекс таких изменений от­носится к предпатологическим и патологическим состояниям. Ведущими признаками гипокинезии служат нарушение механиз­мов саморегуляции физиологических функций; снижение функ­циональных возможностей организма; нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата; деятельности вегетативных фун­кций.

Понятием «гипокинезия» обозначается также ограничение ко­личества и объема движений, связанных с перемещением тела в пространстве, обусловленное образом жизни, особенностями про­фессиональной деятельности.

Основные причины гипокинезии у школьников:

· ограничения двигательной активности, связанные с режимом обучения и перегруженностью учебной программы;

· отсутствие систематических и достаточных занятий физиче­скими упражнениями;

· хронические заболевания и дефекты развития, ограничива­ющие двигательную активность.

У школьников 6 - 8 лет гипокинезия наблюдается у каждого второго, среди 9-12-летних она не отмечена только у 30%, ею не страдают только 25 % старшеклассников.

Чрезмерная двигательная активность обозначается термином «гиперкинезия». Одна из ее основных причин - ранняя спортив­ная специализация детей. Для гиперкинезии характерен специфи­ческий комплекс функциональных нарушений и изменений со­стояния здоровья: центральной нервной системы и нейрорегуляторного аппарата. При этом происходит истощение симпатико- адреналовой системы и снижение общего неспецифического им­мунитета организма.

Оздоровительный эффект суточной двигательной активности школьников прежде всего зависит от ее суммарной величины, т.е. 0 т организации не только физического воспитания, но и всего учебно-воспитательного процесса, а также организации свобод­ного времени школьником.

Одно из условий формирования здоровья конкретного школь­ника - привычная для него суточная двигательная активность, включающая в себя самые различные формы, методы и средства физического воспитания в определенных гигиенически рацио­нальных соотношениях.Привычной считается такая двигатель­ная активность, которая устойчиво проявляется в процессе жиз­недеятельности.

Методы изучения и оценки двигательной активности. В повсед­невной жизни школьник выполняет разные движения (ходит, бегает, прыгает, т.е. перемещается в пространстве), трудовые и игровые двигательные действия, так же сопровождающиеся раз­личными изменениями положения его тела в пространстве.

На эти двигательные акты школьник затрачивает определен­ные физические усилия, сопровождающиеся постоянными мы­шечными сокращениями различной интенсивности, при этом накопленная выделяемая в скелетных мышцах химическая энер­гия преобразуется в механическую работу.

В связи с этим самым информативным и точным методом ги­гиенической оценки как количественной, так и качественной дви­гательной активности служит определение величин энергетичес­ких трат. Наиболее точен, но одновременно и наиболее дорогос­тоящ -метод непрямой калориметрии, т. е. определение количе­ства потребляемого организмом кислорода.

В гигиенической практике чаще применяется расчетный способ определения величин энергетических затрат.

Для этого изучаются такие показатели, как:

продолжительность по времени (в минутах, часах или в про­центах по отношению к продолжительности суток) двигательно­го компонента в суточном бюджете времени;

число перемещений тела в пространстве (локомоций) за еди­ницу времени;

сумма движений (локомоций), выраженная в величине прой­денного за сутки расстояния (в км).

Эти показатели позволяют получить достаточно объективную и надежную информацию о характере и объеме двигательной ак­тивности школьников. При этом не требуется использование спе­циального дорогостоящего оборудования.

В гигиенических исследованиях, посвященных нормированию двигательной активности, широко используются методы непре­рывной регистрации ЧСС, определения пульсовой «стоимости» различных видов деятельности, суммарной величины двигатель­ной активности за сутки с помощью телеметрических устройств.

Хронометраж. В гигиене физического воспитания хронометраж используется для изучения и оценки суточного режима школьни­ков, а не самой двигательной активности.

Методика хронометража основана на регистрации деятельно­сти конкретного школьника в определенный отрезок времени дня или даже в течение суток. Хронометраж применяется тогда, когда школьник находится в организованном коллективе. Возможности хронометража свободного времени школьников ограничены, по­этому такие наблюдения рекомендуется дополнять данными са­монаблюдения школьника, полученными либо самим учащимся, либо исследователем.

Шагометрия - это подсчет локомоций школьника с помощью специальных приборов. В практике широко применяются простые шагомеры разных типов. При каждом шаге школьника подвижная часть прибора - анкерное устройство - приводит в движение счет­чик, соединенный с циферблатом прибора.

Все гигиенические нормативы двигательной активности школь­ников рассчитаны по отношению к суточному циклу жизнедея­тельности, т.е. на 24 ч. Иногда для гигиенической характеристики физической активности школьников избираются более продолжи­тельные интервалы наблюдений - неделя, месяц, учебная четверть. Но такими данными можно пользоваться лишь для сравнительной оценки различных вариантов двигательной активности школьников.

Формирование двигательной активности школьников

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения школьников, она определяется как социально-экономическими условиями и уровнем культуры об­щества, так и организацией физического воспитания, а также и индивидуально-типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями телосложения и функциональными особенностями и возможностями школьников.

Уровень привычной двигательной активности может не соот­ветствовать биологической потребности организма в движениях и существующим возрастно-половым гигиеническим нормам (гар­моническое физическое развитие, повышение функционального состояния ведущих адаптивных систем организма, сохранение и укрепление здоровья).

Основные факторы, формирующие привычную двигательную ак­тивность школьников. Все факторы, определяющие тот или иной уровень привычной двигательной активности школьников, условно делятся на три группы: биологические, социальные и гигиени­ческие.

Биологические факторы. Ведущие биологические факторы, фор­мирующие потребность организма человека в движениях, - воз­раст и пол.

Среднесуточная активность школьников, выраженная числом локомоций и объемом физической работы, выполненной при ходь­бе, с возрастом увеличивается. Например, если мальчики 8 - 9 лет при свободном режиме делают за сутки 21 ±0,6 тыс. шагов, а в 10- 11 лет - 24 ±0,5, то в 14-15 лет уже 28,7 ±0,3 тыс. шагов. Объем работы при ходьбе у мальчиков 8 - 9 лет равен 560 кДж/сут, а в 14-15 лет - 1470 кДж/сут, т.е. он увеличивается почти в 3 раза.

Уровень двигательной активности девочек 8 - 9 лет практиче­ски такой же, как и мальчиков. Однако с возрастом различия приобретают существенный характер. Например, у девочек 14- 15 лет среднесуточное число шагов меньше на 4,9 тыс., а объем выполненной работы - на 217 кДж.

С возрастом увеличиваются энергетические потребности школь­ников. У мальчиков 9 и 10 лет они не отличаются и составляют 9000 кДж/сут, а у девочек - отличаются и составляют соответ­ственно 4940 и 8900 кДж/сут. В период так называемого пубертатного скачка показатели основного обмена и среднесуточные величины энергозатрат чрезвычайно изменчивы. У мальчиков они прогрессив­но увеличиваются с возрастом (особенно в пубертатном периоде), тогда как у девочек они достигают максимума в 11 лет и в дальней­шем практически не меняются или даже несколько снижаются.

Возрастные изменения количественных показателей суточной двигательной активности обусловлены генетическим кодом и яв­ляются биологической особенностью растущего организма.

Другой биологический фактор, формирующий привычную дви­гательную активность, - постоянство внутренней среды организма.

Уровень суточной двигательной активности, способствующей нормальному росту, биологическому развитию и сохранению и укреплению здоровья, считается физиологической нормой и при­меняется в качестве гигиенического критерия для оптимизации организации физического воспитания школьников разных воз- растно-половых групп.

Социальные факторы влияют на величину привычной двига­тельной активности школьников: образ жизни, организация учеб­но-воспитательного процесса, физическое воспитание.

У школьников, не занимающихся спортом или другими до­полнительными формами физического воспитания, наименьшая двигательная активность. Особенно резко она снижается у перво­классников. У них на 30-40% число локомоций меньше, чем у сверстников, не посещающих школу. Уровень суточной двигатель­ной активности снижается у старшеклассников во время выпуск­ных экзаменов в школе, а у выпускников школ - при подготовке к вступительным экзаменам в вуз.

Формированию устойчивой положительной мотивации школь­ников к активной двигательной деятельности способствует в пер­вую очередь образ жизни семьи, ее двигательный режим. В подрост­ковом возрасте одним из важнейших социальных факторов, фор­мирующих привычную двигательную активность, становятся массо­вые физкультурно-спортивные мероприятия и создание благопри­ятных условий для регулярных тренировочных занятий различны­ми видами спорта с учетом интересов самих школьников. Установ­ка на регулярные занятия физической культурой - обязательное условие формирования и поддержания здорового образа жизни.

Гигиенические факторы. К важнейшим гигиеническим факто­рам, формирующим привычную двигательную активность школь­ников, относятся:

благоприятные гигиенические факторы (рациональный суточ­ный режим; правильное чередование труда и отдыха, физической и умственной работы; разнообразие используемых средств и форм физического воспитания; нормальные гигиенические условия окру­жающей среды; наличие достаточных гигиенических навыков; правильный образ жизни семьи);

неблагоприятные гигиенические факторы (учебная перегрузка в школе и дома; нарушение режима дня; отсутствие условий для правильной организации физического воспитания; наличие вред­ных привычек; неблагоприятный психологический климат в се­мье и классе).

Сочетание неблагоприятных социальных, биологических и ги­гиенических факторов, формирующих привычную двигательную активность школьников, приводит к формированию у них очень низкого ее уровня и, как следствие, к увеличению риска различ­ных нарушений морфологического и функционального развития, возникновению различных хронических заболеваний.

Основныегигиенические принципы оптимизации двигательнойактивностишкольников. Гигиенически оптимальная двигательная активность школьников может быть достигнута при соблюдении двух основополагающих принципов:

1. целенаправленной коррекции суммарной суточной двигатель­ной активности средствами физического воспитания в пределах гигиенических возрастно-половых норм;

2. использования такой гигиенически обоснованной модели процесса физического воспитания, которая бы в наибольшей мере соответствовала возрастным, половым и индивидуальным функ­циональным особенностям и возможностям школьников.

Реализовать эти гигиенические принципы можно, используя комплексную модель физического воспитания школьников, со­держащую разные средства, формы и методы физического воспи­тания (утреннюю гигиеническую гимнастику, гимнастику до уро­ков, физкультминутки на уроках, динамический час, внекласс­ные и внешкольные формы массовой физкультурно-оздоровитель­ ной работы, урок физической культуры).

Гигиенические возрастно-половые нормативы двигательной активности школьников

Гигиеническая норма двигательной активности школьников - это научно обоснованные, количественные ее параметры, которые соот­ветствуют биологической потребности растущего организма в дви­жениях и, реализуясь в повседневной жизни, способствуют гармони­ческому физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья школьников.

У каждого школьника индивидуальная потребность в суточ­ной двигательной активности. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, индивидуально-типологических особенно­стей высшей нервной деятельности, местных климатических ус­ловий, организации учебно-воспитательного процесса, режима дня и многих других факторов. Меру двигательной активности, учитывающую все перечисленные индивидуальные особенности и оказывающую благоприятное влияние как на клеточном, тка­невом и органном уровне, так и на уровне целостного организ­ма, следует называть гигиенической нормой. При гигиенически оптимальной величине двигательной активности достигается гар­моническое взаимодействие в системе «организм - окружающая среда».

Биологическими критериями оптимальной двигательной актив­ности считаются экономичность и надежность функционирования всех систем организма, его способность адекватно реагировать на постоянно меняющиеся социальные, биологические и гигиениче­ские условия окружающей среды. Нарушения гомеостатического равновесия организма, избыточное напряжение механизмов са­морегуляции его ведущих адаптивных систем, проявляющиеся в его неадекватных приспособительных реакциях, указывают на не­соответствие двигательной активности величине ее гигиеничес­кой нормы.

Гигиеническая норма суточной двигательной активности по каждому показателю представляет собой определенный предел - от минимально необходимой величины (нижняя граница) до мак­симально допустимой (верхняя граница). За пределами данных величин двигательная активность оценивается или как гипокине­зия, или как гиперкинезия. Приводим шкалу оценки суточной Двигательной активности детей и подростков по шести возрастно-половым группам (табл. 53).

Махида касенова назировна
Двигательная активность детей раннего возраста и ее особенности

Касенова Махида Назировна

Казахстан Северо- Казахстанская область

г. Петропавловск КГУ ДОМ РЕБЕНКА

«Двигательная активность детей раннего возраста и ее особенности »

(из опыта работы воспитателя)

Движение- это жизнь. Ничто так не истощает и

не разрушает человека, как продолжительное

физическое бездействие»,-наставлял древнегреческий философ Аристотель.

Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста выделяют главную цель развитие индивидуальной неповторимой личности каждого ребенка дошкольных учреждений.

Проблема социального развития детей раннего возраста призвана реализовывать более глобальные идеи, развитие социально-активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста будет воспитывать в нем человека-гражданина, который способен преобразовать окружающий мир.

Физиологи отмечают что движение является врожденной жизненной необходимой потребностью человека, именно поэтому важно ее полное удовлетворение в дошкольном возрасте когда формируется все основные системы и функции организма.

Так у малоподвижных детей наблюдается отставание моторного нервно-психического развития и часто эти дети подвержены простудным заболеваниям. Таким образом интенсивность и характер психофизического развития детей и здоровье зависит от двигательной активности .

Взрослые глубоко ошибаются, думая, что овладение ходьбой – вертикальным перемещением в пространстве очень легкое достижение, которое приходит к малышу «само собой» ! Ребенок упорным «трудом» завоевывает этот навык. Поэтому нужно создать малышам комфорт для передвижения в группе. Центральная часть игровой должна быть свободной, дети должны хорошо видеть пути передвижения хорошо видимое пространство формирует первоначальную ориентировку в ближайшем окружении и элементарную самостоятельность. Дети стараются снова и снова повторять удавшееся ему действие, они как бы «тренируются» . Детей привлекают внимание все приспособления для занятий это дорожки, модули, обручи мячи, пенечки, горочки и другие они часто падают, поднимаются и с помощью воспитателя начинают сначала.

Таким образом, формируются виды движении ребенка в пространстве, координация и устойчивость в вертикальном положении, чувство равновесия. Особое значение для детей от 1 года до 3 лет имеет развитие движений совершенствование ходьбы ребенка. Ограничение двигательной активности может обернуться нервным срывом для детей . Они начинают демонстрировать свое «неповиновение» , раздражение, нервозность и часто вялость, безразличие ко всему. Очень важно начало своевременно и правильно взять старт развития 2 го года жизни детей на занятиях на утренней гимнастике побуждать детей к самостоятельной ходьбе в пространстве не наталкиваясь друг на друга, обучать ходьбе за воспитателем, ходьбе по ограниченным поверхностям и другим видам ходьбы.

Создавать ситуации которые побуждают детей к перемене тела в пространстве например; повороты, наклоны, приседания при выполнении тех или иных упражнений давать детям в руки легкие пособия например ; цветные шарики диаметр 20, флажки цветные, султанчики, кубики, резиновые мячи диаметр 20, погремушки, кубики, гимнастические палочки (длина 55 – 60 см, диаметр 3 см) и другие пособия которые имеются в наличии.

Дети с удовольствием выполняют упражнения с султанчиками с флажками пусть даже не у всех получается но они стараются повторять за воспитателем. В ходе проведения различных занятии двигательной активности у детей расширяется запас понимаемых слов активизируется лепетная речь ,например : топ-топ, кати-кати, лови- лови, беги, дай, лети-лети. При выполнении тех или иных упражнений дети должны постоянно слышать от воспитателя поощрительные слова видеть улыбку воспитателя все это способствует развитию двигательной активности ребенка . Ограничения детей в стремлении (бегать, ползать, лазить, прыгать) приводят к возникновению тревожности, раздражительности, агрессивному поведению. В возрасте от 1 года до 3 лет развитие детей зависит не только от его состояния здоровья и темперамента но и от системы его воспитания и ухода. В развитии от 1 года до 3 лет можно разделить на три периода :

1. период (с 1 года до 1 ,5 лет) – ребенок научился ходить, становится более самостоятельным, исследует и познает мир, он лезет кругом и всюду, падает, набивает себе шишки, неловко бегает, умеет бросать мяч, бьет мяч ногой, самостоятельно встает с пола.

2. период (1,5 лет до 2 лет) - все более совершенствуется в обретенных навыках проявляет свой характер, уверенно бегает, поднимается и спускается на несколько ступенек держась за руку взрослого, нагибается и поднимает с пола предметы, влезает на горку и съезжает с нее, прыгает на месте.

3. период (с 2 лет до 3 лет) - активное умственное развитие ребенка умеет прыгать, самостоятельно поднимается и спускается с лестницы. Перепрыгивает через невысокие предметы, бросает и ловит мяч, играет в подвижные игры, умеет координировать свои движения и сохранять равновесие.

Дети стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное - многократно самостоятельно повторять движения и действия и при этом ощущать огромную радость. Действия ребенка могут выполняться в различных комбинациях (разные направления, скорость, темп) . Воспитателю важно найти правильное сочетание пособий и движений , не допуская их однообразия, в таких условиях у ребенка быстро появляется умение переносить уже хорошо знакомые движения в новую обстановку. Во время двигательной активности ребенка следует обращать внимание на то. Чем он занят, и в случае необходимости переключать его с одного вида деятельности на другой.

Дети от 1 года до 3 лет любят выполнять поручения взрослых, поэтому надо часто привлекать малышей к расстановке и уборке пособий дети моей группы перед физкультурным занятием по просьбе воспитателя достают нужные пособия раскладывают их на ковре и на полу,например :

- «Колечка, принеси обручи, Андрюша, достань султанчики. Алиночка разложи дорожки» - (если пособия тяжелые помогает воспитатель, остальные снимают свою обувь, ставят аккуратно в сторонку, чтобы не мешало занятию, садятся на стульчики и ждут указаний воспитателя. Дети получают огромное удовольствие от выполнения разнообразных движений и от эмоционального положительного контакта с воспитателем. В то же время у детей внимание еще не устойчиво, он часто отвлекается и переходит от одного вида деятельности к другому. К трем годам дети производят большое количество движений, они подражая взрослому имитируют действия птиц, животных, транспорта. Большое место в двигательной активности детей играют различные подвижные игры, где полно реализуется высокая потребность ребенка в движении, она значительно увеличивается в процессе подвижных игр с использованием физкультурных пособий . Действия детей с пособиями очень просты он обыгрывает их :Например : в руках флажки машем вверх - вниз, а теперь –спрятали (ручки за спинками, ходьба по дорожке - в руках кубики, сели в ямки (дети садятся внутрь обручей) в руках шишки массажируем ладошки и много других действий, показ этих действии и разнообразие пособий вызывает интерес у детей к движениям важно воспитателю показать эти действия и поиграть вместе с ними.

Предлагаю несколько несложных игр с пособиями :

1. Бегите ко мне. Дети стоят у стены в руках маленькие кубики или шарики. Дается команда «бегите ко мне!» дети подбегают к воспитателю и бросают пособия в корзину , которую держит воспитатель.

2. Шарики собери. Дети стоят в большом кругу. Воспитатель, высоко поднимая корзину или коробку высыпает цветные мячи или шарики «количество 15- 20 штук» и произносит : - Раз, два, три, шарики собери! Дети с удовольствием бегают за катящимися шариками и собирают в корзину или коробку, которая стоит на стульчике.

3. У меня флажок. Дети стоят в большом кругу расстояние друг от друга 1 метр воспитатель раздает по два флажка. Поднимаем высоко – раз, опускаем низко – два, спрятали за спинку – три.

4. Попади в цель. Дети встают по кругу в руках мячи в центре глубокий мягкий модуль в виде ямы по сигналу воспитателя «Раз, два, три мячик лети «-- бросают мячи в корзину или в модуль.

5. Попрыгай как зайчик. Воспитатель держит мягкую игрушку зайку и вместе ним прыгает, дети стараются повторять прыг- скок, прыг-скок. После 4-6 подпрыгиваний дети отдыхают.

6. Паровоз идет по рельсам. Дети становятся друг за другом держась за одежду воспитатель первый- поехали- пу-у-у-у-у-чих- чих- чих двигаемся во все стороны по игровой.

Дети постепенно в игровых условиях осваивают разные виды ходьбы, развивают внимание, равновесие, обогащают свой активный словарь при многократном повторении формируется правильная осанка.

После освоения каких либо движений воспитатель изменяет ситуацию, повышая требования, то есть создает условия благоприятные для развития формирования закрепления и использования еще недостаточно закрепившихся двигательных умений . Очень важно учитывать их индивидуальные возможности и способности каждого ребенка . Для детей с некоторой задержкой двигательного развития , физически более слабых необходимо часто привлекать к участию в доступных им играх, усложняя их постепенно.

Литература

1. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. – М. : Просвещение, 1978

2. Шишкина В. А. Движение + движение. - М. : Просвещение, 1992.

4. Осокина Е. И. Игры и развлечения детей на воздухе . - М. : Просвещение, 1982