Противопоказания для обучения по специальности. У каких специальностей высшего образования есть медицинские противопоказания. Противопоказания при выборе профессии

Выбор профессии - очень важное дело. От решения зависит судьба, содержание каждого дня, реализация способностей и интересов, круг общения. Делая выбор, рекомендуется обратить внимание на профессии, относящиеся к медицине. Они подходят тем людям, которые мечтают посвятить себя заботе о других людях, их здоровье. Медицинские профессии, список и обзоры всех специальностей - это то, что нам предстоит рассмотреть.

Профессии, которые можно получить в вузе

Многие люди стремятся получить высшее образование. В медицинских вузах абитуриентам предлагается 9 специальностей. Это:

  • «Лечебное дело».
  • «Педиатрия».
  • «Медико-профилактическое дело».
  • «Стоматология».
  • «Фармация».
  • «Сестринское дело».
  • «Медицинская биохимия».
  • «Медицинская биофизика».
  • «Медицинская кибернетика».

На первых четырех специальностях присваивается квалификация врача. На «Фармации» становятся провизорами, а на «Сестринском деле» - медицинскими сестрами. На последних специальностях присваиваются квалификации врача-биохимика, врача-биофизика и врача-кибернетика. Давайте более подробно разберем представленный перечень медицинских профессий, специальностей.

«Лечебное дело» и «Педиатрия»

«Лечебное дело» является наиболее многогранной специальностью. Именно поэтому на нее в вузах всегда подается много заявлений. Люди, имеющие эту специальность, могут заниматься лечением, диагностикой, профилактикой, осуществлять воспитательно-образовательную, организационно-управленческую и научно-исследовательскую деятельность.

«Педиатрия» - специальность, сущность которой заключается в лечении детей, диагностировании и профилактике детских заболеваний. Врачи следят за развитием малышей, начиная с рождения, направляют их при выявлении каких-либо проблем к специалистам, имеющим узкоспециализированные медицинские профессии.

«Медико-профилактическое дело» и «Стоматология»

На «Стоматологии» студенты изучают дисциплины, связанные с заболеваниями слизистой оболочки полости рта, имплантологией, кариесологией и т. д. В дальнейшем с такой специальностью люди становятся стоматологами-терапевтами, ортопедами, гигиенистами. Они занимаются диагностикой и лечением заболеваний ротовой полости, устраняют кариес, устанавливают имплантаты, съемные и несъемные протезы, выполняют профилактику заболеваний.

«Фармация» и «Сестринское дело»

Интересной специальностью является «Фармация». Она подходит людям, любящим химию и разбирающимся в ней. На «Фармации» подготавливаются специалисты, которые будут в дальнейшем заниматься изготовлением лекарств, работать в исследовательской нише, разрабатывать новые медикаменты, изучать эффективность препаратов. После окончания учебы по этой специальности многие работают в аптеках - занимаются продажей лекарств, предоставляют консультационные услуги посетителям.

«Сестринское дело» - важная специальность, необходимая профессия. Медицинская сестра требуется во всех отраслях медицины. Этот специалист ухаживает за больными людьми, выполняет указания врача. После окончания вуза можно устроиться в любую клинику или больницу на должность рядовой медицинской сестры. В дальнейшем благодаря наличию высшего образования можно будет стать старшей медицинской сестрой.

Медицинская биохимия, биофизика и кибернетика

Специальность «Медицинская биохимия» связана с лабораторной диагностикой, проведением биохимических, клинических, иммунологических и медико-генетических исследований. Направление «Медицинская биофизика» предполагает работу с современным медицинским оборудованием. Те люди, которые поступают сюда, в будущем становятся радиологами, врачами ультразвуковой диагностики.

«Медицинская кибернетика» - молодая специальность. Она объединяет в себе разные науки: и биологию, и физику, и информатику, и медицину. Люди, имеющие эту специальность, могут работать с вычислительной техникой, применять новейшую аппаратуру в обследованиях больных людей, устранять неполадки у приборов. Будущие профессии студентов, обучающихся на «Медицинской кибернетике», - врач-кибернетик, врач-лаборант звуковой и лучевой диагностики, иммунолог и т. д.

Медицинские противопоказания к профессиям

Не все люди могут иметь профессии, связанные с медициной, ведь у них есть противопоказания:

  • нервные и психические заболевания;
  • выраженные болезни слуха и зрения;
  • кожные и инфекционные заболевания;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • нарушение координации движений кистей рук.

С серьезными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, поступить не удастся на представленный выше перечень профессий. Медицинский осмотр - это то, что проходит каждый абитуриент при поступлении в любой медицинский вуз. Результаты предоставляются в приемную комиссию.

Особенности получения медицинских специальностей в вузе

Наша страна давно перешла на подготовку специалистов по двухуровневой системе образования. Однако медицинские вузы решили не отказываться от традиций российской высшей школы. Все специальности (кроме «Сестринского дела») относятся к специалитету. Чтобы стать врачом или провизором, требуется от 5 до 6 лет обучения в вузе на очной форме. «Сестринское дело» относится к бакалавриату. Продолжительность обучения на этой специальности составляет 4 года на дневном отделении.

Заочная форма обучения разрешена лишь по направлению «Фармация» и «Сестринское дело». Остальные медицинские профессии можно получить только на очном отделении. Дело в том, что научиться лечить больных людей и проводить различные медицинские манипуляции можно только в вузе, отрабатывая все навыки на фантомах и манекенах, и в больнице у постели пациента при прохождении практики.

Последипломное образование для врачей

В высшей школе продолжительность подготовки врача является самой большой. Студенты, которые учатся в вузах, не относящихся к медицинским, получают право на ведение деятельности после получения диплома. С медицинскими специальностями все совершенно иначе. Диплом врача не дает права вести самостоятельную врачебную деятельность. Для его получения будущие специалисты проходят первичную последипломную специализацию.

Перед выпускниками медицинских вузов открываются следующие перспективы дальнейшего образования:

  • приобретение первичной врачебной специализации в интернатуре (после получения диплома) в течение 1 года;
  • приобретение врачебной специализации с углубленной подготовкой в ординатуре в течение 2 или 3 лет;
  • ведение научно-исследовательской деятельности в области теоретических медико-биологических наук.

Приобретение специализации в интернатуре

В интернатуре, как говорилось выше, приобретают первичные врачебные специализации. В их число входят: терапия, гинекология и акушерство, хирургия, инфекционные болезни, педиатрия, психиатрия, скорая медицинская помощь и другие. Кем же можно стать после интернатуры? Например, выпускник вуза после завершения учебы по специальности «Лечебное дело», оценив все медицинские профессии, выбрал хирурга. Чтобы им стать, при поступлении в интернатуру потребуется выбрать специализацию «хирургия».

После окончания интернатуры выпускник получает 2 документа: удостоверение, прилагаемое к диплому, о получении последипломного образования и сертификат специалиста, дающий право на самостоятельную врачебную деятельность.

Получение специализации в ординатуре и обучение в аспирантуре

Специализации, требующие углубленной подготовки, включают в себя кардиологию, гематологию, клиническую фармакологию, ультразвуковую диагностику, детскую онкологию, хирургическую стоматологию и т. д. Например, врач, получивший специализацию в интернатуре по направлению «хирургия», в ординатуре может учиться на врача-нейрохирурга или на врача-онколога-хирурга.

После 2 или 3 лет обучения в ординатуре врач получает также 2 документа: удостоверение и сертификат. Благодаря им можно работать по выбранной специализации. Таким образом, путь к профессии узкого специалиста в медицине может составлять 9 лет. Людям, интересующимся каким-то определенным предметом и наукой, открыт путь в аспирантуру. Продолжительность обучения составляет 3 года. Цель аспирантуры заключается в подготовке научных кадров высокой квалификации.

Среднее и начальное медицинское образование

Медицинские профессии получают не только в вузах, но и в ссузах - училищах, колледжах. Здесь готовят специалистов среднего звена. В их число входят:

  • фельдшеры;
  • акушеры;
  • медицинские сестры;
  • помощники санитарных врачей;
  • эпидемиологи;
  • медицинские лаборанты;
  • зубные техники;
  • фармацевты.

Существует также профессия «младшая медицинская сестра». Это начальное профессиональное медицинское образование. Младшими медицинскими сестрами начинают подрабатывать студенты I-II курсов. В их обязанности входит смена белья на больном человеке, его кровати, кормление тяжелобольных пациентов, оказание помощи в перевозке.

В заключение стоит отметить, что перед поступлением в медицинский вуз с целью получения какой-либо профессии стоит оценить свои личностные качества. В будущей работе важны внимательность, эмоциональная устойчивость, аккуратность, наблюдательность, ответственность, сострадание, добросовестность.

Которая будет приносить удовольствие. Казалось, что тут ещё добавить? Но, выбирая род деятельности и взвешивая все «за» и «против» в пользу той или иной профессии, нельзя игнорировать один пунктик: она не должна причинять вред здоровью. И да, речь идёт не только о специальностях, представляющих реальную угрозу для здоровья ( , шахтёр, пожарник и др.), а обо всех без исключения. Почему это так важно?

Если профессия требует более хорошего здоровья, чем у тебя, в будущем она может спровоцировать возникновение заболеваний или обострение имеющихся. Поэтому, прежде чем рвануть навстречу мечте, задай себе вопрос: «А соответствует ли мой уровень здоровья выбранной профессии?» Не зря каждый абитуриент обязан пройти медкомиссию. Чтобы сориентировать тебя уже сейчас, вкратце пробежится по основным болячкам, которые являются стоп-сигналом при выборе профессии.

Приоритетный фактор при поиске занятия по своему здоровью — хронические заболевания

Зрение

Пожалуй, чаще всего противопоказания по профессиям связаны с этим органом чувств. Людям со слабым зрением стоит избегать выбора профессий, подразумевающих высокую нагрузку на глаза. К примеру, обладателям близорукости крайне нежелательно заниматься любой работой, где необходимо рассматривать мелкие детали или часто наклонять голову вниз (ювелир, часовщик, корректор). Игнорирование противопоказания приводит к прогрессированию близорукости. Если у человека нарушено цветовое зрение, он не сможет стать водителем транспорта.

Слух

Серьёзные проблемы со слухом закрывают путь в профессии, требующие постоянного общения или реагирования на какие-либо звуки ( , учитель, оператор справочной службы). Выбирая профессии, подразумевающие воздействие высокого шума и музыки (работа на производстве, на радио, концертная деятельность и др.), каждый рискует столкнуться с нарушением слуха.

Дыхательная система

При заболеваниях дыхательной системы (особенно это касается астмы) нежелательно работать в условиях повышенного содержания в воздухе пыли, дыма или химических веществ (строитель, агроном, зоотехник и др.).


Внимательно к выбору профессиональной деятельности стоит отнестись аллергикам

Опорно-двигательный аппарат

Людям с существенными нарушениями опорно-двигательного аппарата противопоказаны профессии с высокой двигательной активностью. К примеру, неправильная осанка и сильное плоскостопие — запрет для профессий, где приходится много времени проводить на ногах ( , продавец-консультант и др.).

Пищеварение

Усугубят гастрит, язву и другие заболевания желудочно-кишечного тракта профессии, связанные с физическим и нервным напряжением, а также с частыми командировками (репортёр, спортсмен, гид и др.) — в подобных условиях трудно соблюдать режим питания. Это же замечание касается и диабетиков.

Речевой аппарат

Наличие дефектов речи затрудняет путь в профессию типа «человек-человек» — такие недуги нежелательны при частом взаимодействии с людьми. Постоянное общение — нелёгкая задача для человека с плохой дикцией.

Иммунитет

Устойчивости к простудным заболеваниям требуют профессии, связанные с работой в некомфортных погодных условиях (геолог, археолог, строитель).

Нервная система

Ряд профессий предполагает ежедневное пребывание в нервном напряжении ( , учитель, следователь, и др.). Психосоматические расстройства, неврозы, болезни сердца, нервное истощение, стресс — всё это грозит представителям «нервных профессий».


Наш совет тебе — самостоятельно изучить медицинские противопоказания по выбранной профессии. Проходя медкомиссию, посоветуйся с врачом дополнительно, какие риски для здоровья предполагает интересующая тебя деятельность. Отнесись к этому серьёзно!

Если твоё здоровье не совсем соответствует выбранной профессии, не стоит отказываться от мечты сразу. Проанализируй, взвесь все «за» и «против». А вдруг твои заболевания — это только препятствие, которое нужно преодолеть, и ущерба здоровью они не приносят? Важно смотреть по ситуации.

Мир знает случаи, когда люди с речевыми дефектами становились телеведущими, а потерявшие зрение раскрывали художественный талант. Но для таких подвигов требуется упорство.


Алексей Маресьев — советский военный лётчик, прототип героя произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны у него были ампутированы обе ноги. Несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и продолжал летать с протезами

Но если профессия будет ухудшать твоё здоровье — лучше от неё отказаться. Астматик, выбравший работу на химическом производстве, может задохнуться прямо на рабочем месте. Грузчик с больным позвоночником — оказаться парализованным. Ювелир с сильной близорукостью — слепым. Игнорируя серьёзные заболевания, реально окончательно испортить здоровье или вообще лишить себя жизни. И не только себя, но и других: водитель рейсового автобуса с вегетативно-сосудистой дистонией [заболевание, при котором возможно резкое падение артериального давления — прим. ред.] рискует попасть в аварию, а хирург с дрожью в руках вряд ли готов спасать человеческие жизни.

Перепечатка материалов с сайта сайт возможна только с письменного разрешения редакции.

1. Презентация профессии
Профессия врача имеет древнее происхождение. Уже в первобытном обществе существовали лекари, которые занимались врачеванием больных, применяя целебные травы, искусно диагностируя состояние больного по одному только пульсу. Зачастую им удавалось спасти жизни пациентов. Из глубины веков известны имена великих врачей, таких, как Гиппократ, Авиценна.
Современный врач – это специалист с высшим медицинским образованием, который занимается диагностикой, лечением больных и профилактикой болезней.
Развитие медицины происходило от универсального целительства к подготовке специалистов все более узкого профиля. В настоящее время в профессии врача выделяют множество направлений и соответствующих им специальностей: врачей-терапевтов, педиатров, стоматологов, косметологов, протезистов, фтизиатров, аллергологов-иммунологов, хирургов, военных врачей, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертов, специалистов по врачебно-трудовой экспертизе (ВТЭК), врачей-специалистов в учреждениях госсанэпидслужбы, спортивных врачей (по контролю за спортсменами и тренерами – врачей сборной команды), ветеринарных врачей, врачей-паталогоанатомов, врачей отделений скорой медицинской помощи (горно-спасательных частей) и многих других.
В нашей стране врач – это массовая профессия, одна из самых востребованных на рынке труда. Практически нет ни одного человека, который бы никогда не обращался к врачам. Спрос на врачей устойчивый.
Преимущества профессии: разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.
Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.

2. Тип и класс профессии
Профессия врача относится к типу: «Человек – Человек», ведь она связана с общением и взаимодействием с людьми. Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.
Дополнительный тип: «Человек – Природа», поскольку работа врача связана с изучением, наблюдением за объектами живой природы, с профилактикой и лечением заболеваний человека и животных. Поэтому врачу важно иметь высокий уровень развития наблюдательности, внимательности, порой физической выносливости, а также выраженную склонность к работе с живыми организмами.
Профессия врача относится к классу эвристических. Она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

3. Содержание деятельности
Врач изучает человеческий организм, борется с болезнями, укрепляет здоровье людей, продлевает их жизнь. Оказывает непосредственную медицинскую помощь в больницах, поликлиниках, диспансерах, в клиниках учебных и научно-исследовательских институтов, в санаториях, профилакториях. Характер деятельности врача различен в зависимости от его специализации (хирург, терапевт, педиатр и т.д.) и от того, где он работает - в поликлинике или в больнице. В поликлинику обращается большинство впервые заболевших. При встрече с каждым из них врач за очень короткое время должен решить множество вопросов: проанализировать состояние больного, определить методы, средства лечения и степень его трудоспособности. Врач проводит профилактические мероприятия (прививки, медицинские осмотры, диспансерные наблюдения за больными, стоящими на учете), экспертизу трудоспособности, при необходимости направляет больных в стационар. Врач пропагандирует среди пациентов здоровый образ жизни и занимает активную позицию в борьбе с наркотиками, алкоголизмом и курением. В больницах лечащие врачи ежедневно осматривают больных, назначают лечение, выполняют всевозможные манипуляции, включая хирургические операции, организуют консультации и консилиумы. Врач (особенно в научно-исследовательских институтах, в экспериментальных клиниках) занимается разработкой и внедрением новых методов диагностики и лечения заболеваний.

4. Условия труда
Во время работы врач находится в помещении и вне помещения. В зависимости от специальности, он может работать в одном и том же здании (чаще всего в поликлинике), вести прием пациентов в кабинете, совершать обход больных по палатам, либо работать на выездах, мобильно.
В случае военного, судового, спортивного врача возможны длительные командировки.
Для врача характерна ручная работа с живыми объектами, в сочетании с использованием современных медицинских приборов и специального оборудования.
Врач анализирует информацию и принимает решения в особых условиях: повышенной моральной ответственности за здоровье и жизнь пациента.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный врач должен знать:

  • анатомию человека, нормальную и патологическую;
  • разные заболевания и их проявления, симптомы и синдромы;
  • реанимацию и интенсивную терапию;
  • анатомические и физиологические отличительные особенности здорового и больного человека, с учетом его возраста и пола;
  • правила оформления медицинской документации.
  • Квалифицированный врач должен уметь:
  • исследовать человеческий организм, проводить осмотр больных и консультировать пациентов;
  • пользоваться специальной медицинской аппаратурой;
  • расшифровывать результаты анализов;
  • ставить диагнозы и назначать подходящее больному лечение;
  • делать выводы о трудоспособности человека, прогнозировать ход выздоровления.

6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве врача необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • наблюдательность;
  • эмпатичность (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека);
  • организованность;
  • отсутствие брезгливости;
  • хорошая память;
  • ответственность;
  • терпение;
  • склонность к работе с объектами природы (людьми);
  • склонность к работе в сфере общения;
  • склонность к сервисной работе;
  • склонность к работе с информацией;
  • развитые логические способности;
  • развитая способность к концентрации внимания;
  • высокая эмоциональная устойчивость.

7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для врача:

  • хронические заразные заболевания (инфекционные, вирусоносительство, кожно-венерические, т.п.);
  • нервно-психические заболевания;
  • некорректируемые нарушения зрения и слуха;
  • слабый вестибулярный аппарат;
  • нарушения речи.

Для врача также недопустимы:

  • брезгливость и непереносимость вида крови;
  • невнимательность к людям и симптомам болезней;
  • нетерпимость, эмоциональная несдержанность;
  • жестокость, эгоистичность;
  • рассеянность и безответственность;
  • тревожность, неуверенность в себе, выраженный пессимизм.

8. Пути получения профессии
Медицинские ВУЗы. В профессию врача одни люди приходят через обучение в медицинском вузе сразу после окончания общеобразовательной школы; другие подступаются к высшему образованию, начиная свою практическую деятельность в сфере медицины с выполнения малоквалифицированного труда (нянечки, санитарки, медицинские сестры).
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

9. Области применения профессии
Врачи работают в сфере здравоохранения. Они востребованы в следующих организациях:

  • научно-исследовательские институты;
  • медицинские учреждения (больницы, санатории, родильные дома, медсанчасти, женские консультации, травматологические пункты, частные медицинские клиники, т.п.);
  • образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, училища, вузы);
  • социальные организации (детские дома, приюты, дома инвалидов, детские центры творчества и досуга);
  • производственные предприятия;
  • правоохранительные органы;
  • МЧС и службы спасения;
  • военные организации.

10. Перспективы карьерного роста
В профессии врача у каждого специалиста складывается свой, индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений.
Возможные пути построения карьеры для врачей.
Специализация и освоение смежных областей
Начиная с позиций стажера, врача-лаборанта, врача-методиста, со временем врач нарабатывает знания в выбранной области и обретает бесценный опыт работы, наращивая свой профессиональный статус. Выполняя с каждый разом все более сложные задачи, он совершенствуется как уникальный специалист.
Научная карьера
Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защитить научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата или даже доктора медицинских наук.
Управленческое карьерное развитие
Отдельные врачи со временем начинают руководить другими, становятся инспекторами, возглавляют отдельные подразделения в медицинском учреждении. При выборе данного карьерного пути полезно развивать у себя управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Организация собственного дела
Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающий уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг знакомых клиентов, может создать собственное дело (например, открыть частную клинику). В таком случае рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.

11. Родственные профессии
Врачи всех клинических специализаций, медсестра, акушерка, фельдшер, санитарный врач, ветеринар, психолог, социальный работник.

Медицинские противопоказания к допуску к работам

по специальностям: 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании, 43.02.02 Парикмахерское искусство, 43.02.13 Технология парикмахерского искусства, 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, 19.02.10 Технология продукции общественного питания,

43.02.15 Поварское и кондитерское дело

1. Лица, поступающие на учебу по специальностям: 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании, 43.02.02 Парикмахерское искусство, 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, 19.02.10 Технология продукции общественного питания , 43.02.13 Технология парикмахерского искусства, 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, не допускаются к выполнению работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний:

1.1. врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем;

1.2. последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени;

1.3. заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;

1.4. нарколепсия и катаплексия;

1.5. заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.;

1.6. психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах;

В случаях выраженных форм расстройств настроения, невротических, связанных со стрессом, соматоформных, поведенческих расстройств и расстройств личности вопрос о профессиональной пригодности к соответствующим работам решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, соответствующих профилю заболевания, с участием врача-профпатолога.

1.7. алкоголизм, токсикомания, наркомания;

1.8. болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 - 4 степени;

1.9. злокачественные новообразования любой локализации;

После проведенного лечения вопрос решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, профпатологом, онкологом.

1.10. заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы);

1.11. гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV;

1.12. хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, НК 2 и более степени;

1.13. ишемическая болезнь сердца;

1.14. стенокардия ФК III - IV;

1.15. с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла);

1.16. пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики;

1.17. постинфарктный кардиосклероз, аневризма сердца.

1.18. аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий;

1.19. облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов;

1.20. облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (конечностей);

1.21. варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше;

1.22. лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 - 4 степени;

1.23. ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 - 3 степени;

1.24. болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2 - 3 степени.

1.25. активные формы туберкулеза любой локализации;

1.26. осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений;

1.27. хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 - 3 степени и портальной гипертензии;

1.28. хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 - 3 степени;

1.29. неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения;

1.30. диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3 - 4 степени, системные васкулиты;

1.31. хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;

1.32. хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 - 3 степени;

1.33. хронические заболевания кожи:

1.34. хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема;

1.35. псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия;

1.36. вульгарная пузырчатка;

1.37. хронический необратимый распространенный ихтиоз;

1.38. хронический прогрессирующий атопический дерматит;

1.40. привычное невынашивание и аномалии плода в анамнезе у женщин детородного возраста;

1.41. глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.

1.2. Дополнительные медицинские противопоказания указаны в Перечне факторов и Перечне работ.

Дополнительные медицинские противопоказания к работам: в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках (см. п. 15 Перечня работ); выполняемым учащимися перед началом и в период прохождения практики по профессиям (Парикмахер, Продавец, контролер-кассир, Повар, кондитер, Официант, бармен, Пекарь) и по программам подготовки специалистов среднего звена по специальностям (Организация обслуживания в общественном питании, Парикмахерское искусство, Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, Технология продукции общественного питания, Технология парикмахерского искусства, Поварское и кондитерское дело) (см. п. 16 Перечня работ); в образовательных организациях (см. п. 18 Перечня работ); в организациях бытового обслуживания (парикмахерских) (см. п. 21 Перечня работ) являются дополнением к общим медицинским противопоказаниям (см. Приложение №2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 г. №302н).

Наименование работ

и профессий

Дополнительные медицинские противопоказания*(1)

1. Работы в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте

Заболевания и бактерионосительство: 1) брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; 2) гельминтозы; 3) сифилис в заразном периоде; 4) лепра; 5) заразные кожные заболевания: чесотка, трихофития, микроспория, парша, актиномикоз с изъязвлениями или свищами на открытых частях тела; 6) заразные и деструктивные формы туберкулеза легких, внелегочный туберкулез с наличием свищей, бактериоурии, туберкулезной волчанки лица и рук; 7) гонорея (все формы) на срок проведения лечения антибиотиками и получения отрицательных результатов первого контроля; 8) инфекции кожи и подкожной клетчатки - только для работников, занятых изготовлением и реализацией пищевых продуктов.

в организациях бытового обслуживания (работники парикмахерских)

Заболевания и бактерионосительство: 1) брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; 2) гельминтозы; 3) сифилис в заразном периоде; 4) лепра; 5) заразные кожные заболевания: чесотка, трихофития, микроспория, парша, актиномикоз с изъязвлениями или свищами на открытых частях тела; 6) заразные и деструктивные формы туберкулеза легких, внелегочный туберкулез с наличием свищей, бактериоурии, туберкулезной волчанки лица и рук

*(1) Дополнительные медицинские противопоказания являются дополнением к общим медицинским противопоказаниям.

1.3. В случае если у поступающего имеются медицинские противопоказания, установленные приказом Минздравсоцразвития России, Техникум обеспечивает его информирование о связанных с указанными противопоказаниями последствиях в период обучения в Техникуме и последующей профессиональной деятельности.

Естественно, работодатели при приеме на работу смотрят, способен ли человек справиться со своими обязанностями. Почему же важно заранее узнать свои медицинские характеристики перед тем, как выбрать будущую профессию?

Что нужно знать о своем здоровье

Людям, имеющим хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья, трудно найти подходящую профессию. Но они хотя бы знают, какие профессии им противопоказаны. А вот большинство людей, без медицинских диагнозов хронических болезней, или же просто давно не проходивших медосмотр, зачастую, делают ошибки, выбирая профессию без ориентации на состояние здоровья. Согласитесь, крайне обидно для молодого человека: отучиться на какую-либо профессию и не найти потом работу из-за медицинских противопоказаний.

Большинство подростков не знают одну из основ выбора будущей профессии: состояние своего здоровья, законодательные ограничения при этом. Человек переоценивает свои силы и возможности. К тому же, иногда подросток даже не знает санитарно-гигиенические особенности труда разных профессий, а так же возможное отрицательное влияние производственных факторов на течение имеющихся заболеваний. Без квалифицированной помощи врачей-специалистов в этом вопросе не обойтись.

Ограничение выбора профессии по наличию заболеваний может быть связано с несколькими факторами. Во-первых, некоторые профессии предъявляют определенные требования к состоянию здоровья работника. Работа с мелкими деталями требует остроты зрения, некоторые работы требуют различения цветов и так далее. Во-вторых, это возможное влияние производственных условий, которые, в ряде случаев, могут оказывать отрицательное влияние на организм, становясь причиной обострения или же возникновения заболеваний. Неблагоприятными факторами могут быть физические нагрузки, вынужденное нахождение в определенной позе, нервно-психическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, шум, пыль, вибрация и токсические вещества.

Противопоказания при выборе профессии

Ниже будет приведен список хронических заболеваний органов и запрещенных факторов производственной среды и трудового процесса. Зная состояние своего здоровья, необходимо ориентироваться на эти противопоказания.

1. При заболеваниях органов дыхания противопоказаны: неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия (повышенная или пониженная температура, влажность, давление воздуха), пыль, токсичные вещества, значительное нервно-эмоциональное и физическое напряжение.

2. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы противопоказаны: выраженное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, предписанный темп работы, длительная ходьба, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические факторы, токсические вещества, повышенные уровни шума, вибрации. Работа на высоте.

3. При заболеваниях нервной системы противопоказаны: значительное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, контакт с токсичными веществами, повышенная опасность травматизма, шум, вибрация.

4. При заболеваниях органов пищеварения противопоказаны: значительное физическое напряжение, токсические вещества, шум, вибрация, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, вынужденное положение тела, связанное с напряжением брюшного пресса, невозможность соблюдения режима питания.

5. При заболеваниях почек противопоказаны: значительно физическое напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, вынужденная рабочая поза, воздействие вибрации, контакт с токсическими веществами, невозможность соблюдения режима питания.

6. При заболеваниях костно-мышечной системы противопоказаны: значительное физическое напряжение (особенно подъем и переноска тяжестей), длительное пребывание на ногах, длительноефиксированное положение тела с отсутствием возможности перемены положения для снятия напряжения с группы мышц.

7. При заболеваниях органов зрения противопоказаны: работа, связанная с повышенным напряжением зрения, вынужденная рабочая поза, значительное физическое напряжение, работы, при которых запрещено использование очков.

8. При заболеваниях органов слуха противопоказаны: работа, требующая хорошего слуха, повышенные уровни интенсивности шума и вибрации.

9. При заболеваниях кожи противопоказаны: токсические и раздражающие кожу вещества, пыль, неблагоприятные метеорологические условия, необходимость в процессе работы постоянного увлажнения, загрязнения и охлаждения рук.

Практически все заболевания можно распределить по этим группам. Внимательно ознакомьтесь со списком и выбирайте профессию осознанно. Не совершайте ошибок при выборе профессии, с которой собираетесь связать свою жизнь.