Первый президент эстонии. Эстония: Когда сносятся ботинки Ильвеса? Россия укрепляет свои позиции на Балтике

Eesti Vabariigi President ) является главой эстонского государства.

Поскольку Эстония является парламентской республикой, полномочия президента в значительной степени ограничены, он не входит в систему исполнительной власти и является, главным образом, символической фигурой. Президент не может быть членом какой-либо политической партии и не может занимать никакой иной выборной или назначаемой должности. Эти ограничения направлены на обеспечение независимости и политической беспристрастности президента при исполнении его должностных функций.

Избрание президента проходит путём голосования в парламенте или в специальной коллегии выборщиков (в том случае, когда парламент оказывается неспособным избрать главу государства). Президент избирается сроком на пять лет, одно и то же лицо не может быть избрано президентом более, чем на два срока подряд. Ныне действующий президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес был избран коллегией выборщиков 23 сентября 2006 года, получив уже в первом туре голосования поддержку 174 выборщиков (при необходимых для победы 173). Его единственный конкурент, действовавший на тот момент президент Арнольд Рюйтель , получил поддержку 162 членов коллегии.

История института президентства

Институт президента отсутствовал в Эстонии как таковой с 1918 по 1938 года. Первая конституция Эстонии была намеренно составлена таким образом, чтобы любыми способами исключить концентрацию слишком большой власти в одних руках. Это в конечном итоге привело к созданию ультра-парламентской системы, в которой полномочия парламента были практически неограничены, а правительство было полностью подчинено воле депутатов. Функции, которыми обычно наделён президент в парламентских республиках, были распределены между спикером парламента, правительством и так называемым государственным старейшиной, который фактически выполнял функции премьер-министра и номинального главы государства. Однако последний не мог выполнять роль арбитра в случае конфликта между парламентом и правительством, поскольку был полностью зависим от депутатов и мог быть в любой момент отправлен ими в отставку.

Пост президента был впервые введён в 1938 году после принятия новой конституции. Согласно новому основному закону, президент обладал очень широкими полномочиями и фактически возглавлял исполнительную ветвь власти. Первым президентом Эстонской Республики стал Константин Пятс . Срок полномочий президента должен был длится шесть лет, однако Константин Пятс был вынужден покинуть свой пост в 1940 году с связи с присоединением Эстонии к СССР . Впоследствии он был арестован НКВД и депортирован в Россию. Константин Пятс умер в 1956 в психиатрической больнице в Калинине .

После провозглашения советской власти была принята новая конституция по образцу конституции СССР, в которой пост президента не был предусмотрен. В советский период формальным главой государства в Эстонской ССР считался председатель президиума Верховного Совета ЭССР, полномочия которого были минимальными.

В период советской власти за пределами СССР также действовало так называемое "правительство Эстонской Республики в изгнании", глава которого официально назывался "премьер-министром, временно исполняющим обязанности Президента Республики". Однако легитимность "правительства в изгнании" может быть поставлена под вопрос, поскольку оно не было признано ни одним государством мира и состояло из членов правительства Юри Улуотса , которое в реальности уже в 1940 году было отправлено в отставку указом президента Константина Пятса. Вместо правительства Юри Улуотса президент Пятс успел назначить новое правительство во главе с Йоханнесом Варесом Барбарусом. Таким образом, члены данного "правительства в изгнании" после 1940 года формально не могли считаться министрами.

Однако официально принятая в современной Эстонии трактовка заключается в том, что указы президента Пятса об отставке правительства Улуотса и назначении правительства Барбаруса являлись недействительным ввиду неспособности президента Пятса на тот момент принимать самостоятельные решения. Стоит отметить, что утверждение о легитимности так называемого "правительства в изгнании" является одним из краеугольных камнев теории правопреемственности Эстонской Республики, а также одним из обоснований проводимой политики в области гражданства и языка.

Пост Президента Республики был восстановлен в 1992 году после принятия новой конституции. С этого момента выборы президента были проведены 4 раза (в 1992, 1996, 2001 и 2006 годах).

Полномочия

Порядок избрания и прекращения полномочий

На пост президента имеют право баллотироваться только граждане Эстонии по рождению достигшие сорока лет. Кандидат в президенты выдвигается депутатами Рийгикогу (не менее 1/5 от их числа). Президент избирается на 5 лет. Никто не может быть избран президентом более чем на два срока подряд.

Выборы президента Эстонии непрямые: он избирается в Рийгикогу или в Коллегии выборщиков, если Рийгикогу не удастся выполнить эту задачу. В первом туре происходит тайное голосование депутатов Рийгикогу за представленные кандидатуры. Если в первом туре президента избрать не удастся (избранным считается кандидат, за которого прологосовали не менее 2/3 состава парламента), то на следующий день проводится второй тур, при этом кандидаты выдвигаются заново. Если и во втором туре президент не избран, то в тот же день проводится третий тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов во втором туре. Если президент не избран и в третьем туре, председатель Рийгикогу созывает Коллегию выборщиков, состоящую из депутатов Рийгикогу и представителей советов местных самоуправлений. Коллегии выборщиков представляются два кандидата, участвовавших в третьем туре. Кроме того право выдвижения кандидата на пост президента имеют также по крайней мере двадцать один член коллегии выборщиков. Коллегия выборщиков избирает Президента Республики большинством голосов членов коллегии выборщиков, участвовавших в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не окажется избранным, то в тот же день между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов, проводится второй тур голосования. Если и после второго тура голосования в Коллегии выборщиков не удастся избрать президента, право выбора президента снова переходит к Рийгикогу и процедура повторяется заново в вышеописанной последовательности.

Вступление новоизбранного президента в должность происходит путём принесения перед Рийгикогу следующей присяги:

"Вступая в должность Президента Республики, я (имя и фамилия) торжественно клянусь, что буду неколебимо отстаивать Конституцию и законы Эстонской Республики, справедливо и беспристрастно использовать данную мне власть, верно исполнять свои обязанности, прилагая все свои силы и способности во имя блага народа Эстонии и Эстонской Республики"

С момента вступления на должность автоматически прекращаются все полномочия и обязанности Президента в любых других избираемых или назначаемых должностях. Президент Республики не имеет права заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью. Должностное вознаграждение Президента Республики устанавливает Рийгикогу специальным законом. На время пребывания в должности Президент обязан приостановить членство в какой-либо партии.

Полномочия президента прекращаются в связи с:

  • добровольной отставкой;
  • вступлением в должность вновь избранного президента;
  • смертью;
  • вступлением в силу обвинительного приговора суда в отношении него;
  • стойкой неспособностью исполнять обязанность президента по состоянию здоровья, устанавливаемой Государственный судом.

При неспособности президента исполнять свои обязанности, полномочия президента переходят в председателю Государственного собрания.

Президент начинает свою речь со стихотворения Вальдура Микиты, содержащего непереводимые лингвистические обороты.

Karuldasa jänelevad loomad
Jänestisse kareldavad end
Karustavad jänelmu ja loovad
Jäneskarust kõrgemale end.

Таков вкратце итог прошедшего года. Полностью отвечающий истине. Если кому-нибудь он покажется несправедливым, то, пожалуйста, – можно и прямо наоборот:

Jäneldasa karulduvad loomad
Karutsedes jänkustavad end
Jänestavad karulmu ja loovad
Karujäntsist kõrgemale end.

Дорогие жители всех уголков Эстонии!

Дорогие гости!

В нашей жизни роль поэзии и сводится к неблагодарно точной формулировке того, что не в силах передать ни одна произнесенная речь. Благодарю Тебя, Валдур Микита, за то, что этими строками помог мне сегодня выйти из затруднительного положения.

Характер прошедшего политического года замалчивать нельзя, но мое перо слишком слабо для точного его описания, а душа слишком нежна, чтобы высмеивать его. Это был год, задевающий и ранящий душу.

Пусть грядущий будет светлее!

Но это был так же год эстонского языка. Пусть и впредь любви к своему языку у нас хватало на то, чтобы мы могли делиться ею. Делиться со всеми, кто, невзирая на то, что родились в иной разговорной среде, готовы вместе с нами говорить на нашем языке. Именно любовью к языку, а не долгом перед государством должны мы с ними делиться, ибо от любви рождается любовь, а жесткое принуждение порождает упрямое сопротивление.

Правда, забота о маленьком языке предполагает известную требовательность, но, прежде всего, сами иноязычные собратья должны хотеть стать частью нашего общества.

Носители языка делают его притягательным. Прекрасным его делают поэты и песенники этого народа.

Последние речи президента

  • 21.02.2020 На церемонии вручения наград «Эстония благодарит 2020»
  • 02.02.2020 Приветственная речь Президента Республики на торжественной церемонии и концерте по случаю 100-летия Тартуского мира
  • 03.01.2020 На церемонии торжественного построения в Нарве в честь 100-летней годовщины перемирия в Освободительной войне
  • 31.12.2019 Новогоднее приветствие Президента Республики 31 декабря 2019 года в Таллинне на площади Вабадузе

Новости

Президент Республики дала согласие на привлечение Союза обороны к действиям по восстановлению пограничного контроля

Президент Керсти Кальюлайд дала сегодня министру внутренних дел согласие на привлечение до 150 членов Союза обороны с правом принуждения для поддержки действий Департамента полиции и пограничной охраны (ДППО) по восстановлению пограничного контроля.

Членов Союза обороны будут использовать, прежде всего, на южной границе Эстонии для поддержки действий ДППО по временному закрытию пересекающих границу дорог, а также для помощи полиции на пограничных пунктах. Президент Кальюлайд говорила сегодня утром о привлечении членов Союза обороны и об общей внутренней безопасности по телефону с министром внутренних дел Мартом Хельме.

Президент Керсти Кальюлайд общалась сегодня по телефону и посредством телемоста со своими коллегами из стран Балтии, Польши, Финляндии и России, с которыми обсуждала, в основном, происходящие в каждой из стран события в связи с коронавирусом, а также меры, принятые в этих странах для замедления распространения вируса. Также обсуждалось, как обеспечить возможное безболезненное возвращение граждан всех стран домой.

Эстония представляет собой республику парламентского типа. Это закреплено в Конституции 1992 года. Именно по этой причине президент республики не обладает какими-либо важными полномочиями. Глава государства является фигурой символической, которая олицетворяет единство народа и выполняет, как правило, представительские функции. Главное лицо республики не может состоять в какой-либо партии, а также занимать другую должность (выборную или назначаемую). В настоящее время пост президента Эстонии занимает Керсти Кальюлайд, которая родилась в 1969 году. Она была избрана в 2020 году.

История зарождения эстонского государства

Первые народы, которые проживали на территории современной Эстонии, относятся к финно-угорской или прибалтийско-финской группе. Эти племена жили спокойно до начала XIII века, а потом началась экспансия рыцарей из Европы. Первыми сюда пришли немецкие рыцари, после – появились датчане, привлечённые рассказами немцев об огромных запасах пушнины, которые можно отобрать у аборигенов. В 1238 году страна разделилась на несколько частей:

  • Ливонский орден. Монахи-рыцари сразу же принялись насильно крестить язычников, сжигая непокорных вместе с их идолами;
  • Деритское епископство;
  • Эзельское епископство;
  • Дания.

Поначалу древние эсты пытались сопротивляться, но их уровень развития не мог противостоять закованным в латы европейским рыцарям . Тем не менее, бунты и мятежи возникали постоянно. Самым крупным в истории считается восстание Юрьевой ночи, которое длилось с 1343 по 1345 годы. В 1347 году северные земли современной республики отошли Ливонскому ордену.

Постепенно страна приняла культуру захватчиков и начала стремительно развиваться. Появились крупные торговые города, часть из которых стала членами Ганзейского союза. В XVI веке до Эстонии дошли идеи церковной реформы, и часть населения стала относить себя к протестантам. В 1558 году царь Иван Грозный со своими войсками вторгся на эту территорию. Через несколько лет, в 1562 году, Ливонский орден был разгромлен и уничтожен. Несмотря на это, длительная Ливонская война 1558-1583 годов была проиграна Россией. В результате Эстония оказалась разделена между следующими государствами:

  • Польша;
  • Дания;
  • Швеция.

В 1625 году большая часть страны оказалась в руках у Швеции, войска которой в 1645 году смогли захватить Саарема. Вскоре были образованы шведские губернии Лифляндия и Эстляндия.

В 1700 году была начата Северная война, в которой Россия под предводительством Петра I смогла захватить территорию современного эстонского государства. После подписания Ништадского мира в 1721 году Лифляндия и Эстляндия были отданы Российской империи. В XVIII веке российские власти особо не пытались вмешиваться в социальные аспекты жизни местного населения, поэтому тут по-прежнему доминировали этнические немцы и шведы, которые плохо относились к жителям. В начале XIX века Российская империя начала проводить реформы, которые значительно отразились на жизни региона:

  1. В 1816-1819 годах все эстонские крестьяне стали вольными, так как было отменено крепостное право. Хотя Александр I пытался отменить крепостничество по всей Российской империи, повезло только жителям прибалтийских регионов. При этом земля вольным крестьянам не полагалась;
  2. В 1849-1865 годах было издано несколько законов, которые позволяли крестьянам приобрести земли;
  3. Ближе к концу XIX века в России были проведены буржуазные реформы, благодаря которым стали появляться и развиваться многочисленные заводы и фабрики.

Именно из-за буржуазных реформ, а также близости Европы на территориях современной Эстонии начал формироваться новый класс интеллигенции, который пытался создать независимую от России республику. Уже в начале XX века Эстония стала считаться одним из самых неспокойных регионов империи, где в любой момент могла вспыхнуть революция.

Борьба за независимость и становление независимой Эстонии

После российской революции 1917 года власть в Эстонии перешла в руки самоуправления, которое называлось Маапяэва. Этот орган подчинялся указам Временного правительства. Далее события проходили по следующему сценарию:

  1. В октябре 1917 года Исполком Советов Эстляндии захватил власть;
  2. Маапяэва пытался бороться и даже заявил, что именно ему принадлежит верховная власть в стране, но местные коммунисты быстро разогнали самоуправление, пользуясь поддержкой Красной Армии ;
  3. В январе 1918 года большевики добились своей главной цели – Эстония превратилась в автономную часть РСФСР;
  4. В феврале 1918 года Красная Армия ушла из страны, так как нужно было отбиваться от германских войск, которые перешли в наступление. После этого Совет старейшин Эстонского земского собора приступил к своей главной задаче – провозгласил страну независимой;
  5. В августе того же года РСФСР отказалась от власти над Эстляндией и Лифляндией, оставив народу право на самоопределение;
  6. Несмотря на это, 29 ноября 1918 года Красная Армия с боем взяла Нарву, после чего там была провозглашена Эстляндская трудовая коммуна;
  7. Через несколько месяцев РСФСР признала советскую Эстонию официальным государством;
  8. В феврале 1919 года благодаря решительным действиям эстонской армии и помощи генерала Юденича, через которого шли огромные деньги из Европы, удалось освободить территорию Эстляндии от красных отрядов.

Весной и летом 1919 года армии пришлось сражаться как против Красной Армии, которая вновь перешла в наступление, так и против немцев.

2 февраля 1920 года Советский Союз подписал договор с Эстонией, по которому он добровольно отказывался от прав на территорию независимого государства. Несмотря на это, местным коммунистам постоянно оказывалась денежная и военная помощь от «старшего брата». В 1924 году приверженцы социализма попытались свергнуть верховную власть в Таллине, но их разгромили. После этого в стране начали сознательно развивать национализм. Мировой экономический кризис серьёзно повлиял на все сферы развития республики:

  • Изменилась политическая ситуация;
  • Фашистскому режиму симпатизировали не только «правые», но и большинство обычных граждан;
  • Многие пытались создать авторитарный режим правления, используя политическую модель в Германии.

В годы правления премьер-министра Пяте было решено бороться с подобным в жёсткой форме. В 1934 году был распущен парламент, а все партии, кроме правящей, объявили вне закона. В 1937 году была принята новая Конституция, которая закрепила авторитарный режим. В 1929 году согласно пакту Молотова-Риббентропа Эстония была отнесена к сфере воздействия СССР. Это дало возможность Советскому Союзу создать свои военные базы на территории республики, а также ввести войска для их охраны.

В 1940 году стало понятно, что независимой республике приходит конец. Под нажимом Красной Армии в стране прошли безальтернативные выборы, после чего она стала частью Советского Союза. Через год Эстонскую ССР заняли немецкие войска, но в 1944 году армия СССР выгнала немцев с её территории. При этом Соединённые Штаты Америки и Великобритания не признали законным право СССР на включение Эстонии в свой состав.

Роль СССР в развитии эстонского государства

Эстония до 1944 года развивалась по европейской схеме, которая была чужда советским коммунистам. Придя к власти, они поспешили превратить республику в советскую страну:

  • Стало истребляться местное дворянство;
  • У интеллигенции отобрали все привилегии;
  • Срочно понадобилось создавать колхозы и раскулачивать богатых хуторян.

Естественно, такая политика вызвала возмущение у местного населения. СССР начал вести борьбу с «кулаками», опираясь на безземельных батраков. В стране началась настоящая гражданская война, которая продолжалась до начала 1950-х годов.

После того как удалось навести порядок, Советский Союз начал развивать Эстонию усиленными темпами. В строительство новых заводов и производств были инвестированы средства из бюджета.

Так как республика исторически поддерживала связи с Финляндией, для советских граждан Эстония стала своеобразным прообразом Европы, в которую они не могли попасть. Этому способствовала политика властей. В 1970-х годах в стране начала появляться новая интеллигенция, способная мыслить на уровне среднестатистических европейцев.

С началом перестройки Эстония приступила к формированию Народного фронта. В 1988 это движение потребовало предоставить республике хозрасчёт и автономию. Что интересно, местная компартия была полностью солидарна с такими требованиями. Дальнейшее развитие страны происходило следующим образом:

  1. В 1989 году Народный фронт Эстонии стал выступать за получение полной независимости;
  2. В 1991 году страна стала независимой;
  3. Дальнейшее развитие было решено проводить по скандинавской и финляндской схемам.

В 2004 году страна принята в Евросоюз и НАТО .

Конституция Эстонии и её особенности

В настоящее время в республике действует Конституция, принятая 28 июня 1992 года. В ней чётко определено, что верховная власть в Эстонии осуществляется её народом через Государственное собрание или за счёт референдума. Вносить различные поправки может только президент или Государственное собрание (причём в последнем случае за это должны проголосовать не менее 20 % депутатов). Самый простой способ изменения Конституции – проведение референдума.

В главном документе Эстонии провозглашено всеобщее равенство перед законом. Чётко определено, что все граждане равны, невзирая на следующие особенности:

  • Национальность;
  • Раса;
  • Происхождение;
  • Язык;
  • Цвет кожи;
  • Политические убеждения.

Имущественное и социальное положение тоже не является преимуществом. Сурово карается по закону разжигание вражды на политической, расовой или национальной почве. В Конституции чётко сказано, что республика имеет парламентскую форму правления, хотя её главой является президент. С 1992 года главой республики становились следующие политики:

  1. 1992 – 2001 год – Леннарт-Георг Мери. Первый президент после многолетнего перерыва, избирался на 2 срока подряд. Известен как писатель и режиссер, занимал пост министра иностранных дел. Повторное избрание на пост президента произошло в 1996 году;
  2. 2001 – 2006 год – Арнольд Рюйтель. Постоянно напоминал России, что СССР не дал Эстонии выбрать самостоятельный путь развития;
  3. 2006 – 2020 год – Тоомас Хендрик Ильвес. Типичный представитель европейского типа политиков. Его повторное переизбрание и инаугурация проходили в 2011 году. Разрешил однополые браки и ввел договоры о сожительстве;
  4. 2016 – наше время – Керсти Кальюлайд. В 2020 году попала в списки журнала «Форбс» как одна из 100 самых влиятельных женщин в мире.

Возможно, некоторых президентов выбрали бы и на третий срок, но по Конституции глава государства не может избираться более чем на два срока подряд.

Особенности исполнительной власти в стране

Исполнительная ветвь власти в Эстонии обладает следующими особенностями:

  • Премьер-министр выдвигается президентом;
  • Правительство формируется парламентом, премьером и главой республики;
  • Парламент может одобрять или отклонять кандидатуры, предложенные президентом или премьер-министром;
  • Вся внутренняя и внешняя политика государства осуществляется правительством.

Перед подписанием важных договоров с иностранными государствами они в обязательном порядке должны быть представлены Государственному собранию для ратификации.

После того как Эстония получила независимость в 1991 году, в стране начали появляться различные политические партии. В настоящий момент их более 20 штук. Ни одна из них не имеет доминирующего положения. В последние годы правительство Эстонии приняло несколько законов, которые касаются деятельности партий:

  • Теперь стараются уменьшить их общее количество;
  • Действующие партии пытаются объединить между собой;
  • Подобные объединения не могут получать пожертвования от юридических лиц;
  • Запрещено создание избирательных блоков граждан;
  • Нельзя формировать выборные межпартийные блоки.

За счёт этого государство пытается поднять значимость влиятельных партий, которые в настоящее время не представляют собой силы, способной влиять на политические события в стране.

В основном законе государства имеется статья, запрещающая создание партий, которые могут насильственным образом поменять Конституцию. Методы действия здесь – уголовная ответственность.

Статус и обязанности президента Эстонии

Все полномочия главы государства подробно расписаны в статье № 78 Конституции. Там чётко прописано, что президент должен исполнять следующие функции:

  • Представлять Эстонию в различных международных отношениях. Это функция включает в себя визиты в иностранные государства, приём дипломатов из разных стран, подписание договоров. Все важные международные документы подписываются президентом республики только после того, как их одобрит правительство;
  • В исключительном случае, когда премьер-министр по состоянию здоровья или другим причинам не может представлять государство в Высшем совете Евросоюза, главе государства можно появляться вместо него;
  • После одобрения правительства глава Эстонии может назначать или отзывать дипломатов, принимать различные грамоты и т. д.;
  • В обязанности президента входит формальное провозглашение выборов в парламент;
  • Он может присутствовать на всех заседаниях Рийгикогу, выступать перед парламентом с предложениями и заявлениями. В зале заседаний имеется специальное место для выступлений главы республики;
  • Провозглашать законы, принятые Рийгикогу. У главы государства есть право на вето, которое может быть наложено в течение 14 дней с момента получения документа. Если парламент всё равно возвращает закон, не изменив его, то президент может обратиться в Государственный Суд для сверки с действующей Конституцией. Если суд не найдёт противоречий, то закон должен быть подписан в любом случае. (Первый глава Эстонии Леннарт Мери накладывал своё вето 42 раза. Последующие президенты пользовались этим правом значительно реже. Керсти Кальюлайд наложила вето только один раз в 2020 году);
  • Может поставить вопрос о внесении поправок в Конституцию, который должен решаться на всенародном референдуме;
  • По распоряжению президента выдвигается кандидат на должность премьер-министра. Перед выбором этот человек должен быть одобрен правительством;
  • Назначает и освобождает от должности членов правительства. Это происходит только по представлению премьера;
  • Предлагает кандидатуры на должности председателя Государственного Суда, государственного контролёра, канцлера юстиции, председателя совета Банка Эстонии. Они должны быть одобрены Рийгикогу;
  • Присваивает воинские и дипломатические звания, дает отличившимся гражданам награды государственного уровня;
  • По Конституции является руководителем системы обороны. Хотя можно рассматривать эту должность как Верховный главнокомандующий, в реальности армией управляет Министерство обороны совместно с правительством;
  • Имеет право миловать преступников, смягчать им наказание или объявлять амнистии. Это право используется крайне редко.

Если внимательно просмотреть все полномочия главы государства, то получается, что право законодательной инициативы может использоваться президентом только в случае изменения Конституции.

Резиденция президента Эстонии и история её строительства

Резиденция главы государства находится в Кадриорге (переводится как долина Кадри). Этот дворцово-парковый комплекс был основан 22 июля 1718 года. Инициатором создания стал Пётр I во время Северной войны. В 1714 году император приобрёл этот земельный участок, чтобы создать там парк и построить свою резиденцию. В качестве архитекторов были выбраны Никколо Микетти и его подмастерье Гаэтано Киавери.

Опытные архитекторы поместили императорский дворец таким образом, чтобы из него можно было видеть море, гавань и город. В 1720-1722 годах над строительством дворца работал Михаил Земцов, который сменил Никколо Микетти. Он полностью оформил интерьер императорской резиденции. Изначально планировалось, что в прилегающем парке сделают зону отдыха для горожан (что интересно, даже сейчас он открыт для посещения).

Гость программы "Немцова.Интервью" - президент Эстонии Керсти Кальюлайд. Депутаты эстонского парламента выбрали ее на должность главы государства в 2016 году. Кальюлайд - первая женщина в Эстонии, занявшей этот пост. Ранее она была представителем страны в Европейской счетной палате, занималась аудитом и работала экономическим советником премьер-министра Марта Лаара.

В своих интервью Керсти Кальюлайд обычно подчеркивает необходимость единства ЕС с НАТО. Жанна Немцова выяснила у президента, как она видит свою миссию, зачем Эстонии батальон НАТО и сколько русских в правительстве страны.

Жанна Немцова: Вы были избраны президентом в октябре прошлого года. Каковы ваши главные достижения за это время?

Керсти Кальюлайд: Я предпочитаю, чтобы мои достижения оценивали другие люди. Возможно, еще слишком рано подводить какие-то итоги, но я чувствую поддержку эстонского народа и поддержку со стороны лидеров других государств, с которыми мне удалось поговорить и познакомиться.

- В таком случае какие цели вы ставите перед собой как перед президентом Эстонии?

Моя цель, как, наверное, у каждого лидера на данном этапе, состоит в том, чтобы придать Европейскому союзу уверенность в себе, помочь людям осознать, что с ЕС не происходит ничего ощутимо плохого, несмотря на то, что глобальная ситуация вокруг Европы - сложная и, возможно, менее устойчивая, чем пять или десять лет назад. Главные ценности Евросоюза проверялись на прочность и остались неизменными. Европейский проект доказал свою экономическую эффективность в большинстве стран ЕС. На этой основе мы можем построить более сильную объединенную Европу.

- Каковы основные вызовы для вас лично как для президента и для страны?

Главный вызов для любой страны - добиться экономического роста, а также справедливого перераспредления благ, которое бы устроило большинство людей. Для меня это означает, что государство должно гарантировать всеобщее образование. Его качество никогда не должно зависеть от уровня благосостояния родителей или от того, где живут люди - в городах или сельской местности.

Здравоохранение также должно быть доступно каждому, независимо от уровня дохода. Если государство может обеспечить качественное образование и доступ к здравоохранению, то люди будут готовы смириться с разницей в доходах и в уровне жизни. Они не будут думать, что, возможно, демократия не работает, или рыночная экономика не работает, или глобализация, а может, и весь Европейский союз не работает. В этом состоит цель политической деятельности.

- Какие внешние вызовы стоят перед вашей страной?

Нет ничего, что относилось бы исключительно к нашей стране. Но вся ситуация с безопасностью в Европе непредсказуема и изменчива. Существует Россия, которая показала, что готова использовать силу. Я сейчас говорю об оккупации Крымского полуострова. Кроме того, мы знаем, что РФ не исполняет свои международные обязательства, которые сама же взяла на себя.

Давайте возьмем, к примеру, Будапештский меморандум или минские соглашения. Минские соглашения постоянно нарушаются - а значит, санкции в отношении России должны оставаться в силе. Все это свидетельствует о том, что ситуация с безопасностью остается сложной. Кроме того, посмотрите, что происходит в Сирии. Ливия - фактически несостоявшееся госдударство. Мы видим, что мир нестабилен.

- Госпожа президент, вы упомянули Россию как один из вызовов для безопасности. В интервью The Washington Post вы говорили, что РФ - это не физическая опасность, а скорее угроза для всей архитектуры международной безопасности, не представляющая угрозы ни для одной из стран НАТО. Для Эстонии Россия представляет физическую опасность или нет?

Нет, не думаю. Россия не стала бы атаковать страну, входящую НАТО, или НАТО как таковую. Неважно, о какой именно стране мы говорим. Пространство безопасности НАТО неделимо, поэтому я не думаю, что РФ будет нападать на НАТО.

- Тем не менее 8 мая именно здесь, в Эстонии, начались крупные военные учения "Весенний шторм", которые продлятся до 26 мая. В них участвуют 9 тысяч человек из разных партнерских стран и стран-союзников. Какой сигнал вы тем самым посылаете Рос c ии?

Наш сигнал - это оборонительные учения, а НАТО - это оборонительный союз. Эстонская армия называется Силы обороны Эстонии. По эту сторону границы никто ни для кого не представляет угрозы.

- В Эстонии в апреле был дислоцирован батальон НАТО. Зачем вам понадобился этот батальон, если Россия не представляет угрозы, и вы говорите, что не верите, что РФ однажды вторгнется в Эстонию?

На самом деле все совсем наоборот. НАТО надежна, если обеспечивает сдерживание любого врага, с которым может столкнуться. Альянс в 100 процентах случаев успешно обеспечивает адекватное сдерживание, и именно поэтому, я думаю, никто не будет нападать на НАТО.

- Вы сказали "враг". То есть, Россия - это вражеская страна?

Я говорю скорее о потенциальной угрозе, которая может исходить со всех сторон. Это обобщающее слово. Речь также может идти о террористической угрозе и так далее.

- Вернемся к батальону НАТО, который сейчас дислоцирован в Эстонии. Можно ли сказать, что это также инфраструктурный проект, который может послужить стимулом для экономического развития региона, где он дислоцирован?

Мы так не думаем. Чтобы принять у себя батальон НАТО, мы выделили сумму в объеме 0,2 процента нашего ВВП. Это наш вклад в безопасность НАТО в дополнение к расходам на оборону в размере 2 процентов ВВП, которые мы в соответствии со статьей 3-й Североатлантического договора выделяем на общую неделимую безопасность НАТО, включая нашу собственную безопасность.

Оборонная промышленность действительно может подстегнуть экономическое развитие нашей страны. У нас есть несколько IT-проектов в военной сфере, можете называть их стартапами. Мы достаточно известны своим количеством IT-стартапов. Мы очень надеемся, что однажды они обеспечат серьезную поддержку нашему экономическому росту.

- Вы сказали, что Эстония лидирует в сфере IT . Между тем Россия все чаще упоминается в связи с хакерскими атаками. Как Эстония может справляться с возможными кибернападениями, или же ваша страна не является целью атак российских хакеров?

Никто не может сказать, является он целью или нет. К тому же кибератаки могут произойти с разных сторон.

- Вы затронули вопрос санкций в отношении России, и я знаю, что вы сторонник того, чтобы они оставались в силе. Но если вы посмотрите на российскую экономику, вы увидите, что она в значительной степени адаптировалась к санкционному режиму. Теперь санкции играют скорее символическую роль. Что можно добиться с помощью санкций на нынешнем этапе? Ведь минские договоренности так и не были выполнены…

Вы сами ответили на свой вопрос. Минские соглашения не были выполнены, поэтому санкционный режим остается в силе.

- Вы думаете, что эти санкции, которые имеют символическое значение, могут заставить Россию выполнить эти договоренности? Вы видите, что Россия сейчас ничего не делает.

Страны-партнеры собрались и решили, что введут санкционный режим. Они понимают, почему пошли на это, и также понимают, что необходимо сделать для того, чтобы санкции были сняты. Этого сделано не было, поэтому санкции остаются в силе.

- Но, возможно, есть другие средства заставить Россию выполнять соглашения? Ведь санкции не работают.

Страны-партнеры периодически встречаются и обсуждают эти вопросы. Обсуждалось и возможное ужесточение санкций. Пока что общая позиция заключается в том, что мы придерживаемся нашей выбранной точки зрения.

- В одном интервью вы сказали, что ваш визит в Россию вам нужно координировать и обсуждать с вашими союзниками, и это никогда не будет вашим собственным решением. Почему вы не хотите поехать в РФ?

Я не говорю, что я никогда не поеду в Россию. Просто при нынешних отношениях между ЕС и РФ мы тщательно координируем наши дипломатические шаги в отношении России, и именно это я и сказала. Может представится случай - скажем, ратификация договора о границе между Эстонией и РФ, кто знает.

- В Эстонии, как известно, большая русскоязычная община. Некоторые люди до сих пор имеют так называемый статус "неграждан". Вы понимаете, почему они чувствуют себя дискриминированными?

Я не думаю, что они чувствуют себя дискриминированными, потому что иначе они решили бы эту проблему.

- Но они сами так говорят.

Нет, не говорят. Одно дело, что ты говоришь, и другое, как ты действуешь. Мы знаем, что большая доля людей, имеющих неопределенное гражданство, могут без визы путешествовать в Европу и Россию. Их паспорт дает им самую большую свободу, которую только можно иметь.

- Но у них нет политических прав.

Да, это правда. С другой стороны, в Эстонии относительно простая процедура получения гражданства. Вы учите язык до определенного уровня, проходите тестирование и получаете гражданство. Это абсолютно нормально. И добровольно не делать этого тоже абсолютно нормально. Именно потому, что мы не дискриминируем этих людей, они не предпринимают никаких шагов, чтобы вообще получить гражданство, эстонское или какое-то другое.

Мы готовы помочь им выучить эстонский язык, помочь им закрепиться в эстонском обществе. Но раз в отношении этих людей действительно нет никакой дискриминации, они могут оставаться в этом неопределенном статусе, если это именно то, чего они хотят. Также важно отметить, что с тех пор, как мы обрели независимость, количество людей, не имеющих гражданства, снизилось в три раза. Это существенное достижение.

- Сколько русских в правительстве Эстонии?

Несколько. Но я никогда не спрашивала людей из нашего правительства, у которых имена звучат как русские, действительно ли они русские. Я не знаю. Например, у моих детей фамилия Максимовский, но они не русские, они эстонцы. Может быть и так, что фамилия эстонская, а человек русский, как, например, в случае с одним министром.

- Вы можете назвать этого министра? Я просмотрела список всех министров в правительстве и так и не поняла, русские они или эстонцы.

- Потому что все имена эстонские.

Нет, Евгений Осиновский - однозначно русское имя и фамилия. Но я разговариваю с ним на чистом эстонском языке. И я не знаю, какой он национальности. Честно говоря, я никогда не спрашивала.

- Необходимо ли делать больше для того, чтобы упростить процесс интеграции русских, у которых до сих пор неопределенное гражданство?

Контекст

Мы предлагаем возможность учить эстонский язык и через наше общественно финансируемое русскоязычное вещание также даем понять, что путь открыт, приглашение сделано. Каждый, кто хочет, может принять это приглашение, выполнить критерии и получить гражданство.

- Теперь у меня есть несколько гипотетических вопросов. Что если вам позвонит Владимир Путин?

Я подойду к телефону и поговорю с ним, а потом я дам знать всем своим партнерам и союзникам, зачем он звонил, и о чем мы говорили.

- Что если Россия присоединится к НАТО?

Я не вижу логики в этом вопросе.

- Что если президентом Эстонии станет русский по происхождению?

Ваши корни, язык, на котором вы говорите, не имеют значения. Нет никакой проблемы в том, чтобы Эстонию возглавлял эстонец, латыш, финн. Вы - эстонский гражданин, вы взаимодействуете с эстонским обществом на эстонской платформе. Для нас этого достаточно.

- Два года назад в этой самой комнате я брала интервью у тогдавшнего президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса. Мы говорили по-английски, но два слова он сказал по-русски: это были слова "дезинформация" и "некультурно". Какие слова, на ваш взгляд, лучше всего определяют современную Россию?

Русские люди - это люди с великой культурой, у них отличное чувство юмора. В России прекрасная научная сфера. Я очень ценю русских людей. Если я думаю о российском государстве, то на сегодняшний день это угроза для ценностно-ориентированной системы международной безопасности. Но в моем понимании эти два аспекта полностью разделены.

Полная версия интервью:

Смотреть видео 15:21

Президент Эстонии в "Немцова.Интервью": Россия – угроза для системы международной безопасности

  • "Железный меч" в Литве

    В Литве до 2 декабря проходят военные учения "Железный меч" ("Iron Sword") сил НАТО, в которых, помимо литовских военнослужащих, принимают участие солдаты из Германии, США, Великобритании и Польши. В Литве разместится дополнительный батальон сил НАТО. На фото: военные учения солдат НАТО, которые прошли в литовском местечке Рукла этой осенью.

  • Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

    Россия укрепляет свои позиции на Балтике

    Группировка войск в Калининградском особом районе в 2016 году была усилена дивизионом берегового ракетного комплекса "Бастион". На вооружение Балтийского флота в 2016 году, по утверждению российского Минобороны, пришли новые ракетные комплексы. На фото: летние учения российской армии на Балтике

    Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

    Наращивание сил с обеих сторон

    На этой инфографике видно, что с обеих сторон ведется наращивание военного потенциала. Россия на своих западных границах формирует три новых дивизии общей численностью до 30 тысяч военнослужащих. НАТО отправляет четыре батальона в страны Балтии и в Польшу, каждый численностью по тысяче солдат.

    Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

    НАТО устанавливает систему ПРО в Европе

    В Румынии в 2016 году заработала наземная база противоракетной обороны "Иджис". Аналогичная станция есть в Польше. Вместе с рядом других наземных объектов, а также группой эсминцев румынская база является составной частью программы построения европейской поэтапной адаптивной системы противоракетной обороны (ПРО). Россия считает, что ПРО направлена против нее.

    Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

    "Искандеры" в Калининграде

    Между тем Россия продолжает укреплять Калининградскую область. Министерство обороны РФ объявило о том, что реализует намерение разместить в западном эксклаве ракетные комплексы "Искандер-М". По данным Минобороны, они способны поражать цели на расстоянии до 500 км, "Искандеры" могут быть оснащены двумя типами ракет - баллистическими и крылатыми, а также теоретически нести ядерный боезаряд.

    Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

    Латвия потратится на оборону

    Осенью в различных точках Латвии проходили военные учения, в том числе совместные маневры военнослужащих НАТО "Серебряная стрела". На фото: министр обороны Латвии Раймондс Бергманис (в центре) и военнослужащие США после военных учений в латвийском местечке Адажи. Бергманис может рассчитывать в 2017 году на то, что расходы на оборону вырастут почти на 100 миллионов евро.

    Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

    Новые дивизии

    Долгое время после распада Советского Союза численность российской армии сокращалась. Но объявление о создании новых дивизий, прежде всего вблизи российско-украинской границы, может повернуть этот тренд вспять. Специалисты пока не знают, как Минобороны собирается укомплектовать новые дивизии личным составом. Необходимо найти порядка 30 тысяч военнослужащих дополнительно.

    Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

    Крупные учения в Польше

    В балтийском регионе этим летом прошли крупные военные учения НАТО под названием "Baltops". В них принимали участие военнослужащие из 17 стран - всего свыше 6000 солдат. Генсек альянса Йенс Столтенберг сообщил, что в планах блока перевести на усиленный режим службы несколько сотен тысяч солдат в странах-членах организации.

    Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

    От гаубиц до тяжелых бомбардировщиков

    Россия активно тестирует и вводит на вооружение новые виды военной техники. Это и истребители Су-35С, и зенитно-ракетные комплексы "Тор", "Панцирь-С", ПЗРК "Верба", реактивные системы залпового огня "Торнадо-Г" и беспилотники. Сейчас уровень перевооружения армии, по данным российского Минобороны, составляет 50 процентов.

    Как НАТО и Россия наращивают свои военные силы

    "Мы не в состоянии холодной войны с Россией"

    В недавнем интервью DW Йенс Столтенберг заявил, что НАТО не находится в состоянии холодной войны с Россией, призвав к поиску более умеренного определения. Масштабы наращивания военного потенциала обеими сторонами, действительно, несравнимо меньше, чем когда полным ходом шла гонка вооружений между СССР и НАТО, о чем напоминает эта графика времен ГДР.


Эстонская Республика обрела свою государственную независимость после развала Российской империи в 1918 году, и развивалась как демократическая страна с парламентской формой правления традиционной для эстонского народа.

Единственным периодом за это время, который не отвечал требованиям демократии, стала диктатура президента Константина Пятса (1934 – 1939 года) в результате которой действия парламента были фактически парализованы, а власть сконцентрировалась в руках нескольких человек.

Эстония утратила свою независимость в 1940 году, став частью СССР. В 1992 году страна вновь обрела свою независимость. По принятой тогда конституции вся законодательная власть принадлежит парламенту, который называется Рийгикогу.

Он избирается всеми гражданами Эстонии, которые имеют возраст 18 лет. Полномочия парламента длятся четыре года. Он имеет право:

  • избирать президента;
  • принимать законы;
  • подписывать договоры с другими странами;
  • принимает бюджет страны.

Всего в Рийгикогу 101 депутат. По его полномочиям можно охарактеризовать Эстонию, как типичную парламентскую республику.

Должность президента

Парламент избирает президента на срок пять лет. Кандидат должен быть человеком, достигшим 40 лет, родившийся в Эстонии. Нельзя избираться президентом более двух сроков подряд.

Президента выбирает парламент, за него должно проголосовать 2/3 депутатов. Голосование за кандидата осуществляется в течение трех туров, если после этого выборы не происходят, то права избрания переходят к выборщикам.

Они, совместно с депутатами, избирают президента большинством голосов. Полномочия президента в парламентской республике, достаточно серьезно ограничены, но при этом он может:

  • предлагать поправки в конституцию;
  • кандидатуру на должность премьер-министра выдвигать;
  • предлагает парламенту кандидатов на должности: председателей государственного суда, банка, контролера.

Президент выдает награды, присваивает звания, возглавляет национальную оборону, и представляет страну в отношениях с другими государствами. Полномочия главы государства ограничены законами. Однако президент на внутреннюю и внешнюю политику страны имеет большое влияние.

Президент Эстонии 2019

Прежний президент Тоомас Хендрик Ильвес продержался у власти два срока, начиная с 2006 года. В октябре 2016 года его не сменила Керсти Кальюлайд.

Экс президент Эстонии — Тоомас Хендрик Ильвес (с 2006 по 2016)

Избрание нового президента походило на затяжной психологический триллер, в ходе которого парламент не смог избрать никого из предложенных кандидатур и право выбора перешло к Коллегии выборщиков, но и они не смогли выбрать президента.

В этом случае полномочия по избранию снова перешли к Рийгикогу, т.е. теперь парламент снова должен был выбирать главу государства, и на этот раз уже никаких отступлений не могло быть.

В этот момент на одном из заседаний Государственного собрания (так можно перевести Рийгикогу на русский язык), была вдвинута кандидатура Керсти Кальюлайд. Голосовали за нее 90 депутатов парламента, а это подавляющее большинство. Таким образом, был избран очередной президент Эстонской Республики.

Личность действующего президента Эстонии

Керсти Кальюлайд родом из Тарту. Она родилась в 1969 году, 30 декабря. Окончила обычную советскую школу в Таллинне в 1987 году. После окончания школы поступила в университет города Тарту, который закончила в 1992 году со специальностью – генетика. Однако по избранной профессии ей так и не удалось поработать.

В период после окончания университета была менеджером телефонных станций, затем работала в банковской сфере. В 1999 году Керсти советник премьер-министра Эстонии Марта Лаара.

В 2002 году ее карьера резко меняется – будущий президент становится директором Ируской электростанции, на этой должности она пробыла до 2004 года, когда начала работать в структурах Евросоюза. Кальюлайд занимала разные ответственные должности в Европейской контрольной палате, до того как стала президентом Эстонии.