Как работают церкви в рождество. Когда ходят в церковь на Рождество Христово? Фото из открытых интернет-источников

Иногда людям свойственно совершать не свойственные им поступки. Например, ночью большая часть людей обычно спит. Но есть два дня в году, которые многие предпочитают проводить не в уюте домашней спальни, а в совершенно другом месте. Это Рождество Христово и Светлое Христово Воскресение, Пасха. И именно в эти дни случается так, что в храм приходят люди, которые в другое время сюда не ходят или ходят, но довольно редко. Что или, лучше сказать, Кто заставляет нас стремиться под церковные своды в рождественскую ночь? Ответ, наверное, прост...

Пастухи и волхвы

Здесь нужно отметить одну важную деталь, о которой задумывается не каждый. В рождест-венскую ночь человек, поставивший целью посетить богослужение, становится… волхвом или пастухом: Пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2 , 1-2); Пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях (Лк. 2 , 15-16).

Волхвы (ученые люди, наблюдавшие за звездами) проделали долгий путь, ведомые звездой, пастухи оставили свои стада, чтобы увидеть родившегося Богомладенца. Родившийся Спаситель мира объединил всех — и ученых мудрецов, и простых пастухов. И сейчас рождественское богослужение объединяет разных людей, делая их единым целым в желании поклониться Родившемуся, прославить Бога. И ученые волхвы, и простые пастухи шли с чистым сердцем, в котором жило лишь желание увидеть Того, ради Которого можно пожертвовать чем-то личным, претерпеть трудности пути или оставить без присмотра стада в поле. Христос рождается, чтобы пожертвовать Собой на Кресте. Человек в ответ на это должен учиться жертвовать самим собой.

Тем временем в храме…

Что же мы увидим в храме? По традиции, в центре ставится вертеп из еловых веток с иконой Рождества внутри. Но, наверное, в этот день весь храм можно назвать рождественским вертепом, в который люди приходят увидеть и прославить Младенца-Христа.

Как же Церковь прославляет родившегося Спасителя? Конечно, богослужением. Для большей ясности поясню, что любой церковный праздник — будь то Рождество Христово или память кого-то из святых — всегда начинается накануне вечером. Поэтому вечером 6 января во многих храмах совершается всенощное бдение. В древности это богослужение в полном смысле слова совершалось всю ночь — от захода солнца и до появления первых солнечных лучей ранним утром. В современной практике бдение служится накануне вечером. Всенощное бдение под Рождество особенное. Чтобы не перегружать читателя специальными терминами, просто скажем: рождественское всенощное бдение начинается с длительного чтения псалмов — древних гимнов, входящих в состав Библии. Чтение совершается при выключенных светильниках, храм освещается только свечами и лампадами. Но несколько раз чтение прерывается торжественным пением, царские врата (центральные двери главной части храма) открываются, а полумрак храма озаряется светом.

Сначала идет пение фрагментов древнего пророчества Исаии: С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог! (Ис. 8 , 10). Святого пророка Исаию называют ветхозаветным евангелистом, потому что он больше и яснее других пророков возвещал о грядущем Спасителе. Слова с нами Бог — выражение духовной радости, радости осознания присутствия Бога среди людей.

Следующий момент — торжественное исполнение хором главного праздничного песнопения, то есть тропаря: «Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе!» (русс. пер.: «Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклониться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!» ). Этими словами Церковь прославляет Рождество Христа, через которое весь мир был озарен светом знания (разума, разумения) истинного Бога и Спасителя. Христос именуется Солнцем Правды — как солнце освещает все своими лучами, так и Христос призывает каждого человека просветиться светом Божественной истины. Затем снова продолжится чтение. В этом в очередной раз можно увидеть евангельскую символику: размеренная тишина ночи нарушается явлением славословящих Бога ангельских воинств, возвестивших пастухам Рождение Спасителя.

Это происходит на первой части всенощного бдения. Вторая его часть совершается уже при полном освящении: духовенство выходит на центр храма, совершается каждение вертепа с иконой, чтение Евангелия от Матфея, повествующее о Рождестве, а затем можно услышать важную составляющую бдения, которая называется каноном. Канон — это пение хором и чтение чтецом коротких молитвословий, раскрывающих смысл и значение праздника. Канон Рождества начинается пением хора: «Христос раждается — славите, Христос с Небес — срящите (русс. пер.: встречайте). Христос на земли — возноситеся (русс. пер.: воспряньте). Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославия» . Мы слышим призыв прославить Рождение Христа, воспрянуть в этой радости, с веселием петь прославившемуся Богу. Хору вторит чтец: «Истлевша преступлением, по Божию образу бывшаго, всего тления суща, лучшия отпадша Божественныя жизни, паки обновляет мудрый Содетель, яко прославися» (русс. пер.: Того, кто создан был по образу Божию, истлел от преступления, весь подвергся тлению и лишился лучшей, Божественной жизни вновь восстанавливает мудрый Создатель, ибо Он прославился ). Эти слова являются ответом на вопрос: для чего рождается Христос? Для того, чтобы обновить и воссоздать падшего в грех Адама и всех его потомков, вернуть человеку то, чего он лишился грехопадением.

Нужно сказать и о том, что существует еще одна традиция совершения всенощного бдения накануне Рождества Христова: служба начинается поздним вечером, практически соединяясь с Литургией. Верующие молятся почти всю ночь, точно так же, как это было в древнехристианские времена.

Литургия

Божественная литургия — это самое главное церковное бого-служение, ведь ее кульминацией является Таинство Причащения, когда вся церковная община приобщается Святых Тела и Крови Христовых. На Рождество Литургия обычно начинается в полночь. Она также состоит из нескольких частей.

Особенность рождественской Литургии заключается в том, что во время ее первой части мы постоянно слышим песнопения, прославляющие родившегося Бога и Спасителя. Пение фрагментов специально выбранных для этой Литургии псалмов чередуется с молитвенными обращениями ко Христу: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» и «Спаси ны, Сыне Божий, от Девы рождейся, поющия Ти: аллилуия» (русс. пер.: Спаси нас, Сын Божий, рожденный от Девы, поющих Тебе: аллилуиа ). Богородица — главная участница Рождества, от Нее рождается Сын Божий. Поэтому верующие молят Господа о спасении по молитвам и заступничеству Его Пречистой Матери.

Затем на Литургии мы услышим чтение фрагмента из послания (письма) святого апостола Павла к Галатам о том, что когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4 , 4-5). И Евангелие от Матфея о поклонении Христу волхвов.

У рождественской Литургии есть еще одна особенность — чтение Рождественских посланий. Одно из них — послание Патриарха Московского и всея Руси, а другое — правящего епархиального архиерея. Оба послания оглашаются во всех храмах епархии. Рождественское послание — это одновременно и проповедь, раскрывающая смысл и значение Рождества Христова, и поздравление верующих — священнослужителей и мирян — с этим светлым и радостным праздником, а также и краткое подведение итогов уходящего года. Традиция подобных праздничных посланий, по крайней мере в России, получила широкое распространение в послевоенное время. Тогда, в условиях «запрета на религию», когда не было церковной прессы, а Патриарх и архиереи не могли обратиться к верующим через светские средства массовой информации, такие послания были практически единственным способом донести до паствы какие-то важные факты церковной жизни.

Времена гонений и запретов прошли. Но традиция праздничных посланий остается. Для чего это нужно сейчас? Это еще один знак единства верующих. Мы ходим в разные храмы, не у всех есть возможность попасть на архиерейское богослужение (да и при всем желании главный храм епархии, в котором совершаются архиерейские службы, не сможет вместить всех верующих). Но обращение епископа ко всей своей пастве через праздничное послание показывает каждому из нас целостность церковной общины.

Во время богослужения верующие молятся о Патриархе, правящем архиерее и служащем духовенстве. Патриарх, архиерей и духовенство обращаются с праздничным поздравительным словом ко всем верующим и одновременно к каждому из нас конкретно. Христос родился для всех нас. Поэтому и празднуем мы все вместе.

История или живая реальность?

Рождество — это не просто воспоминание о дне рождения Спасителя для земной жизни. Рождество — это не история, а живая реальность духовной жизни. Рождество Христово актуально для каждого из нас — здесь и сейчас. Потому что Спаситель для каждого из нас рождается и за каждого из нас умирает. Да, Он родился в Вифлееме, но родился ли Он в наших душах и сердцах? Этот вопрос ставит перед нами Рождество.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 24 (500)

Христиане празднуют его 7 января, а если точнее, то празднование начинается 6го января в канун Рождества, этот день принято называть Сочельником.

Что делают в Рождество Христово в церкви: что за праздник, когда идти в церковь?

Рождество - особенный праздник. И служба в этот день особенная. Вернее, в ночь… Ведь во многих наших храмах Литургия (а бывает, что и великое повечерие, и утреня) служится именно в ночное время.

Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками. Основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Церковные служители напоминают: «Если же говорить о рождественском богослужении, то это, если хотите, один из тех даров, который мы можем принести к яслям родившегося Спасителя. Да, самый главный подарок Богу – это исполнение Его заповедей любви к Нему и любви к ближнему, но все-таки ко Дню рождения подарки готовятся разнообразные, и одним из таких может стать длительная молитва на богослужении».

Те, кто хочет правильно по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

Рождественский сочельник (Навечерие Рождества Христова) – это последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. Дата праздника 6 января.

В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей.

Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались.

Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Если вы решите привести детей в храм ночью, то главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживанию и восприятию Праздника.

Что делают в Рождество Христово в церкви: как поститься, праздновать?

Если в канун Рождества вы по какой-то причине не попали на литургию, к примеру занимались уборкой, были на работе или готовили постные блюдау и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо», поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов, но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи, но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае, этот вопрос лучше согласовать с духовником.

Рождественский день, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем, днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино.

Накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением праздничных блюд.

Если для человека приоритетнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что появилась традиция обязательно в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

К этому дню наши предки готовили то, что не требует особенных усилий при приготовлении, а уже днем готовилась трапеза более праздничная.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука ответил на вопросы журналистов.

Как подготовиться к празднованию Рождества?

Это часто задаваемый вопрос, но в то же время неправильно понимаемый. Такое ощущение, будто священнослужитель какой-то кулинар, он должен рассказать, как нужно сделать вкусное блюдо, рассказать, когда убирать дома, какие подарки сделать и тому подобное. Но это неправильно. Да, когда ты встречаешь дорогого гостя, ты готовишься к встрече. Ты убираешь, готовишь блюда, накрываешь стол. Но в Рождество мы встречаем Бога. Разве ему нужен наш стол, одежа какую мы наденем? Ему важно увидеть, какое наше сердце. И для того чтобы встретить достойно Рождество, нужно открыть свое сердце на встречу Богу. Нужно его очистить. А где ты можешь это сделать? Конечно лишь только в храме, во время Таинств Причастия и Исповеди. Где ты можешь соединиться с самим Богом - участвуя в Евхаристии.

- Обязательно ли на Рождество идти в храм?

Однозначно. Особенно сейчас, когда многие "знатоки" пишут о традициях наших предков откровенную ложь. Дескать люди сидят ждут первую звезду, после появления которой начинается пьянка, гулянка.

Да никогда такого не было. Вся семья ходила в церковь, почитайте историю, спросите стариков. Все в Рождественскую ночь шли на службу. Никаких гулянок не было, а вот после службы придя, разгоревшись, отдохнув, вот тогда начинались святочные гуляния. Но не накануне Рождества. Не с 6-го на 7-е. А с 7-го и дальше.

Не кажется, что рождение Христа - это хорошо придуманная сказка?

Копните немного глубоко и увидите, как об эту "сказку" разбиваются многие наши страсти. Христос учил нас - любви. А чему нас учит современное общество? Мы живем в обществе курятника. Где должны с нижней полочки подняться на верхнюю - при этом растолкать всех, кто вокруг тебя, кто тебе мешает и сделать пакости, кто ниже тебя.

Христос говорит совершенно о другом. Поэтому люди и не хотят верить, что можно жить по любви, быть милосердным, говорить правду, не лгать, не творить злобы и ненависти. Поэтому им нужно оправдать свое поведение мыслью - "Христа не было". Зачем он нам нужен?

Наши современники говорят: "Мы люди грамотные, у нас нет доказательств". Но при этом они безоговорочно верят в существование Аристотеля, Сократа. Они их цитируют. Но когда были изданы книги с их высказыванием - при жизни этих философов или через несколько веков после их смерти? Не приписали ли им позже какие-нибудь фразы? Почему вы в этом не сомневаетесь?

Существует Оксфордский свод, отрывок Евангелия от Матфея, которые датируются 60-70 года нашей эры. Это Евангелие написано при живых апостолах, реальных свидетелей Воскресения Христа. Это историческое подтверждение.

Засиявшей в небе Вифлеемской звезде может соответствовать комета, либо парад планет. Как могло Евангелие, если это "философская сказка", породить такое количество верующих людей? Отрицающие Христа, хотят вытеснить Его - ведь Он обличает, и не дает человеку возможность широко разгуляться в угоду страстям.

Как правильно рассказать детям о Рождестве?

Действительно часто приходится в храме слышать перед причастиями, как родители говорят детям: "Не плачь, сейчас тебе бородатый дядя даст вкусную водичку". Важно детям говорить правду. Тело и Кровь Христовы… Не дядя бородатый, а священник. Тогда ребенок будет правильно понимать, что Иисусик или Николайчик это не конфетка, а Бог и святой. Поэтому рассказывая детям о Христе мы должны сказать правду. Зачем пришел Христос? Чтобы избавить от греха, от смерти и вести нас в жизнь вечную.

В истории о Рождестве упоминаются волхвы. Разве они не колдуны?

Это проблема переводов на другие языки. В изначальном тексте Священного Писания используется термин "маг". А колдун и маг это совершенно разные понятия. Возьмем медицину - фактически еще до 15 века, врачи пользовались заговорами и амулетами. Волхвы - это ученные того времени. Какими приборами они пользовались? Самыми простыми. Ученные, современники Христа, изучали небесные светила, природные явления и поэтому они заметили необычную звезду и последовали за ней. Маг, ученный, сомневается, он ищет, хочет узнать, что же символизирует этот знак - звезда на небе. Мы знаем о том, что волхвы были из языческих племен. Вот здесь Евангелие показывает - Христа не принял род израильский, как Бога, а язычники первые пришли и поклонились Ему. Участие волхвов в картине Рождества - это и есть назидание для нас современных людей. Мы сомневаемся. Но мы должны открыть свое сердце, как сделали волхвы и докопаться до истины. Мы были язычниками, но имеем возможность прийти к Христу и здесь Христос принимает каждого.

Дата рождения Иисуса нам не известна

- Почему католики отмечают 25-го декабря, а православные 7 января. Какая дата правильная?

Исторически ни одна дата не соответствует дате рождения Христа. Эта дата вообще нам не известна. Кто говорит о проблеме даты, о проблеме празднования Рождества? Депутаты. Какие приводят аргументы? Что у нас Новый год до Рождества. Так вот в чем дело - надо поститься, а вы хотите погулять. А что тебе важнее? Твоя душа, жизнь с Богом или твое присутствие за столом, салатом "оливье", "шубой" и т. д.

Другие говорят - весь цивилизованный мир празднует 25-го. А я что, не цивилизованный человек, лишь из-за того, что праздную 7-го? Почему меня унижают, а вместе со мной миллионы моих единоверцев.

Еще что говорят - давайте все вместе - католики, православные, протестанты, будут праздновать. Меня попрекают в Запорожье, представители других конфессий, вот Владыка Лука с нами не хочет служить. Я говорю - давайте не будем вместе служить, у каждого есть свое место служения, каждый может служить так, как он хочет, а вместо этого давайте вместе делать добрые дела и это будет проявление нашего единства. Так на наш призыв однажды откликнулись только буддисты, которые приняли участие в епархиальном общественно-церковном проекте "Любовь милосердствует", цель которого - помощь больным детям. А больше ни одна конфессия. Как только доходит до дела, все - никого нет.

Следующий аргумент приводят - большинство даже Православных Церквей отмечает рождество 25 декабря. А в количественном отношении - это чуть больше 20% от общего числа православных. Но людям это не говорят, их просто обманывают.

Необходимо отметить, что мы тоже празднуем Рождество 25 декабря, только по Юлианскому календарю. Это современное 7 января. Да, астрономически Григорианский точнее, но он связнан лишь только с солнечным календарем. А Юлианский календарь связан как с солнечным, так и с лунным календарями. Юлианский календарь - завязан на Пасхе, то есть на духовном. А Григорианский завязан на календаре, на дате. Юлианский на вечном. Григорианский на земном, временном. Какой будет важнее в жизни христианина? Мало того, по Григорианскому календарю бывает такое, что Христианская Пасха, намного раньше Пасхи Иудейской. Каноны и Евангелие нам четко говорят, что такого не должно быть. Пасха Христианская должна быть только после Пасхи Иудейской. Все. Почему мы это забываем. Каждый из нас имеет право на свое вероисповедание, а государство не имеет право его менять, мало того заставлять менять каноны и устройство внутрицерковной жизни. Календарный вопрос это не догматический, а канонический, это вопрос внутренней жизни Церкви.

- Как православному относиться к католическому Рождеству?

Мы поздравляем другие конфессии с Рождеством Христовым и т.п. и здесь нет никакой зазорности. Можешь порадоваться, поздравить, но главное - мы не имеем права участвовать вместе с ними в молитве, богослужении.

Сейчас набирает силу традиция привозить Вифлеемский огонь Мира. Что это такое?

Задавал этот вопрос на Святой Земле в Вифлееме. Я спросил у Владыки Феофилакта, архиепископа Вифлеемского - "Что за такая традиция"? Он говорит - я не знаю, что это. Знаю Благодатный огонь, который исходит в Великую Субботу.

Кстати, вернусь к вопросу о календаре, - какой точнее. Тот же Благодатный огонь сходит перед православной Пасхой по Юлианскому календарю. Крещение, освящение воды совершается по Юлианскому календарю. Я знаю воду, которую набрали на крещении 30 лет назад - она не портится! На Преображение сходит облако на гору Фавор, тоже по Юлианскому календарю.

Возвращаясь к Вифлеемскому огню мира… Он не имеет религиозной основы. Эта традиция появилась в середине 20 столетия. Основали эту традицию пластуны-католики из Австрии. Добрый символ, но к православному человеку он не имеет никакого отношения.

В Церкви все для тебя можно, но только с разумением

- Что такое сочельник?

Дни накануне Рождества Христова и Богоявления в народе называются Рождественским или Крещенским сочельниками. По церковному это называется Навечерие Рождества Христова и Богоявления. В этот день люди едят сочиво - кашу из проросшей пшеницы, сушеных фруктов, мака, меда так называемая кутя. Но это день особого приготовления к встрече Христа. Для нас этот день тоже очень важен. Часто люди спрашивают - надо ходить в Сочельник на службу или нет? Надо. Здесь мы уже начинаем непосредственно подготавливаться к празднику. Как врач, я приведу пример - вот нужно делать операцию человеку, но прежде чем приступить к ней, человека необходимо ввести в наркоз, это подготовительный момент, без которого операция невозможна. Точно так же празднование Рождества Христова невозможно без Сочельника. И поэтому мы должны все свои дела сделать до 6 января. Конечно, какие-то приготовления, что-то по мелочи, можно сделать и в этот день.

- Говорят, что перед Рождеством на столе должно стоять 12 блюд?

Кто-то думает - это в честь 12 апостолов, но это - не правильно. Пирожки с картошкой это в честь какого апостола? А компот - в честь какого? Даже тут пытаются вытеснить Христа из жизни, привязать к какому-то блюду. Всегда ели только сочиво и больше ничего.

Еще часто вопрос задается - а что такое первая звезда, когда она появляется, когда можно начинать кушать в Сочельник? Богослужение на Навечерие Рождества Христова начиналось не ранним утром, по времени - длительное, поэтому раньше оно заканчивалось на закате, когда на небе уже могла появится звезда. Но сегодня прошло небольшое смещение и служба начинается утром, а заканчивается днем. Так что ж, не кушать после? Такая длинная служба, ты столько выстоял, не каждый челочек может выдержать. Церковь относится к человеку с понимаем, со снисхождением и любовью. Поэтому когда заканчивается служба, после отпуста Литургии, все священники выходят из алтаря и идут к иконе Рождества Христова, которая находится на аналое в центре храма. Впереди этой процессии идет свещеносец со свечей, которая и символизирует первую звезду. В связи с этим человек выйдя из храма и добравшись домой может спокойно кушать сочиво.

Как правильно выходить из поста. Какие блюда должны стоять в Сочельник?

Кутя (сочиво) прежде всего. А остальное - что хозяйка придумает, но это обязательно должно быть постным и в меру. Этот вопрос настолько индивидуальный. Есть устав монашеский, запрещающий то и то... Но основная масса наших прихожан, это не монахи. Некоторые люди говорят - я не хочу ходить в Церковь, потому что там все запрещают. Ошибаются. В Церкви все для тебя можно, но не все полезно, во всем должны быть разумение и понимание. Если человек страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями - это одно, если у человека язва - это другое. Общий принцип - все должно быть в меру и не в коем случае не должно наносить вред твоему здоровью. Кроме того, ты имеешь возможность прийти, посоветоваться со священником, который тебе в этом четко, индивидуально подскажет, как лучше сделать.

Еще один важный момент - употребление спиртного. Желательно воздержаться, но если не можешь - должна быть мера.

Кстати, часто говорят - как год встретишь, так его и проведешь, а как же быть со встречей Нового года, ведь вы заставляете постится? Я задаю встречный вопрос - а для тебя что важнее? Рюмка? Если ты за новогодним столом подымаешь рюмку за рюмкой, то ты весь год будешь пить? А может быть ты задумаешься о другом, о вечном? У нас в Запорожье такая традиция. В новогоднюю ночь мы совершаем Божественную Литургию. В молитве встречаем Новый год. О чем молит каждый человек, я конечно не знаю, но общая молитва - о мире в нашей стране, о мире в наших сердцах, чтобы Господь нас не оставил, был всегда рядом с нами. И если ты проведешь эту ночь с Богом, то Он тебя никогда не оставит. И даже если попадешь в какую-то беду и обратишься к Нему за помощью, Он обязательно тебе придёт на помощь.

Какие пророчества сбылись после Рождества

- Почему о Рождестве Христовом говорят только два Евангелия?

В Церкви, в духовной жизни нет ничего лишнего. Евангелист Матфей писал для иудеев, и он должен был доказать, что Христос - потомок Авраама и Давида.

Евангелист Лука показывает, что Господь Иисус Христос принадлежит всему человечеству и является Спасителем всех людей, как к Нему приходит весь мир, надо было рассказать язычникам об этом приходе.

Правда, что после своего рождения Христос был на Тибете?

Проблема Евангелия в том, что практически ни один евангелист не останавливается на том, где же был Христос от момента рождения до его крещения. Есть апокрифы, где описано, как маленький Иисусик прикосновениями исцелял людей, или наказывал своих сверстников сорванцов. Много былин. Но все это не признается Церковью. Не для того, чтобы унизить достоинство Христа, а наоборот - чтобы его не засорить.

Мы четко знаем из жизни Божьей Матери, описание которой нам оставил апостол Лука - Христос сначала помогал отчиму. Когда Иосиф умер, на плечи Иисуса легло содержание Матери - Он плотничал, пока не вышел на служение людям. Спаситель скрывал Свое Божество, скрывал совершенно осознанно. И открыл его людям лишь в Иордане, когда голос с Неба засвидетельствовал, что в воде стоит не просто человек, а долгожданный Мессия. Но никакого Тибета не было.

Откуда пошла традиция наряжать ель?

Ель - это символ вечности и символ смерти. Есть разные представления. Традиция уходит к немцам. Некоторые связывают с Мартином Лютером, Бонифацием. Но в Рождественской традиции устанавливать ель в Новом Завете мы не найдем. Ничего греховного нет для тех, кто ее устанавливает и для тех, кто не устанавливает. Важно, что это для тебя значит.

Зеленый цвет - это символ жизни. Для меня ель - символ Рождества Христова, семейного тепла, символ жизни. Ведь Христос приходит, чтобы нас сделать живыми в жизни не только земной, но и вечной, чтобы мы не умирали от греха.

Какие пророчества исполнились с Рождеством Христовым?

То, что в мир придет Спаситель, Мессия. Этим пророчеством жило все человечество до рождения Христа. Но как извратили это пророчество. Они думали, что придет Мессия и избавит иудеев от римского ига. Почему Христа распяли - потому что Его современники не увидели в нем Мессию. Мы забываем о смысле воплощения Христа. Он пришел спасти нас от греха, даровать нам жизнь вечную! А мы этого не понимаем.

Разве мы слышим от Христа, что надо убить врага? Нет. Мы слышим - возлюби ближнего своего. Сколько лозунгов сейчас звучит от тех, кто говорит, что они христиане? Забыли Христа! Это пример духовной слепоты, беснования. Мы забыли о Христе, о главной причине Его прихода. Смысл Рождества Христова - исцеление нас от греха и дарование нам жизни вечной в райских Царских обителях, но не для муки вечной.

Рождество - особенный праздник. Подготовка длится весь пост, и в т.ч. последние несколько дней. Особенно важно суметь подготовится к службе в день самого праздника. Вернее, в ночь… Ведь во многих наших храмах служится именно в ночное время.

Как не испугаться трудностей настоящего «всенощного бдения» и ощутить радость праздника на длительной рождественской службе - об этом мы уже писали:

К ак подготовиться к , настроить себя на длительную службу и провести время в храме достойно, читайте советы архипастыря.

1. По возможности посетите все уставные праздничные богослужения.

Хочу подчеркнуть, что на праздничном всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками. , основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в . Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается Литургией Василия Великого.

Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

В афонских монастырях, в частности, в Дохиаре, игумен монастыря Дохиар архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келию, покидая, таким образом, богослужение.

Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками – стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные ручки. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае.

В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью – в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью - вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.

Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.

3. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически - до окончания Литургии.

Рождественская служба в Ионинском монастыре

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.

Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем.

Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае, этот вопрос лучше согласовать с духовником.

4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.

Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

5. Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая.

Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем, днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла - для меня загадка.

По моему мнению, «12 страв» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то «комиксам», пусть даже освященным народными обычаями.

На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют.

6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день - прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.

Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд.

Если для человека приоритетнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная.

7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению - почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.

Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально - в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» - «Ну, поют». - «А сейчас?» - «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.

Рождественская служба в Ионинском монастыре

Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться.

Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами.

Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык. Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.

Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке - нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.

Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.

Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства.

Рождественская служба в Ионинском монастыре

Свеча - это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.

Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем - из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом.

9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.

Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром.

В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в Литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра – таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много – обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа – с 16.00 до 20.00.

И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на Литургию к 9.00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе.

Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Рождественская служба в Ионинском монастыре

Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.

Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы.

Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погруженных в так называемый «литургический» сон.

Сколько ребенок выдержит - столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю еще раз, попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.

10. Причаститесь обязательно!

Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.

Наша обязанность на богослужении - внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.


Праздничная служба в монастыре Дохиар

И, действительно, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, - те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на Литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Какое основное условие необходимо, чтобы ощутить радость длинной всенощной службы?

Необходимо осознавать, ЧТО много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что произошло событие такого космического масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.

Бог, Творец вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все – для нас, для каждого из нас.

Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать - то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, - тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся нам мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Вот это будет превышать все.

МОСКВА, 7 янв - РИА Новости, Ольга Липич. Русская православная церковь отмечает в четверг Рождество Христово - второй по значимости после Пасхи великий двунадесятый праздник.

В эту ночь патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил праздничное Рождественское богослужение в кафедральном соборном храме Христа Спасителя, где собрались тысячи верующих.

Праздничные службы проходят во всех действующих храмах Москвы, которых вместе с часовнями насчитывается более 800. Всего же в мире - свыше 29 тысяч приходов РПЦ.

Согласно евангельскому преданию, когда римский император Август, правивший Иудеей, объявил перепись населения, и каждый должен был записаться именно там, откуда был родом, - праведный Иосиф отправился с обрученной ему Пресвятой Девой Марией в свой родной город Вифлеем.

В гостинице не оказалось свободных мест, поэтому Иосиф и Мария нашли приют в пещере, куда загоняли домашних животных (на древнеславянском - вертеп). В этом вертепе и родился Спаситель . Младенца Богородица положила в ясли.

Первыми поклониться воплотившемуся Богу пришли пастухи, которых известил Ангел. Вслед за ними пришли волхвы (восточные мудрецы-язычники), узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе необычной звезды. Эта звезда привела волхвов к месту Рождения Иисуса и потому именуется Вифлеемской.

Праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.

По уставу Русской православной церкви, празднику предшествует многодневный Рождественский пост , который начинается 28 ноября и длится 40 дней - по 6 января включительно.

В Рождественский сочельник, 6 января, многие благочестивые верующие вообще не вкушают пищи, а к 22.00 идут в храм, где служатся повечерие, утреня и Божественная литургия.

Лишь при появлении первой звезды - символа звезды Вифлеемской - можно отведать сочиво (постное блюдо, которое чаще всего готовится из пшеницы или риса с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня - сочельник.

После праздничного ночного богослужения 7 января православные поздравляют друг друга со светлым праздником Рождества Христова и разговляются (прекращают пост).

В этот день на Руси традиционно устраивались пышные застолья. Дети ходили по домам с "вертепом" - маленьким ящиком, оклеенным цветной бумагой, в котором с помощью укрепленных на оси кукол разыгрывались сцены на евангельский сюжет о рождении Христа. За это представление, сопровождавшееся пением, дети получали подарки. В некоторых местах, в частности, на Украине, этот обычай сохраняется и по сей день.

Дома и церкви на Рождество украшают елями и хвойными ветвями, которые символизируют вечную жизнь, а традиция наряжать рождественскую ель связана с образом райского дерева, изобилующего плодами.

Патриарх Кирилл, по данным его пресс-службы, совершит в 16.00 мск великую вечерню в храме Христа Спасителя, после которой состоится поздравление духовенства.

Вслед за Рождеством по церковному календарю наступают святки - время особой духовной радости и продолжения празднования. В эти дни, с 8 по 17 января, отменяются однодневные посты по средам и пятницам.

На второй день после Рождества Христова, 8 января, когда Церковь отмечает праздник под названием Собор Пресвятой Богородицы, патриарх Кирилл возглавит в 9.30 мск Божественную литургию в исторически главном храме Руси - Успенском соборе Московского Кремля.

А в середине дня 8 января предстоятель РПЦ посетит Рождественский праздник в Московском городском Дворце детского творчества на Воробьевых горах.