Какие уроки может преподать литература. Какие нравственные уроки может преподать литература о войне? Какие книги надо обязательно прочитать при подготовке к этому направлению

“Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах”. Так говорил Аристотель. Пройдет время; и другой философ - Гегель - сформулирует эту мысль так: “Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера”.

Сегодня высокая нравственность - едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом и, к великому сожалению, самая “немодная” черта характера, “непопулярная”. По мнению некоторых ученых - социологов, нынешнее молодое поколение мы потеряли: под натиском развращающего воздействия телевидения, под оглушающую пропаганду “сладкой” наркотически-сексуальной жизни только 7% процентов молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством.

Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности. Качества эти не врожденные, не генетический код передает их из поколения в поколение. Есть множество примеров, когда дети весьма интеллигентных, высокообразованных, честных и порядочных родителей становились подонками общества. И, наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами, с неутомимой страстью к добрым делам, скромные и очень строгие к себе. Старшее поколение склонно видеть в младшем и даже несколько преувеличивать недостатки возраста. Правда, к сожалению, не без оснований говорим мы иногда о том, что ребята не приучены к труду, не берегут добро, ждут “всего и сразу от своих предков”. Да только кто же виноват в этом? Семья? Школа? Улица? Да. Каждый по отдельности и все вместе.

Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. Да, нужно учить их воевать за эту победу. Да, нужно чтобы они не боялись в процессе борьбы набить себе синяков и насмешек. Но самое главное - самим нам соответствовать этим принципам. Мы, учителя, должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за пультами управления, но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки гуманных взаимоотношений они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности, на уроках литературы.

О гуманизме уроков литературы следует сказать особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, как день, что главное назначение современного словесника - быть источником нравственного влияния. “Ничто, кроме литературы, - говорил П.М. Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени.

Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества”.

Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. “В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом”, - писал он.

Если умение воспитывать своим предметом было достоинством еще в XIX веке, то сегодня, в веке XXI, во времена дефицита человеческих ценностей, оно приобрело ещё большую значимость и необходимость.

Иногда учителей сравнивают по тому, кто напичкает головы своих учеников наибольшим объемом знаний. Поэтому они изощряются в изобретении способов, как эффектней и эффективней эти знания преподнести, чтобы запомнились впрок. Я считаю, что эти знания нужны, но важнее снабдить ученика объемом нравственных представлений, ведь смысл труда преподавателя литературы - в воспитании высокогуманной личности, настоящего Человека.

Порой мы, педагоги, видим и чувствуем, что основная масса наших учеников просто по долгу службы отсиживает положенное и отвечает на уроках. А ведь очень хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся горевали или смеялись, удивлялись или возмущались, хочется научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в литературных героях себе подобных, помочь ученику разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо, учить бороться с “плохо”, ставить и ставить перед учениками вопросы, искать вместе с ними ответы, беседовать, спорить о жизни, о людях.

Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.

Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения - благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь.

А она требует творческого развития ребенка, формирования его активности, самостоятельности, готовности и умения брать ответственность за собственную судьбу, за происходящее в обществе.

Это предполагает и новые принципы анализа произведений - необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания сделанных кем - то однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка персонажа, содержащихся в художественном произведении.

Постижению истины в литературно-художественных текстах, авторской гуманистической позиции помогает система вопросов и заданий. В качестве подтверждающего примера можно привести урок по теме “Я нужен людям” (А. Платонов, 8 класс, “Юшка”). Рассказ читает учитель. После нескольких предложений становится ясно, что главный герой - больной, неряшливо и неопрятно одетый помощник кузнеца. Чтение прекращается.

Нравится ли вам главный герой? (Нет).

Если бы вы такого человека встретили на улице, то:

а) подали бы руку?
б) прошли бы молча мимо?
в) брезгливо усмехнулись бы?
г) не обратили бы внимания, чтобы не испортить себе настроения?

Картина получается безрадостная.

Знакомясь с главным героем больше, дети понимают, что за внешне не очень приятным человеком - настоящий человек, просто он не умеет сердиться, гневаться, постоять за себя, не похож на других своей неряшливостью.

С одной стороны - добрый, кроткий Юшка; с другой - озлобленные люди. Несчастье просто не могло не произойти. Юшка погиб. Ученики слушают с огромнейшим вниманием текст, потом очень активно, перебивая друг друга, отвечают на вопросы.

Что же за человек Юшка?

Почему вы “забыли” о его неопрятной внешности?

Какая черта его характера выходит на первый план?

Почему дети издеваются над Юшкой? (Не дает сдачи)

За что взрослые обижают Юшку? (Не похож на них).

Разве плохо быть не похожим на других? Почему?

А каким нужно? Почему? Любил ли он людей? А они его?

Почему Юшка терпит унижение и оскорбление?

Если бы среди вас оказался такой человек, как бы к нему относились?

Представьте, что он - ваш родственник. Смогли бы его защитить от злых людей? Как?

Попробуем вкратце подвести итог о взаимоотношениях:

Можно ли быть таким? (Нет)

А каким? (Нужно уметь постоять за себя, не обижая и не унижая других).

Как Юшка относится к природе? (Нежно, трепетно)

О каких качествах характера Юшки свидетельствует его трепетное отношение к природе?

(Доброта, искренность, беззлобие).

Зря ли прошла жизнь Юшки? Пропало ли его добро?

(Нет. Добро не пропало, т.к. после его смерти появился добрый человек -дочь, которая продолжит его дело).

Поняли ли люди свою ошибку?

Изменилось ли их отношение к нему хотя бы после смерти? (Да. Они сказали: “Прости нас, Юшка”).

Теперь скажите, почему Платонов главным героем своего рассказа сделал такого непривлекательного внешне человека?

(Идет беседа о духовной красоте).

Система вопросов рассчитана на то, что учащийся должен сам определить собственное отношение к отдельным персонажам, гуманистическим идеалам, которые несут персонажи, аргументировать точку зрения конкретными фактами. На уроке звучат различные доводы в защиту или обвинение того или героя, происходит столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это - основа формирования активного, творчески мыслящего читателя.

Изучается рассказ В. Шукшина “Волки”. Герои рассказа - обыкновенные люди, два простых русских мужика Наум и Иван – тесть и зять. По ходу чтения составляется характеристика литературных героев:

Наум – нестарый, обаятельный, трудолюбивый, расторопный, хозяйственный.

Иван (зять Наума) – молодой, беспечный, чуть ленивый, своенравный.

Кто из героев вам нравится? Почему? Похож ли он на ваших родителей? Чем? (Наум, он похож на наших отцов, дедов своей хозяйственностью и трудолюбием). Сюжет прост. Наум и Иван поехали в лес за дровами, а на них напали голодные волки. Вдвоем они бы отбились от волков, но Наум струсил, убежал, оставив Ивана одного. Он оказался в большой опасности, волки растерзали его лошадь. Только смелость Ивана спасла его, он выжил, пришел в деревню и решил отомстить тестю за предательство.

Как вы теперь относитесь к героям? Почему вам нравится ленивый Иван?

Какие людские недостатки страшнее, чем беспечность, леность? (Подлость, предательство).

Встречали ли вы таких людей?

Что хотел сделать Иван после возвращения?

Кто ему помешал и почему? Что бы вы сделали на месте Ивана? Милиционера?

Не похожи ли чем - то в данном эпизоде герои-люди на волков? (Да, Иван хочет отомстить, отплатить злом за зло).

В. Шукшин не делит своих героев на четкие нравственные категории - этот положительный герой, а тот - отрицательный. Он, показывая несовершенство человека, преступающего законы морали, старается избежать назойливой назидательности, “лобовой атаки”.

Многие произведения современных авторов, включенные программу по литературе, заставляют задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: что в тебе хорошего, а что плохого? Может ли быть человек без единой отрицательной черты? Как это определить самому?

Работая над проблемой “Нравственное воспитание на уроках литературы”, я убедилась, как по-разному воспринимают учащиеся произведение, поэтому нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается - каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы? Мы же, учителя, стараемся помочь им своими уроками литературы как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Каждому учителю-словеснику всегда надо помнить, что литература - это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка и тем самым дать толчок к самостоятельности.

По информации с сайта ФИПИ: Направление «Год литературы», с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определённого читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Указом Президента РФ В.В. Путина «О проведении в РФ Года литературы» 2015 г. объявлен годом литературы. И это совершенно справедливое решение со стороны нашего правительства. Основной задачей проведения Года является привлечение внимания к чтению и литературе, повышения интереса россиян к книгам.


КАКИЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ МОГУТ БЫТЬ 2-го ДЕКАБРЯ?

Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду.
Творец книги – автор, творец её судьбы – общество.
Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются – и старые, и малые.
Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа.
Роль книги в жизни человека.
Способна ли книга сделать человека лучше?
Согласны ли Вы с утверждением А.Н. Толстого «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?
Может ли человек обойтись без книг?
Почему книги требуют бережного к себе отношения?

Значение литературы в жизни общества.
Какие жизненно важные вопросы задаёт литература?
Помогает ли литература познать человеку самого себя?
Какие нравственные уроки может преподать литература?
Согласны ли Вы с утверждением Д.С. Лихачева «Литература – это совесть общества, его душа?

Отношение читателей к литературным героям.
Кто для Вас идеальный литературный герой?
Какой литературный герой Вам ближе: созерцающий жизнь или преобразующий её?
Кто из литературных героев Вам интересен и почему?
Кого из литературных героев Вы узнаёте в своих современниках?

Книга или компьютер.
Роль книги в жизни моей семье.
Моя настольная книга.
Моя золотая полка.
Мои любимые герои.
Книга, которая меня изменила.
Книга, которую хочется перечитать.

КАКИЕ КНИГИ НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭТОМУ НАПРАВЛЕНИЮ:

А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
Н.В. Гоголь «Мёртвые души».
И.А. Гончаров «Обломов».
Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

М. Горький «Детство. В людях. Мои университеты», «Мать».
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
Е.И. Замятин «Мы».
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном».
Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Б.Л. Пастернак «Нобелевская премия».
В.А. Каверин «Два капитана».

ПИСАТЕЛИ-ЮБИЛЯРЫ 2015-2016 гг.

Прошло со дня рождения:

190 лет – САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА Михаила Евграфовича
145 лет – КУПРИНА Александра Ивановича
140 лет – БУНИНА Ивана Алексеевича
135 лет – БЛОКА Александра Александровича
130 лет – ГУМИЛЁВА Николая Степановича,
125 лет – БУЛГАКОВА Михаила Афанасьевича,
120 лет – ЕСЕНИНА Сергея Александровича,
110 лет – ШОЛОХОВА Михаила Александровича,
100 лет – СИМОНОВА Константина Михайловича.

ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ

на тему «Какие нравственные уроки может преподать русская литература»

В русской литературе всегда ставились морально-нравственные проблемы, и предлагались пути их решения на примерах конкретных поступков. Спектр этих проблем достаточно широк. Рассмотрим, какие нравственные уроки читатель может извлечь из повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
Уже сам эпиграф к произведению – «Береги честь смолоду» – указывает на то, что тема чести является основной для писателя. Он стремится осмыслить это понятие и на примере поступков своих персонажей показать, как важно каждому из нас руководствоваться мыслями о чести в повседневной жизни, совершая тот или иной нравственный выбор.
В начале повести отец Петра Гринёва, отправляя сына на военную службу, даёт ему напутствие: служить честно, начальству не угождать, а самое главное – беречь свою дворянскую честь. Поэтому в Симбирске, проиграв крупную сумму денег в бильярд, юноша ни на секунду не задумывается в том, что должен расплатиться со своим кредитором, хотя и понимает, что был обманут. Он следует законам дворянской чести, пот которым требовалось немедленно расплачиваться за проигрыш в азартных играх. Конечно, Пётр, поддавшись на уговоры слуги Савельича, мог бы не выплачивать долг, потому что деньги были выманены у него обманом. Но он их выплатил, честно ответил за свой проступок. По мнению Пушкина, человек способен сберечь душевную чистоту, только если он честен даже в мелочах.
Пётр Гринёв понимает честь как жизнь по совести. После захвата Белогородской крепости Пугачёвым, он отказывается присягнуть на верность самозванцу и готов умереть на виселице. Он предпочитает погибнуть героем, а не жить подлой жизнью предателя. Он не может нарушить присягу, которую дал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринёв был готов это сделать. От виселицы его спасла только случайность.
Соображениями дворянской чести Пётр Гринёв руководствуется и в других своих поступках. Когда Пугачёв помогает ему освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринёв хотя и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству не нарушает и честь сохраняет: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Юный Петруша в глазах предводителя мятежников становится воплощением верности, искренности и чести. Поэтому Пугачёв, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, даёт свободу и разрешает ему уехать. Самозванец не соглашается с советом Белобородова, предлагавшего попытать офицера, чтобы узнать, не подослан ли он оренбургскими начальниками.
Постепенно Пётр Гринёв приходит к высшему пониманию чести – самопожертвованию во имя другого человека. Будучи арестованным по доносу за связь с арестованным атаманом и обвинённым в измене Родине, пушкинский герой из-за соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Он боится, что девушку призовут в следственную комиссию, начнут допрашивать, и ей придётся вспоминать все недавно пережитые ужасы. А этого Гринёв допустить не может. Для него честь и душевное спокойствие любимой девушки дороже собственной жизни. Пётр предпочитает смерть или ссылку в Сибирь, только бы сберечь покой той, которую любит. В сложных жизненных ситуациях Пётр Гринёв остаётся верен понятиям чести и долга. Чего не скажешь о другом герое – подлом предателе Швабрине, который забыл свою честь ради спасения собственной жизни. Во время захвата Белогородской крепости мятежниками Швабрин переходит на сторону Пугачёва. Тем самым он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру. А главное – хотел расправиться со своим врагом – Гринёвым, насильно жениться на Маше Мироновой, которая его не любила. В экстремальной жизненной ситуации Швабрин хотел выжить, пусть даже через унижение, попрание собственной чести.
На примере жизни Швабрина А.С. Пушкин показывает: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, совершая разные поступки и тем самым выбирая путь Гринёва или Швабрина.
Итак, анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» позволяет сделать вывод о том, какой высокий идейно-нравственный потенциал заложен в этом произведении. Оно учит читателя не только тому, что честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости и включает в себя чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости. В своей повести А.С. Пушкин также показывает: истинная любовь подразумевает бескорыстную самоотдачу в отношениях с любимыми, и готовность пойти на самопожертвование и в этом заключается её величие. Читая пушкинское произведение, каждый из нас понимает, что предательство интересов Родины – страшный грех, которому нет прощения. Именно эти нравственные уроки способны преподать читателю бессмертные произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Как тут не вспомнить известные слова Д.С. Лихачёва: «Литература – это совесть общества, его душа».

«Воспитание нравственности на уроках литературы»

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 13 г.Дербент

Раджабова Фарида Рагимовна

Формирование личности, её характера, чувств, нравственных качеств, гражданской позиции, культуры поведения основывается на закономерностях и принципах и реализуется в методах и средствах воспитания. Вспомним предостережение А.И. Солженицына: «Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут её от смерти. С гнилым дубом дерево не стоит. И из всех всевозможных свобод, которые мы получили, на первый план всё равно выйдет свобода бессовестности».

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. Литература - единственный учебный предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый классы. Поэтому влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось идеологических, духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции системы образования. И как следствие, совокупность ценностных установок во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». В статье 2-й Закона РФ указывается: «Государственная политика в области образования основывается на одном из принципов:

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине…».

Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, регионально-культурных традиций и особенностей. Национальные традиции, без сомнения, обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, истине, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Воспитание не может выполнить своей основной задачи подготовки человека к жизни в данном обществе вне обучения. Данную закономерную связь обучения и воспитания в педагогической литературе называют принципом воспитывающего обучения. В современной школе возникает необходимость специально организованной деятельности учителя и ученика, для того, чтобы выполнить задачи воспитания в обучении. Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

Актуальность проблемы нравственного воспитания в современной школе, острая необходимость её решения, явились основным мотивом выбора темы моей педагогической концепции. Где, как ни на уроках литературы, заниматься воспитанием юных сердец?! Современное общество насыщено множеством информации: дети часами пропадают у телевизоров, «зависают», говоря на молодёжном сленге, у компьютеров и лишь малая толика наших воспитанников предпочитает книгу достижениям современного прогресса.

Проблема нравственного воспитания на разных этапах общественного развития привлекала внимание многих великих педагогов. Так Я.А.Коменский признавал огромную воспитывающую роль обучения, не разделяя обучение и воспитание. Ж.Ж.Руссо преобладающую роль отводил воспитанию, подчиняя ему обучение. И.Г.Песталоцци связывал умственное образование с нравственным воспитанием, обосновывая свой подход тем, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. Развитие общества внесло коррективы в соотношение воспитания и обучения. Так И.Ф. Гербарт, введя в педагогику термин «воспитывающее обучение», считал обучение основным средством воспитания.

К.Д.Ушинский видел в обучении важнейшее средство нравственного воспитания . Изучая его работы, я пришла к выводу, что эта идея мне наиболее близка , и именно она легла в основу моей концепции . На мой взгляд, нравственность можно воспитывать, создавая на уроках атмосферу, способствующую «проживанию» ситуации учеником. Только тогда, когда мы разовьём воображение ребёнка до такой степени, чтобы он «поменялся местами с персонажем» и прожил ситуацию как свою собственную, возможно принятие им тех идеалов и убеждений, которые мы хотим в нем воспитать. Безусловно, тема воспитания нравственности ненова, о ней говорили, говорят, и будут говорить – нравственность на все века!

Вызвать интерес у школьников к урокам литературы – задача, которую решает не одно поколение педагогов-словесников. Каким должен быть урок сегодня и завтра? Что помогает улучшить работу, сделать ее более качественной, эффективной? Наверное, не случайно профессию педагога сравнивают с профессией актера. И дело тут не только в том, что, как и актер, учитель должен уметь установить контакт с людьми, заинтересовать их, увлечь. Как не бывает одинаковых спектаклей, так не может быть и похожих уроков. Педагог-новатор Е.Н. Ильин советует: "Не бойтесь быть артистичными. Мы себя не демонстрируем. Мы себя передаем. Урок - это социальность, публичность, человечность" [Ильин, 1986: 35].

Ведь с мировоззренческой позиции, урок литературы – это действительная жизнь, проживание и осмысление которой совершается «здесь и сейчас». По-моему, нравственность рождается здесь, когда мы читаем «Телеграмму» К.Г.Паустовского, «совершаем преступление» с Раскольниковым, выступаем против «тёмного царства» с Островским Н.А., учимся любить с Шекспиром… Можно долго продолжать список произведений, которые формируют характер воспитуемого нами ребёнка, воспитывают нравственность его души.

А.М.Панченко говорил: «Приращение знания, приращение добра». Этим чувством должен быть наполнен каждый урок, к этому я стремлюсь в своей работе. На мой взгляд, душа, духовность, нравственность, смысл жизни, любовь – основные концепты урока литературы. Безусловно, уроки литературы должны давать знания и истории и теории литературы, ведь без них невозможно глубокое постижение нравственных и философских идей, заложенных в ней.

Урок – это творчество, которое предполагает новизну, оригинальность. Урок как педагогическое явление имеет свой состав и структуру, т.е. форму. Умение правильно выбирать цели урока, продумывать его содержание, определять взаимосвязь учебной ситуации на уроке, выбрать приоритетные методы, приёмы, средства обучения, спрогнозировать конкретный результат занятия являются определяющими в формировании профессиональной деятельности словесника.

Необходимо учитывать цель урока, которая достигается не сразу, а постепенно, через выполнение ряда последовательных заданий. Это и есть элементы структуры урока.

Структурообразующей единицей урока литературы в методической литературе принято считать учебную ситуацию, т.е. задание, которое является этапным в достижении цели урока. Учебная ситуация является эмоциональной частью урока, так как урок литературы носит творческий характер.

Учебная ситуация – это микродеятельность учителя и ученика, которая имеет свою цель, содержание (методы, приёмы, средства обучения, формы организации учебной деятельности) и результат. И главным результатом, на мой взгляд, является воспитание духовно-нравственной личности подрастающего поколения.

Чего я жду от детей: творчества, сотворчества или только воспроизведения? Этот вопрос я задала себе еще в начале своей педагогической деятельности – двенадцать лет назад. В мои руки попала статья С.Л. Штильмана «Живая вода интерпретации», в которой у автора рождаются вопросы, столь актуальные на сегодняшний день для учителей-словесников. «Для чего мы читаем классику и потом говорим о ней на уроках: для того, чтобы продемонстрировать филигранное мастерство разложения любой живой ткани на составляющие, или для того, чтобы «пропустить» литературный шедевр не только через разум, но и через сердце?!»- размышляет автор статьи. Действительно так! Мы разделяем мнение автора, ведь нам дана уникальная возможность на своих уроках через литературные шедевры «попасть» в сердца детей.

На своих уроках особое предпочтение я отдаю методу творческого чтения и эвристическому методу. Первый позволяет развить в детях наблюдательность, умение видеть и слышать явления жизни, умение найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путем выполнения различного рода творческих заданий. Метод реализуется через приемы выразительного (художественного) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельных сцен в исполнении актеров, обучение выразительному чтению учащихся, комментированное чтение. Важен прием беседы, где целью является выяснение впечатления учащихся о прочитанном произведении, направляя их внимание на идейные и художественные особенности, постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения.

Эвристический метод обучения развивает в учащемся способности к продуцированию идей, формируют умения вести продуктивный диалог, развивают способности действовать в ситуации неопределенности, поставить учебную цель, составить план ее достижения, находить разные ракурсы решения проблем. Кроме того, в учащемся развиваются способности к самоанализу и рефлексии.

Рождение эвристического обучения связывают с методом обучения Сократа, основным принципом которого является «знающее незнание» («Я знаю, что я ничего не знаю»), т.е. признание недостаточности знаний и развертывание на этой основе процесса незнания – припоминания. Уточняется, что я все-таки не знаю, выделяется объект незнания, и начинается процесс его освоения. Обучение идет через открытия, через собственное проникновение ученика в глубины явления, предполагая проживание учеником этого явления. «Вглядываясь, прочувсвовав и вдумываясь в проплывающее облако, выполняя культурный обряд, созерцая древнюю икону или картину современного художника, школьник воспроизводит внутри себя те процессы, которые составляют исторический поток жизни. В познании он оказывается сродни великим ученым, художникам…»

Эвристическое обучение ориентируется на достижение неизвестного заранее результата, для него важен процесс постижения знания, в результате учащийся не пассивно приобретает знание, а создает его, знание становится личным опытом учащегося.

На своих уроках я уделяю большое внимание теме Родины, потому что глубоко убеждена, что воспитание патриотизма – воспитание чести, чувства долга, любви к Отечеству и своему народу, несомненно, одна из априори нравственного воспитания. Атмосфера, в которой воспитываются ученики нашей школы особая, так как мы находимся на территории военного городка. Ежедневно, видя пример исполнения воинского долго, служения Родине, дети наполняют свои сердца патриотизмом. Неслучайно, выпускники нашей школы поступают в военные училища и не избегают службы в армии.

Много лет назад, войдя в пятый класс, я поняла, что сердца этих учеников открыты нравственному воспитанию. Добру нас учили сказки, ведь именно в них добро обязательно побеждает зло, урок добра мои ученики усвоили, подтверждением тому творческие работы, которые они выполняют. Ребята признавались, что плакали, когда читали «Муму» И.С.Тургенева. Они учились сопереживать чужому несчастью, осуждать деспотизм и, что самое ценное, в своих еще не совсем организованных речах дети размышляли о нравственном превосходстве Герасима над барыней.

Любить освещённые солнцем сосны, зеркальную гладь лесной воды, звёздное небо – легко. Они сами по себе прекрасны. Любить размытые оттепелью дороги или деревенскую страду, как их любили Ф.Васильев, Н.Некрасов, Л.Толстой, Шолохов или Шукшин, - трудно. На своих уроках я стремлюсь этого достичь. Когда мы рассуждаем о доброте, человечности, милосердии, совести, о героизме и любви к Родине, об общечеловеческом идеале, мы побуждаем учащихся, не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор, формировать нравственную позицию.

Для активизации мыслительной деятельности на своих уроках я использую активные формы обучения: элементы диспута, исследовательские задания, проблемные вопросы, ролевые игры, творческие задания, уроки-аукционы, уроки-путешествия. В своей работе я использую ассоциативный метод мышления – синектика. Синектика - способ стимуляции воображения, формирования проницательности (методика была предложена американским психологом Уильямом Гордоном). Этот метод позволяет мне незнакомое для детей сделать знакомым, а привычное чуждым.

Формирование умения анализировать художественные произведения является одной из задач, поставленных мною, в вопросе нравственного воспитания. На уроках ведётся большая работа по формированию этого умения через такие виды деятельности, как создание характеристик литературных героев, опорных схем и таблиц, сопоставление различных точек зрения по произведению, отдельным образам, соотнесение событий с определённой эпохой.

Формирование умения работать с книгой, дополнительными источниками, умение создавать письменные и устные сочинения помогают в организации уроков-семинаров, которые интересны учащимся («Проблема нравственного выбора в драме Островского «Гроза»»; «Проблема вечных человеческих ценностей в романе «Отцы и дети»», «Идеал человека в поэзии Некрасова»; «Образ Родины в поэзии А.Блока и С.Есенина» и др..).

В своей работе я опираюсь на методику системного руководства чтением и формирования читательской самостоятельности, которая позволяет знаниям перерастать в убеждения и превращать их в личностные вкусы, идеалы.

Творческие работы учеников я обязательно храню, чтобы затем можно было проследить их литературное развитие. Такие работы позволяют видеть внутренний рост ребёнка: от изменения ценностных ориентаций до овладения собственным стилем. Уроки не проходят даром, этому есть подтверждения. Так, в 2011 году в районном конкурсе «Русь святая, православная», посвящённом Рождеству Христову, мои ученицы 9 и 10 классов заняли второе и третье призовые места в конкурсе литературных работ, второе место в литературном конкурсе « Страницы семейного альбома».

Воспитание нравственности не ограничивается уроками литературы, оно продолжается на уроках русского языка. Безусловно, для этого необходима подборка специальных текстов (для различных видов разбора, текстов изложений и др.), подбор предложений, чему я уделяю особое внимание при подготовке к учебному занятию. Воспитание продолжается во внеурочной деятельности по предмету: литературные гостиные, вечера памяти, работа в школьной газете. Свою работу я продолжаю в школьном музейном уголке, ведь у человека без истории, без знания своего прошлого нет будущего.

Организуя и реализуя свою деятельность в системе, продумывая каждый урок и используя эффективные методы обучения, каждый литератор обязательно «достучится» до детских сердец, научит их ставить и достигать цели, действовать в ситуациях неопределенности, которые потом поставит перед ними жизнь. Современный урок литературы заставляет находиться в постоянном поиске, самосовершенствоваться не только ученика, но и учителя.

Опираясь на взгляды Е.Н.Ильина, мы приходим к выводу, что урок литературы – человекоформирующий урок. Данный взгляд на воспитание ученика на уроках литературы очень близок мне. Это тот путь к ученику, по которому необходимо твердо идти, нисколько не сомневаясь, что каждая судьба обязательно найдёт свой отклик в литературе!

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования, с которой, бесспорно, справится урок ЛИТЕРАТУРЫ.

Какие нравственные уроки может преподать литература о войне?

   С течением времени мы всё дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень тяжёлое время. Советский солдат смело смотрел в глаза смертельной опасности. Его смелостью, его волей, его кровью добыта победа над страшным врагом. Я не знаю, что такое война, даже услышав, я не могу представить, что это такое. Люди сражались «ни ради славы, ради жизни на земле..». Трагические события проявляют личные качества человека. Если у него добрая душа и сердце, он заступится за слабого, не пожалеет своей жизни ради чужой. Медсёстры вытаскивали раненых с поля боя, лётчики и танкисты, расстреливая боезапас, шли на таран, партизаны подрывали вражеские эшелоны… Люди отдавали свои жизни за родину, за свободу, за мирную жизнь, за будущее.
   Есть множество замечательных литературных произведений, отражающих жизнь человека в военное время. Например, классический роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Главной темой романа является героическая борьба русского народа с французскими захватчиками. Лев Николаевич выявил много проблем и показал их с огромной глубиной. Это произведение проникнуто любовью к Родине, гордостью за её прошлое. Читая этот роман, я вижу, как в борьбе с врагами проявляется русский дух, отвага. Роман «Война и мир» для меня не только книга об историческом прошлом страны, но и книга о нравственности. Из неё я извлекла множество уроков, которые будут помогать мне в жизни. Этот роман заставил меня задуматься над проблемами мужества, дружбы, верности, над нравственными вопросами, которые каждый человек непременно решает для себя.
   Ещё одним важным произведением является рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Это рассказ о простом человеке на войне. Лучшие черты народного характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, автор воплотил в главном герое - Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, достоинство. Весь рассказ проникнут глубокой, светлой верой в человека.
Нравственные уроки мы можем увидеть в поэме Александра Твардовского «Василий Тёркин». Поэма очень популярна именно потому, что её герой воплотил в себе основные качества русского солдата, его стойкость и жертвенность. Он любит свою Родину, смел и готов к подвигу, сохраняет человеческое достоинство. При этом в поэме почти отсутствуют описания героических поступков. Тёркин ловок, удачлив, мастер на все руки, умеет пошутить, поднять боевой дух товарищей. Война показана в поэме как тяжёлая работа, поэтому автор называет солдат тружениками. Образ Василия Тёркина словно укореняется в русской истории, приобретает обобщающее значение, становится воплощением русского национального характера.

В бой, вперёд, в огонь кромешный
Он идёт святой и грешный
Русский чудо-человек..


   У всех авторов, затрагивающих тему «человек на войне», есть общая черта: они стремятся изобразить не подвиг отдельных людей, а всенародный подвиг. Не героизм отдельного человека восхищает их, о подвиг всех русских людей, вставших на защиту Родины. Авторы стараются отразить в своих произведениях такие нравственные уроки и общечеловеческие ценности, как самопожертвование, вера в человека, единение народа, патриотизм.    Нам нельзя забыть подвиг советского народа. Сохранение истинной памяти об участниках этих событий – долг и честь каждого из нас.

Калашникова Ольга, 17 лет


на тему «Какие нравственные уроки может преподать русская литература»

В русской литературе всегда ставились морально-нравственные проблемы, и предлагались пути их решения на примерах конкретных поступков. Спектр этих проблем достаточно широк. Рассмотрим, какие нравственные уроки читатель может извлечь из повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.
Уже сам эпиграф к произведению – «Береги честь смолоду» – указывает на то, что тема чести является основной для писателя. Он стремится осмыслить это понятие и на примере поступков своих персонажей показать, как важно каждому из нас руководствоваться мыслями о чести в повседневной жизни, совершая тот или иной нравственный выбор.
В начале повести отец Петра Гринёва, отправляя сына на военную службу, даёт ему напутствие: служить честно, начальству не угождать, а самое главное – беречь свою дворянскую честь. Поэтому в Симбирске, проиграв крупную сумму денег в бильярд, юноша ни на секунду не задумывается в том, что должен расплатиться со своим кредитором, хотя и понимает, что был обманут. Он следует законам дворянской чести, пот которым требовалось немедленно расплачиваться за проигрыш в азартных играх. Конечно, Пётр, поддавшись на уговоры слуги Савельича, мог бы не выплачивать долг, потому что деньги были выманены у него обманом. Но он их выплатил, честно ответил за свой проступок. По мнению Пушкина, человек способен сберечь душевную чистоту, только если он честен даже в мелочах.
Пётр Гринёв понимает честь как жизнь по совести. После захвата Белогородской крепости Пугачёвым, он отказывается присягнуть на верность самозванцу и готов умереть на виселице. Он предпочитает погибнуть героем, а не жить подлой жизнью предателя. Он не может нарушить присягу, которую дал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринёв был готов это сделать. От виселицы его спасла только случайность.
Соображениями дворянской чести Пётр Гринёв руководствуется и в других своих поступках. Когда Пугачёв помогает ему освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринёв хотя и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству не нарушает и честь сохраняет: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Юный Петруша в глазах предводителя мятежников становится воплощением верности, искренности и чести. Поэтому Пугачёв, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, даёт свободу и разрешает ему уехать. Самозванец не соглашается с советом Белобородова, предлагавшего попытать офицера, чтобы узнать, не подослан ли он оренбургскими начальниками.
Постепенно Пётр Гринёв приходит к высшему пониманию чести – самопожертвованию во имя другого человека. Будучи арестованным по доносу за связь с арестованным атаманом и обвинённым в измене Родине, пушкинский герой из-за соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Он боится, что девушку призовут в следственную комиссию, начнут допрашивать, и ей придётся вспоминать все недавно пережитые ужасы. А этого Гринёв допустить не может. Для него честь и душевное спокойствие любимой девушки дороже собственной жизни. Пётр предпочитает смерть или ссылку в Сибирь, только бы сберечь покой той, которую любит. В сложных жизненных ситуациях Пётр Гринёв остаётся верен понятиям чести и долга. Чего не скажешь о другом герое – подлом предателе Швабрине, который забыл свою честь ради спасения собственной жизни. Во время захвата Белогородской крепости мятежниками Швабрин переходит на сторону Пугачёва. Тем самым он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру. А главное – хотел расправиться со своим врагом – Гринёвым, насильно жениться на Маше Мироновой, которая его не любила. В экстремальной жизненной ситуации Швабрин хотел выжить, пусть даже через унижение, попрание собственной чести.
На примере жизни Швабрина А.С. Пушкин показывает: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, совершая разные поступки и тем самым выбирая путь Гринёва или Швабрина.
Итак, анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» позволяет сделать вывод о том, какой высокий идейно-нравственный потенциал заложен в этом произведении. Оно учит читателя не только тому, что честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости и включает в себя чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости. В своей повести А.С. Пушкин также показывает: истинная любовь подразумевает бескорыстную самоотдачу в отношениях с любимыми, и готовность пойти на самопожертвование и в этом заключается её величие. Читая пушкинское произведение, каждый из нас понимает, что предательство интересов Родины – страшный грех, которому нет прощения. Именно эти нравственные уроки способны преподать читателю бессмертные произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Как тут не вспомнить известные слова Д.С. Лихачёва: «Литература – это совесть общества, его душа».