Все тесты по дошкольной педагогике. Ознакомление с социальной действительностью «ознакомление детей дошкольного

Елена Разумцова
Средства приобщения детей к социальной действительности

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Термин социокультурный состоит из двух основ : «социо » - значит общественный, имеющий непосредственное отношение к обществу, отношениям внутреннего его развития; «культурный» - относящийся к культуре. Таким образом, понятие «социокультурный » предполагает, что личность объединяет основные характеристики современного ей общества и культурного наследия. Другими словами, рассмотрение любого социального явления сегодня невозможно вне ценностей культуры.

Известно, что восприятие ребенком социальной действительности основано на его представлениях о базовых ценностях окружающего мира, которые формируются в раннем возрасте на этапах первичной социализации и овладении элементами культурного наследия.

Постепенно у ребенка формируется «социальная и культурная компетентность» , предполагающая знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а также умения понимать и правильно использовать их в процессе общения. Поэтому сегодня для педагога очень важно творчески подойти к проблеме ознакомления с социальной действительностью .

Знания о возрастных и психологических особенностях позволяют эффективно знакомить их с социальной действительностью .

Социализация – это процесс , который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица , усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию , умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах .

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации . Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности .

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка , взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети : чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»

Одним из ведущих методов обучения является – игра. Социальное назначение игры заключается в том, что она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род » , подготавливает детей к труду . Г. В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых.

Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой технике, которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества.

В ходе социально -исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром , усваивает моральные нормы, способы практической и умственной деятельности.

Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе , содержании и назначении в человеческом обществе.

Социальна игра и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит его играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения и т . д.). Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переходит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение , становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект.

Процесс ознакомления детей с социальной действительностью и родным краем осуществляется различными методами и приемами. Целесообразно помнить, что обучение детей не ограничивается занятиями. Более того, как отмечала в свое время А. П. Усова, значительной частью знаний и умений ребенок овладевает без специального обучения, в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений и других мероприятий. Поэтому задача педагога – помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий.

Средства приобщения детей к социальной действительности :

Первым, самым объёмным и значимым средством является сама социальная действительность . Она не только объект изучения, но средство , воздействующее на ребёнка , питающее его ум и душу. Не любой объект социального мира средство воспитания , а лишь та его часть, которая понятна и воспринята ребёнком определённого возраста.

Предметы рукотворного мира, с которыми ребёнок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении . В предмете заложен социальный опыт человека , уровень развития общества, технического прогресса.

Особенное место в предметном мире занимает – игрушка (техническая, сюжетная, народная) . Через игрушку малыш познаёт разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества , его моральные ценности, приближает к национальным корням. Исключительное место имеет кукла, она стимулирует развитие социальных чувств .

Художественная литература является источником знаний и источником чувств ребёнка. «Крайне важно, – писал В. Брюсов, – чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».

Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребёнка и способны не только информировать о каких-то предметах, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства.

Целенаправленная, продуманная педагогическая работа будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его раздумывать, размышлять над тем, что он знает. При этом такая работа окажет благоприятное воздействие на развитие человеческих, социальных чувств .

Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка , вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром , правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально -эмоциональное развитие ребенка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

Успешная реализация программ по социальному развитию возможна только при условии учета особенностей социально -эмоционального развития дошкольников. Поэтому внимательно наблюдайте за развитием каждого ребёнка. Полезно вести записи в дневнике – отмечать успехи и затруднения в развитии контактов со взрослыми и сверстниками, типичные трудности поведения и общения, преобладающее эмоциональное состояние, а также склонности, любимые занятия и игры.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Средства приобщения детей к социальной действительности

Для того чтобы реализовать свой потенциал во взрослой жизни, маленькому человека, пришедшему в детский сад, необходимо изначально успешно адаптироваться в мире людей. В наше время проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Для педагога очень важно творчески подойти к проблеме ознакомления с социальной действительностью.

Знания о возрастных и психологических особенностях позволяют эффективно знакомить их с социальной действительностью.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детейдошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети : чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери» …

Одним из ведущих методов обучения является – игра. Социальное назначение игры заключается в том, что она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род» , подготавливает детей к труду. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Средства приобщения детей к социальной действительности:

Первым, самым объёмным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но средство, воздействующее на ребёнка, питающее его ум и душу. Не любой объект социального мира средство воспитания, а лишь та его часть, которая понятна и воспринята ребёнком определённого возраста.

Предметы рукотворного мира, с которыми ребёнок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В предмете заложен социальный опыт человека, уровень развития общества, технического прогресса.

Особенное место в предметном мире занимает – игрушка (техническая, сюжетная, народная) . Через игрушку малыш познаёт разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, его моральные ценности, приближает к национальным корням. Исключительное место имеет кукла, она стимулирует развитие социальных чувств.

Художественная литература является источником знаний и источником чувств ребёнка. «Крайне важно, – писал В. Брюсов, – чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойное уважения, благородное и возвышенное».

Уточняет и расширяет представление детей о мире изобразительное искусство. Произведения больших художников затрагивают душу даже маленького ребёнка и способны не только информировать о каких-то предметах, но и вызвать поистине высокие нравственные чувства.

Целенаправленная, продуманная педагогическая работа будет способствовать и обогащению ребенка новыми знаниями, и научит его раздумывать, размышлять над тем, что он знает.

В первую очередь педагог знакомит детей с предметным миром, а точнее знакомит детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать).
Далее р ебенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят.… Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей. На последнем этапе в освоении ребенком предметного мира (спонтанно-исследовательский и преобразующий) дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.

В детском саду для приобщения детей к социальной действительности используют различные дидактическии игры.

Подготовила Мишагина Надежда Михайловна Воспитатель МДОУ №1 «Ромашка» Майнского района Ульяновской области

Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена взрослые учили и учат своих детей тому, что знают и умеют сами, тому, что, на их взгляд, пригодится ребенку в жизни.

Таким образом, проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. Она непосредственно связана не только с психологией и педагогикой, которые изучают возрастные особенности социализации, становления человека человеком. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов. Исторический анализ убеждает также в важности и необходимости квалифицированной помощи ребенку со стороны взрослых в сложном процессе вхождения в мир себе подобных.

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

В приказе чётко указаны требования к структуре образовательной программы дошкольного образования. Она должна быть направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

На первый план выходит социально-коммуникативное развитие, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основная задача педагога - показать детям социальный мир "изнутри" и помочь ребенку понять свое место в этом мире как члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет проходить через действия с предметами, через общение. Поэтому, важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания и социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Рассмотрим эти средства с точки зрения их разнообразия, потенциальных возможностей для решения педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Известно, что в педагогике различаются средства воспитания и средства обучения. Когда речь идет об ознакомлении детей с социальной действительностью, эти две категории - воспитание и обучение - не могут рассматриваться изолированно друг от друга, так как они взаимосвязаны.

Первым, самым объемным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу.

Главная функция, которая возлагается на это средство, - показать детям социальный мир изнутри и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как члена людского сообщества, участника событий, преобразователя.

Но, не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста и определенного уровня развития и при условии адекватной методики.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или которые видит в своем непосредственном окружении.

Однако следует помнить, что не каждый предмет становится средством познания социального мира, даже если находится в поле зрения детей. Ребенок может не замечать предмет, не интересоваться им до тех пор, пока взрослый не укажет на него, не создаст малышу условия для действий с предметом. Лишь в этом случае предмет субъективно - для данного ребенка - станет средством познания мира.

Особое место в предметном мире занимает для ребенка игрушка. Она тоже является для него средством ознакомления с социальным миром. Через игрушку ребенок познает разнообразие жизни в ее свойствах и качествах, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные ценности и идеологические установки.

Большую роль в приобщении детей к социальной действительности играют художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка.

Таким образом, ребенок знакомится с социальным миром с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Важно лишь понимать, что, объективно являясь носителями информации, средствами познания они становятся при определенных условиях, а именно при доступности восприятию (находятся в пределах порогов информативности) , соответствии возрастным возможностям восприятия, эмоциональной насыщенности.

Главное значение использования средств приобщения к социальной действительности в процессе социально – коммуникативного развития в том, что оно даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает коммуникативные способности, открывает большие возможности для детского фантазирования, а также способствует становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Важно отметить, что такая работа по социально – коммуникативному развитию, проводимая с детьми в дошкольном возрасте, учитывая сензитивный период, поможет детям в дальнейшем стать полноправным членом нашего общества.

Второй особенностью является то, что в обучении слово должно опираться на непосредственное восприятие ребенком действительности, его чувственный опыт.

Обучение дошкольников также должно затрагивать эмоции ребенка, вызывать эмоциональное отношение, способствовать активности детей в усвоении знаний.

Еще одна особенность обучения детей дошкольного возраста заключается в том, что оно организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой и потому важен и сам по себе, и во взаимосвязи с другими видами, организованными в единый педагогический процесс.

Тема V. СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ

Эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Рассмотрим эти средства с точки зрения их разнообразия, потенциальных возможностей для решения педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Известно, что в педагогике различаются средства воспитания и средства обучения. Когда речь идет об ознакомлении детей с социальной действительностью, эти две категории - воспитание и обучение - не могут рассматриваться изолированно друг от друга, так как они взаимосвязаны.

Первым, самым объемным и значимым средством является сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и flyuryj

Однако социальная действительность как объективная данность только может быть, но отнюдь не всегда является средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Таковым она становится в том случае, если субъекты, объекты, факты, события, с которыми встречается ребенок, понятны ему, доступны, личностно значимы для него. Например, годовалый ребенок может находиться в гуще социальных событий, острых взаимоотношений, ярких фактов. Является ли при этом социальный мир средством воспитания малыша? Оказывает ли он существенное влияние на социализацию личности? Возможно, но только через опосредованное воздействие, через близких людей, через их эмоциональное состояние. А собственно познание социальной действительности будет происходить через действия ребенка с предметами, через общение, направленное на него непосредственно. Весь остальной мир для ребенка этого возраста как бы и не существует, а значит, и не может быть использован в качестве средства воспитания.

Основные темы ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Формы организации обучения ознакомления детей с социальной действительностью:

МЕТОДЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ПЕДАГОГУ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО ПРОВОДИТЬ РАБОТУ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ

Методы, повышающие познавательную активность

Методы, вызывающие эмоциональную активность

Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности

Методы коррекции и уточнения детских представлений

    Элементарный анализ

    Сравнение по контрасту и подобию, сходству

    Группировка и классификация

    Моделирование и конструирование

    Ответы на вопросы детей

    Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы

    Воображаемая ситуация

    Придумывание сказок

    Игры-драматизации

    Сюрпризные моменты и элементы новизны

    Юмор и шутка

    Сочетание разнообразных средств на одном занятии

    Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности

    Перспективное планирование

    Перспектива, направленная на последующую деятельность

    Повторение

    Наблюдение

    Экспериментирование

    Создание проблемных ситуаций

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Компоненты патриотического воспитания

Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру)

Деятельностный (отражениеотношения к миру в деятельности)

    Культура народа, его традиции, народное творчество

    Природа родного края и страны, деятельность человека в природе

    История страны, отраженная в названиях улиц, памятниках

    Символика родного города и страны (герб, гимн, флаг)

    Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому

    Интерес к жизни родного города и страны

    Гордость за достижения своей страны

    Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому

    Восхищение народным творчеством

    Любовь к родной природе, к родному языку

    Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде

    Продуктивная деятельность

    Музыкальная деятельность

    Познавательная деятельность

Основные разделы патриотического воспитания дошкольников: Мой дом – моя семья
    Знакомим с русской народной культурой Столица нашей Родины – Москва Земля – наш общий дом Защитники Отечества
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста

Средства существования:

Продукты питания и их потребление (способы)- Одежда и способ ее ношения- Жилище и способы его эксплуатации

Среда обитания:

Гигиена среды обитания (воспитание потребности в гигиене)- Порядок и удобство среды обитания- Красота среды обитания

Знакомство с организмом человека :

Гигиена- Здоровье- Назначение частей человеческого тела

Уровень цивилизации как показатель культуры общества

Субъектность среды обитания как показатель культуры обществаУмение управлять собой, владеть своим телом

Развитие способностей человека:Homo sapiense – способность быть человеком разумнымHomo moralese – способность ориентироваться на другого человекаHomo faber – способность быть человеком творящим, созидающимПостроение взаимных отношений:- Поведенческие традиции (воспитание, начиная с дошкольного возраста)- Я никому не мешаю- Ценность другого человека не должна пострадать- Я всегда помогаю другим людям- Я стараюсь быть естественным- Признание ценности другого человека- Признание ценности общества: только в обществе других людей хорошо видна индивидуальность каждого человека; и только в обществе других людей человек остается человеком

Духовность как показатель культуры общества

Нравственность как показатель культуры общества и его членов

2.5. Содержание психолого- педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» Цель : формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:– развитие трудовой деятельности;– воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;– формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Связь с другими образовательными областями

«физическая культура»

формирование физических качеств и свойств организма как основы трудовой деятельности

«здоровье»

Формирование представлений о функциональных особенностях организма и их возможностях для трудовой деятельности

«коммуникация»

Развитие общения детей друг с другом и взрослыми в процессе организации различных видов труда

«безопасность»

Формирование безопасных способов трудовой деятельности

«познание»

Расширение представлений о качествах и свойствах предметов, сенсорное развитие, формирование ЭМП, формирование целостной картины мира.

«социализация»

Формирование гендерной принадлежности, развитие партнерских взаимоотношений в процессе организации различных видов труда

«чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для формирования положительного отношения к труду, расширение представлений о трудовой деятельности взрослых и детей

« художественное творчество»

Использовать приобретенные трудовые навыки при работе с изоматериалами, бросовым, строительным, природным материалом

«музыка»

Использовать средства музыки для формирования представлений о труде и его ценности в жизни человека

Программное обеспечение

Программы технологии

Трудовое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2–7 лет / Т. С.Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду: Авторская программа / Л. В. Куцакова. - М.: Совершенство,1999.

Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / под редакцией Р. С. Буре. - М.: Просвещение, 1987.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / под ред. Виноградовой А. М. - М.: Просвещение, 1989. - Главы: «Воспитание положительного отношения к труду», Година Г. Н., «Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду», Шатова А. Д.

Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателей / Л. В. Куцакова. - М.: Просвещение, 1990.

Беседы с дошкольниками о профессиях / Т.В. Потапова. - М.: Сфера, 2005.

Чудесные поделки из бумаги: Книга для воспитателей детского сада / З. А. Богатеева. - М.: Просвещение, 1992

Конструирование из природного материала / Л. А. Парамонова. - М.: Карапуз.

С.В. Соколова Оригами для сарших дошкольников / С.В. Соколова.-СПб.: Детство-Пресс, 2004

А.Н. Малышева Аппликация в детском саду/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева.- Ярославль: Академия Холдинг,2004

Э.К. Гульянц Что можно сделать из природного материала: помобие для воспитателей детского сада/ Э.К. Гульянц, И.Я. Базик.- М.: Просвещение,1984

Трудовое воспитание дошкольников

Виды труда

Ручной труд(мотивация – сделать приятное взрослому, другу-ровеснику, младшему ребенку)Ознакомление с трудом взрослыхХозяйственно-бытовой труд(содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность)Навыки культуры быта(труд по самообслуживанию)Труд в природе

Формы организации трудовой деятельности: Поручения

    простые и сложные;эпизодические и длительные;коллективные и индивидуальные
Дежурство (не более 20 мин)
    формирование общественно-значимого мотиванравственный, этический аспект
Коллективный труд (не более 35-40 мин)

Типы организации труда детей

Труд рядом

Индивидуальный труд

Коллективный труд

Совместный труд